Российские чиновники видят в музыкантах шпионов

До нас дошла записи его исполнения на контрабасе от 1929 года, когда он уже дирижировал Бостонским оркестром, но при этом еще играл на контрабасе. Эта история о человеке, чьим смыслом жизни стал контрабас.

Serge Koussevitzky:Chanson Triste

Сергей Кусевицкий родился в Вышнем Волочке Тверской губернии в 1874 году и никогда бы не увидел ни Парижа, ни Нью-Йорка, если бы ни его крутой нрав и какая-то не свойственная русским бескомпромиссность. Он родился в семье музыканта и мелкого ремесленника Александра Кусевицкого в Верхнем Волочке 26 июля 1874 года. Семья была бедной, что несвойственно евреям. Евреем был отец.  Когда родился сын, мало кто мог предположить, что мальчик станет одним из самых выдающихся музыкантов 20-го века. Мать — Анна Барабейчик была пианистка.. Она умерла от страшной болезни, когда Сергею было только 3 года. Отец с горя сразу запил, но быстро оправился – ему достались в наследство 5 братьев и одна дочь. Отец занялся воспитанием детей и их образованием – они по решению отца, должны были посвятить жизнь музыке (дочь – как хочет). Сергей с детства обучался игре на скрипке, виолончели, фортепиано, а в 13 лет начал осваивать контрабас и влюбился. В контрабас конечно. Это была любовь на всю жизнь. На втором месте была жена, вскоре появившаяся.

В Москву учиться

У Сергея в Москве обнаруживается идеальный слух, что важно для контрабасиста

В 17 лет он тайне от отца едет в Москву поступать в консерваторию. Но там прием уже закончен. Тогда Сергей наведывается в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, где убеждает директора послушать его..Директор слушает и обнаруживает у парня невероятные способности – у него великолепная память на звуки, идеальный слух и навыки обращения с контрабасом. Директор берет его в ученики. В Москве складывается идеальные условия для обучения контрабасу – контрабасистов не так много, эта специальность не так популярна. Более того — на этом инструменте можно было учиться бесплатно и даже получать стипендию, что для безденежного Кусевицкого было немаловажно.

Рост человека примерно равен длине мензуры. Сергей Кусевицкий

Контрабасист Кусевицкий быстро осваивает контрабас и завоевывает славу контрабасиста виртуоза. Его без конкурса принимают в контрабасовую группу Большого театра, где он наконец получает зарплату. Через несколько лет он становится концертмейстером контрабасной группы.

 В 1896 году начались сольные выступления Кусевицкого. Его приглашают выступать в Праге, Дрездене, Берлине, Лондоне, он совершает турне по России, принимает участие в концертах вместе с Шаляпиным, Рахманиновым. Где бы ни играл Кусевицкий, его появление за контрабасом вызывает сенсацию. В 1902 году Кусевицкий выступил в одном концерте с Собиновым и, как заметил рецензент, «необыкновенный контрабасист затмил собою обаяние тенора». В 1903 году Сергей дебютирует с концертом в Германии.

Во время Первой мировой

После Великой октябрьской революции Кусевицкий вернулся в Россию

В 1914 году начнется Первая мировая война, где Германия воспользовавшись  Россией в период смуты (Великая октябрьская революция) и побеждает в 1918 году. До этого времени Сергей Кусевицкий, вернувшись в Россию, руководит в 1909 году Московским оркестром. Кусевицкий основал в Москве собственный оркестр, который с успехом концертировал в Европе. В 1908 году дебютировал как дирижёр с Берлинским филармоническим оркестром, исполнив с Сергеем Рахманиновым его Второй фортепианный концерт. После революции Кусевицкий руководит симфоническим оркестром в Петрограде (1917—1920).

Удачная женитьба на больших деньгах

Наверное это так совпало – любовь и карьера. Невеста Наталья Ушкова

В семнадцатилетнем возрасте Кусевицкий получил стипендию московского миллионера (торговца чаем) и мецената Константина Капитоновича Ушкова для продолжения учёбы в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе. И нехотя (или хотя) знакомится с его дочкой Натальей. В 1905 году, в 31 год он женится на Наталии Константиновне Ушковой (1 октября 1881, Москва — 11 января 1942, Бостон) — скульптор, вторая жена Сергея Кусевицкого), дочери мецената Константина Ушкова, получив за ней огромное приданое. Получив это самое приданное Сергей становится необыкновенно смелым.

Сергей и Наталья Кусевицкие

Кусевицкий демонстративно уходит из оркестра Большого театра и публикует в московской газете «Русское слово» нашумевшую статью под названием «Новые илоты». В статье он в очень резких выражениях, с приведением цифр и фактов, обвинил Дирекцию императорских театров (та самая на  которую Петр Ильич Чайковский работает) в бесчеловечной эксплуатации музыкантов оркестра, отдающих всё своё время и силы за ничтожный гонорар, обрекающий их самих и их семьи на полуголодное существование.  Цитирую Кусевицкого:

 «Мертвящий дух полицейского бюрократизма, проникший в ту область, где, казалось, ему не должно было быть места, в области чистого искусства, привлечения артистов в ремесленников, интеллектуальная работа в повседневном труде».

Кусевицкого и его жену отказываются выпускать  на том основании, что, если Советская Россия потеряет такого дирижера, страна лишится симфонической музыки. Кусевицкий утверждает и заявляет, что если и произойдет, то не продирижирует больше ни одной нотой, уедет в деревню и будет пахать землю, так что результат будет тот же. Как ни странно, эта угроза сработала, решение было дано, и в мае 1920 года Кусевицкие покинули Россию. В зарубежных банках сохранилась часть их капитала, и благодаря этому Кусевицкий смог продолжить концертную деятельность.

Константин Ушков — отец невесты

Кусевицкий уезжает в Берлин, для безопасности. Своей.

Через 9 лет, в 1914 году начнется Первая мировая война, где Германия воспользовавшись  Россией в период смуты (Великая октябрьская революция) побеждает в 1918 году. В это время Сергей Кусевицкий, вернувшись в Россию, руководит в 1909 году основал в Москве в 1909 году собственный оркестр, который с успехом концертирует в Европе. В 1908 году он дебютировал как дирижёр с Берлинским филармоническим оркестром, исполнив с Сергеем Рахманиновым его Второй фортепианный концерт. После революции Кусевицкий руководит симфоническим оркестром в Петрограде (1917—1920).

Ссора с большевиками. Увольнение  Луначарским

Вроде Луначарский был приличным человеком. И все же …

В 1917 году Кусевицкий лишается всего состояния — были национализированы его оркестр, издательство, художественные коллекции. Его отношение к большевикам ясно из письма в редакции газеты, написанного им в первые дни нового режима: «…ни о каком «контакте» между мной и фактической новой властью не может быть и речи; Что касается концертов, то я продолжаю давать их, однако, не во имя воцарившегося в нас режима грубого произвола и войны, но во имя тех избранных, чутких представителей наших исстрадалось общество, для которого музыка — то же самое, что хлеб насущный, и который в стихии искусства ищет хотя бы существенного отдыха от захвата нашей отвратительной стихии зверства и хамства»..

Анатолий Луначарский

С большевиками у Кусевицкого отношения сразу не складывались. Вам вcтречалась фамилия Луначарского? Безусловно встречалась – она происходит от “Лунной сонаты” Бетховена. Бетховен, сочинявший эту пьесу, в последствие названной “Лунной сонатой”, поддался чарам Луны. Так вот комдив Большого симфонического оркестра в Петрограде, получив отставку в Петрограде c должности дирижера подписанную Луначарским (документ прилагаю).  Таким образом у Кусевицкого работы здесь не стало и он с чистой совестью уехал в Париж.

Новая жизнь в Париже

До уезда Кусевицкого в Европу выехали Рахманинов, Стравинский, Шаляпин, Черепнин. Там был друг Кусевицкого Равель. И Кусевицкий, пользуясь знакомыми, организовал в Париже новую жизнь для своих и приглашенных в оркестр  музыкантов. С 1921 по 1928 годы проходят в Париже «Концерты Сергея Кусевицкого».

Сергей Кусевицкий в момент выступления в Париже

В 1921 году он дирижирует постановками «Бориса Годунова» и «Хованщины» в Гранд-Опере. В 1928 году в этом же театре он дирижирует премьерой оперы С.Прокофьева «Огненный ангел».

Переезд в Бостон

В 1923 году Кусевицкий выезжает в США, не переставая делать концерты в Париже (в 1941 году он получает гражданство США). В 1924 году Кусевицкий получает приглашение возглавить Бостонский симфонический оркестр и уезжает в США. В 1924—1949 годах Кусевицкий руководит Бостонским симфоническим оркестром.

С присущей ему активностью он стал проводить полномасштабную реформу коллектива, освобождаться от балласта, нанимать новых оркестрантов, укреплять дисциплину. В следующем сезоне к коллективу присоединились 36 первоклассных музыкантов, в основном молодых. Интерес к концертам рос, увеличилась подписка на абоненты.

По заказу дирижера специально для этого оркестра пишут сочинения Игорь Стравинский, Поль Хиндемит, Артур Онеггер, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Аарон Копленд, Джордж Гершвин.

Любопытно, что до конца жизни Сергею Александровичу так и не удалось избавиться от ужасающего русского акцента. Кусевицкий отличался непосредственностью поведения в любом обществе. Однажды некая дама, восхваляя его, назвала Кусевицкого лучшим дирижером мира, и он возразил ей: «Ну как же, есть еще превосходные дирижеры!» И беспомощно обернулся к жене: «Наташа, кто?».

Начиная с 1936 года, Бостонский симфонический оркестр каждое лето принимает участие в конкурсах Тэнглвуда в Беркширских горах, а в 1940 году Кусевицкий выступает в Беркширском (ныне Тэнглвудском) музыкальном центре, в котором проводится обучение молодых исполнителей и где он сам преподает дирижерское мастерство. Одним из его помощников был Леонард Бернстайн.

Кусевицкий в Танглвуде

Война священная

В годы Второй мировой войны Кусевицкий стал первым в США исполнителем Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Раньше, чем на родине в Петербурге. Обращаясь к публике перед началом концерта, Кусевицкий сказал: «Я заявляю о моей вере в человечество, потому что надеюсь на победу России… Симфония Шостаковича является посланием веры и победы человеческого духа над смертью. Мы должны быть благодарны этому великому народу, который через тягчайшие страдания ведет нас к надежде, свету и воскрешению». Весь сбор с концерта (11 тыс. долларов) был перечислен в фонд помощи России. Точно также поступал Сергей Рахманинов в те годы. В 1946 Кусевицкий году возглавил созданный по его инициативе Американо-советский музыкальный комитет. Хлопотал о гастролях своего оркестра в СССР, однако ЦК ВКП(б) отклонил ходатайство Всесоюзного общества культурных связей (ВОКС), мотивируя решение тем, что оркестр Кусевицкого «слишком велик» и в его составе наверняка будут «разведчики и другие враждебные элементы». Конечно, конечно. Враждебные элементы могут быть заложены в пульты для оркестра и во время концерта в самом сердце Петербурга рвануть…

Вторая мировая война

Так отблагодарили советские чиновники за бескорыстную помощь.

После войны

В 1949 году Кусевицкий поручает руководство Бостонским симфоническим оркестром Шарлю Мюншу, но продолжал оставаться дирижером, преподает, гастролирует по Америке и Европе. Последний концерт великого музыканта состоялся за три месяца до своей смерти в Сан-Франциско. Скончался Сергей Александрович Кусевицкий в Бостоне 4 июня 1951 года, похоронен по его желанию недалеко от Тэнглвуда.

Произведения Кусевицкого для контрабаса

Развитие сольной игры на контрабасе в новейшее время связано, прежде всего, с творчеством Джованни Боттезини и Франца Зимандля в конце XIX века. Их усилия вывели на новый уровень виртуозы начала XX века — а именно Сергей Кусевицкий и Адольф Мишек. Произведений для контрабаса до конца XIX века было написано крайне мало, и молодой музыкант Сергей Кусевицкий сам делает переложения классических пьес и концертов, а также сочиняет собственные произведения..

Serge Koussevitzky Concerto for double-bass & orchestra, Op. 3

Сергей Кусевицкий — автор ряда композиций для контрабаса, в том числе множества технических этюдов, концерта для контрабаса с оркестром F#m, а также произведений для симфонического оркестра, в том числе «Passacaille sur un thème Russe», «Prelude and Fugue in C Major, No. 17», переложений произведений других композиторов для контрабаса[7]. В конце 20-30-х годов Сергей Кусевицкий перестал сочинять и полностью переключился на оркестр.