сайт посвящен музыке в Санкт-Петербурге, будет публиковать расписания концертов от филармонических залов и кончая джаз-клубами и самыми последними ресторанами, где приветствуется музыка

Голос “ангельской красоты”

Юля Лежнева в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии

Я не был на дебютном концерте 20-летней Юлии Лежневой в Альберт-холле, в Лондоне с тех пор прошло немало времени. Меж тем 5 декабря 2019 ей исполнится уже 30. Восхождение юной певицы на музыкальный олимп прошло для меня практически незаметно. И только вчера, 28 ноября 2019 года, я открыл ее для себя в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. И это было восхитительно.

Фото Юлии Лежневой с TV «Культура»

Первые две арии мне совершенно не понравились, но была третья, четвертая, 12 — дцатая. На третьй арии я уже плакал. Концерт, начавшийся в 20 часов, продолжался до без 5-ти 23. И с каждой минутой я открывал все новые и новые грани  ее таланта. Особенно мне нравится этот прием, когда после мощного крещендо голос поет тихо, почти неслышно. Оркестр вдруг пропадает, певица поет сольно пару-тройку минут, постепенно утихая, в такие минуты особенно слышен этот одинокий голос человека, со всеми переполняющими его эмоциями, потом солистка чуть громче продолжает, вступают скрипки, и первая же нота, взятая скрипкой, сливается с нотой голоса в унисон или в интервал, и попадание голоса, и одновременно скрипки в интервал  просто идеально! Разнеси оркестр от солиста на 100 килиметров или даже на тысячу, они все равно будут играть слитно, даже если не будут слышать друг друга.

Или вот еще прием, характерный для оркестра барочной музыки. В тур пору, когда вокалисты гнали, как будто загоняя темп, но сохраняя его ровным, голос и скрипка, играя совершенно разные партии, добиваются того, что кажется , что это одна медодия. Так кажется, но это совершенно разные мелодии! Обе мелодии или даже три, сохраняя темп, наполняются украшениями, каждая нота в основной партии голоса пропевается как четыре. И это в темпе порядка 120 ударов в минуту. Темп, таким образом, достигает 480 ударов в минуту, или 240, по крайней мере. Темп задает солистка, Юлия Лежнева! Она работает как метроном. Очень ритмично. И оркестр выпевает свои ноты в том же темпе. И в какой это музыке? Это что вам, звучит джаз в стиле би-боп? Нет! Это классика, конца 17-го, начала 18-го века. Музыка таких композиторов, как Гендель и Вивальди.

 Юлия Лежнева и ее пратнеры, привезенный из Германии ансамбль барочной музыки  “Concerto Koeln” из Кельна, сосредоточились на музыке барокко, даже на раннем барокко. Это прежде всего Георг Гендель (1685  — 1759) и Антонио Вивальди  (1678 — 1741), и, новые для русского слушателя, Никола Антонио Порпора (1686–1768) и Карл Генрих Граун (1704 — 1759). Эпока барокко характеризуется сложностью, чрезмерной детализацией, подробностью. Про голос певицы не скажешь хрупкий, он разбивает в осколки, в мельчайшие частички воздуха пространство, как испещренный хрусталь.

Лежнева привезла с собой отточенный ансамбль из 16-ти музыкантов. Среди обыкновенных скрипок, виолончелей, фагота, флейты играют предок гитары – виолла де гамбо и пращур фортепиано – клавесин. Именно клавесин – инструмент с нерегулирующимся звуком и виолла с ее стеклянным, чуть суховатым звучаним  делают ансамбль действитльно стильным.

Из всех, исполненных на концерте произведений, не могу судить объективно, но было одно, безусловно, известное – “Casta Diva” или Каватина Нормы из оперы Bинченцо Беллини “Норма”. И хватит. Это вам не рождественский концерт, где узнаваемость произведений – главное, что объединяет слушателей.

Алексей Орешкин