Оперная певица пережила любовь Шуберта, Шумана и Малера. Только Шехтман остался не приступен.
9 апреля в 19.00 Юлия Лежнева выступит в Малом Зале Петербургской Филармонии. Если концерт состоится. Что это она выступает в Малом Зале после Большого, в ноябре 2019 г., когда и Большой был переполнен, остается загадкой. На этот раз Юлия выступает с новой программой. На суд слушателей с предстанет “Круг песен” Роберта Шумана на стихи Й Эйхендорфа, вокальный цикл Густва Малера на стихи того же Густава Малера “Песни странствующего подмастерья”, и напоследок песни Шуберта с их легко запоминающимися мелодиями. Никакого оркестра не будет. Они выступят только вдвоем, Михаил Шехтман (фортепиано) и Юлия Лежнева – вокал. Неофициально Михаил Шехтман и Юля Лежнева считаются влюбленной парой, но Михаил Шехтман это яростно отрицает. В предстоящем выступлении им придется пережить три любви великих композиторов – Шуберта, Шумана и Малера. Программа построена на их вокальных циклах, посвященных лучшим чувствам к женщинам.
Подмастерий много, любовь одна
“Песни странствующего подмастерья” — вокальный цикл австрийского композитора Густава Малера, написанный в 1884—1885 годах на собственный текст, именно в первом варианте, для голоса и фортепиано (есть еще оркестровая версия). Эту версию и будут исполнять Юлия Лежнева и Михаил Шехтман. Импульсом к циклу послужила несчастливая любовь Малера к певице Йоханне Рихтер, ей и посвящен песенный цикл. Быть может, певица и аккомпаниатор найдут в цикле что-то личное. К моменту исполнения второй версии цикла, с оркестром, в 1896 году , через 10 лет, цикл был посвящен уже другой любви автора – исполителем цикла стала оперная певица Антон Систерманс, которой приписываются теплые чувства к композитору.
В 1902 году Малер, наконец, женился в возрасте 42 лет. Его жена, Альма, моложе его на 19 лет, «красивая, утончённая женщина, воплощение поэзии», во всём была и красивее, и женственнее, и ростом Малеру подходила больше. Но при этом Анна была определённо умнее, и понимала Малера намного лучше. И в первое время их совместная жизнь, по крайней мере внешне, вполне походила на идиллию, особенно в летние месяцы в Майерниге, где возросшее материальное благополучие позволило Малеру построить виллу. В начале ноября 1902 года родилась их старшая дочь, Мария Анна, в июне 1904-го — младшая, Анна Юстина.
Осенью 1910 года перенапряжение обернулось серией ангин; ангины, в свою очередь, дали осложнение на сердце. Он продолжал работать и в последний раз, уже с высокой температурой, встал за пульт 21 февраля 1911 года. Роковой для Малера стала стрептококковая инфекция.
Американские врачи оказались бессильны. Он захотел вернуться в Вену. На протяжении 6 дней его имя не сходило со страниц венской прессы, ежедневно печатавшей бюллетени о состоянии его здоровья. Он умирал в клинике, окружённый корзинами цветов, в том числе от Венской филармонии — это было последнее, что он успел оценить. 18 мая незадолго до полуночи Малера не стало.
«Песни странствующего подмастерья» — самое романтичное сочинение Малера, заставляющее вспомнить песенные циклы Франца Шуберта «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», которые частично и прозвучат в финальной части концерта. Они созданы в 1827 году, на 60 лет раньше.[Та же сюжетная канва: отвергнутый своей возлюбленной, юный подмастерье отправляется странствовать по свету. Как писал сам Малер о своём цикле, «странствующий подмастерье, настигнутый злой судьбой, выходит в широкий мир и бредет, куда глаза глядят».
Шуберт и Шуман – трагические концы
У Шуберта его песенные циклы отностся к последему трагическому моменту его жизни – он тяжело болен и вскоре умрет. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома. Осенью 1828 года Франца Шуберта мучила двухнедельная лихорадка, вызванная инфекционным заболеванием кишечника – брюшным тифом, от которого он и умер.
У Шумана была достаточно счастливая личная жизнь, благодаря ее характеру в его творчестве присутствует известныя заряд оптимизма, не присущий Шуберту. Вопреки желаниям отца, в 1840 году Шуман женится на Кларе Вик, что однако не спасло его от тяжелых болезней. Шуман страдал от психического расстройства, впервые проявившегося в 1833 году, итого стала сильная депрессия. После попытки самоубийства в 1854 году он, по собственному желанию, был помещён в психиатрическую клинику. По мнению медиков случай Шумана являлся классическим примером шизофрении, а другие исследователи находили у него биполярное аффективное расстройство. В 1856 году Роберт Шуман скончался, так и не излечившись от психического недуга.
Трем великим чувствам этих трех композиторов посвящена программа этого концерта.
Алексей Орешкин