Но стала популярной только в конце XIX века

Труба — один из самых древних духовых инструментов. Как только первобытный человек понял, что из пустотелого рога можно извлечь звук, он начал трубить – применять трубы на охоте и на войне. Впервые это произошло в древнем Египте. Принцип звукоизвлечения на древнейших прототипах труб — в узкое отверстие вдувался воздух, а широкий конец рога или морской раковины усиливал звучание. Простейший пионерский горн, как котором мы все играли – извлекает только 5 нот. Поэтому он применим только в качестве сигнального инструмента – для передачи сообщений, но не музыки. Выглядит вот так.

Труба начинается с упражнений на пионерском горне

Непременная часть трубы – мундштук (металлический, хуже пластмассовый). Эта часть применяется уже в настоящих трубах.

При освоении инструмента, надо научиться ставить губы трубочкой, а язык – лодочкой. Затем язык следует прижать к нижним зубам и посильнее выдохнуть через мундштук. Раздастся звук,  скорее всего противный. Дальше по мере освоения инструмента звук улучшится или останется прежним, если вы конечно не будете работать над техникой игры.

Правильное положение мундштука на губах. Дуньте в пальцы!

Основные тональности самого простейшего инструмента, пионерского горна – Си бемоль и Ми бемоль – могут быть как мажорными, так и минорными. Поэтому сигналы получаются и торжественно бодрыми, и грустными, хоть плач.

Труба в мрачном средневековье

Церковь запретила инструментальную музыку. Где выход для труб?

В годы мрачного средневековья церковью была запрещена какая-бы то ни было инструментальная музыка – разрешено только хоровое пение. Это ставило крест на всей инструментальной музыке, включая партии для трубы. Преследованию подверглись музыкальные инструменты, которые были исключены из церковной практики вплоть до 8 века.

Трубы в мрачном средневековье не научились складывать пополам или больше

Однако супротив того стала развита частная музыка, главной целью которой было услаждение слуха – бродячие музыканты, как то — всякие менестрели, майстерзингеры. Они слагали песни, которые требовали музыкального сопровождения. Труба стала участником музыкального сочинительства. А с 12 века у рыцарского сословия тоже появляются такие светские музыканты (они же и поэты — исполняли под аккомпанемент свои же сочинения) — это трубадуры, труверы и миннезингеры.

Трубы в эпоху Возрождения

Бурное развитие светской музыки. Труба используется как аккомпанирующий инструмент

Все еще практикуются трубы с натуральным строем – трубы представляет собой длинный инструмент – длиной 1,5-4 метра. Единственно до чего додумались трубы стали сгибать, например делать один оборот. На изображениях 13-14 столетий встречаются трубы разных форм, но постепенно утвердилась такая, которую вы видите на фотографии.

Вторая половина 16 — начало 17 века вошли в историю музыкальной культуры как эпоха Возрождения (Ренессанса). Эпоха Возрождения ознаменована бурным развитием светской музыки. Появляются произведения, предназначенные не только  для пения, так и для игры, например игры для трубы. Но не развито сольное исполнительство для трубы. Трубы используются как аккомпанирующий инструмент – взять аккорд на трех инструментах.

Труба в эпоху Барокко

Бах, Гайдн, Гендель пишут для барочной трубы

Вторая половина 17 — начало 18 столетия — период определения роли трубы на практике. Широко распространен и другой инструмент, который стал называться барочной трубой. Главным отличием барочной трубы нескольких маленьких дырочек для более точного интонирования (т.к. клапанов или вентилей в то время еще не было, и исполнялись только звуки натурального звукоряда). Партии барочных труб в сложном верхнем регистре встречаются у многих композиторов той эпохи – у Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), Георга Фридриха Генделя(1685-1759) и Франца Йозефа Гайдна(1732-1809). Еще раньше их произведения мог писать Антонио Вивальди(1678-1741), который родился на 7 лет раньше Баха. И он их написал.

А. Вивальди. Концерт для двух труб пикколо с оркестром. Часть 1. ДУХОВОЙ ОРКЕСТР МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА МУЗЫКИ имени А.Г. ШНИТКЕ солисты: АРТЕМИЙ ЛАЧИНОВ, ИВАН ЕРЕМИН.

Техника игры на барочной трубе получила название Clarino ( от латинского слова clarus — «яркий»). Исполнитель играл только при помощи губного аппарата при поддержки этих дырочек для интонирования в высоком регистре, который звучал у барочной трубы намного ярче, чем у обыкновенной натуральной. Партии кларино до сих пор поражают своей сложностью. Исполнение партий кларино было делом нелегким и требовало от исполнителя природно подходящих губ, крепких зубов, гибкого языка, хорошего дыхательного аппарата, выносливого организма и много времени для систематических занятий.

И.С.Бах:- Прелюдия b moll. Невретдинов Ильяс. Труба. И орган.
И.С.Бах — хоральная прелюдия «Ich ruf zu dir», BWV 639. Ильяс Невретдинов, Тимур Халиуллин

Ильяс Невретдинов – трубач, который специализируется на исполнении произведений эпохи барокко (но не только).

Произведения для трубы Баха заведомо простые. Периодически Баху хотелось исполнять не церковную музыку.  В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum) — светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман (1681-1767).  В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади в Лейпциге.

Концерт ми-бемоль мажор для трубы с оркестром, 1 часть.  Йозеф Гайдн. Никита Логинов — лауреат 1 премии XIII международного конкурса исполнителей на духовых инструментах — труба. Запись 2022 г.

Запись, конечно, уникальная. Но тема по своему однообразию скучнейшая. Посмотрел бы я как все тоже самое исполнил бы Никита Логинов на натуральной трубе. Он играет на трубе с полным звукорядом, а солисты того времени играли эту тему на трубе без клапанов, на натуральной трубе, когда только такие трубы и были.

А вот еще одно исполнение того же концерта, но куда более искусное:

Йозеф Гайдн. Концерт для трубы с оркестром. Сережа Накаряков и оркестр «Виртуозы Москвы» Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор, 3 часть. Композитор Йозеф Гайдн. Сережа Накаряков (труба) и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Дирижер — Владимир Спиваков. Фрагмент концертной программы «Русская зима». Главная редакция музыкальных программ, 1990 г.
14 марта 2018. Концерт класса трубы профессора Московской консерватории. Георг Фридрих Гендель ария Израильтянки из оратории «Самсон». Ирина Лецкая, сопрано и Никита Токарев, труба. Симфонический оркестр Московской консерватории (камерный состав).  Дирижер: Мария Курочкина.

Соло на трубе фактически повторяет тему вокала. Интересно расположение солистов относительно оркестра – они стоят вне поля видения дирижерши и как бы не подчиняются ей.

 Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха из Галле, что в 50 км от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом, хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться — в 1719 и 1729 годах. Но неудачно. Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти. Операция была элементарная. Но хирург неудачный. Он изуродовал и Генделя, и Баха. Хотя мог бы спасти и того и другого.

G.F. Händel (1685-1759): Trumpet Suite in D Major HWV341, Michele Santi, baroque trumpet. Camerata Estense Baroque Orchestra.

Человек играет на специальной барочной трубе без клапанов – имя его Мишель Санти.

Известен портрет знаменитого трубача Готфрида Райхе(1667-1734),игравшего в Лейпциге в оркестре И.С.Баха до 1734 года. На ней он как раз изображен с такой трубой.

Хроматическая труба

Что это какое? Патент Антона Вайдингера

В начале 90-х годов 18 века Венский придворный трубач Антон Вайдингер попробовал применить к инструменту клапанный механизм, как у деревянных духовых. В 1801 году он ее запатентовал. Инструмент был оценен музыкантами и композиторами и сохранялся в практике до 1820-х годов. Для него были написаны «Начальная школа игры на клапанной трубе»(автор — солист театра «Alla Scala» Дж.Кастран) и несколько концертов венскими композиторами (сочинения Л.Кожелуха, Ф.Кс.Зюсмайера). В их числе также и популярные концерты И.Гуммеля (1803) и Й.Гайдна (1800),которые не обходит вниманием ни один трубач.

Йозеф Гайдн — Концерт для Трубы с оркестром Ми бемоль мажор  25.01.2016 Николай Странатковский (труба)

Несмотря на это, употребление клапанной трубы оставалось весьма ограниченным (как предполагается, из-за некачественного тембра). Единственный известный случай ее применения в оркестре — это опера французского композитора Дж.Мейербера «Роберт-Дьявол» (1831)

Meyerbeer «Robert le diable» (Paris 1985) with French/English/Japanese subtitle

Романтическая труба

Ура! Трубу с дикими трудностями заново изобрели в концеХIX века

Клапанная труба была несовершенным инструментом и не отвечала запросам того времени. И вот в 1790 году появился вентильный механизм. Идея его создания принадлежала ирландскому мастеру Шарлю Клаже (1755-1820). Он соединил общим мундштуком две трубы в разных строях , и с помощью вентиля можно было переключать инструмент с одного строя на другой.

В дальнейшем в следствие многочисленных экспериментов мастера пришли к выводу, что следует соединять не инструменты разных строев, а специальные дополнительные трубки (кроны), которые понижают общий строй инструмента. Одновременно придумывались и наиболее совершенные варианты вентилей.

Первыми, кто снабдил трубу двумя вентилями были братья Антон и Игнац Кернеры (1806). Современные трубы с вращающимися вентилями основываются на конструкции немецкого мастера Йозефа Ридла. Его изобретение относится к 1832 году.

Впервые хроматические трубы появились в оркестре в 1831 году: итальянский композитор Винченцо Беллини применил их в опере «Сомнамбула».

Жизнь во сне: опера «Сомнамбула» Беллини в Париже

Вскоре ими воспользовались Ф.Галеви («Дочь кардинала»), Дж.Мейербер(«Гугеноты» и «Пророк»), Г.Доницетти («Фаворитка» и «Дочь полка»).

М.И.Глинка писал: “…музыкальные уши не страдали, как ныне, от неверных, противных звуков, которыми теперь нас нещадно угощают…марш в финале оперы «Жизнь за царя» написан мною именно для простых труб…»

Н.А.Римский-Корсаков приветствовал появление новых труб и даже приобрел некоторые из них для более подробного изучения их возможностей. По его просьбе были изготовлены альтовая и малая трубы с вентилями, которые он использовал в своих сочинениях. В частности известно произведение Римского-Корсакова “Полет шмеля”

Эта виртуозная композиция из музыки Римского Корсакова входит в репертуар многих технически продвинутых музыкантов всего мира. Cыграна трубачом Сергосяном в реальном темпе с сурдиной.

Одним из первых, кто оценил все преимущества новых  медных инструментов (вагнеровские тубы,контрабасовый тромбон и др.) был Рихард Вагнер. Вагнер в «Марше рыцарей» из оперы «Тангейзер» применил сразу 12 труб.

Марш из оперы Тангейзер Р Вагнер Оркестр под упр. С. А. Чернецкого 1940

Влили свой вклад в создание произведений для трубы и ряд российских композиторов на пример Александра Пахмутова с её Концертом для трубы с оркестром (1955)

Александра Пахмутова. Концертом для трубы с оркестром (1955) в годы Хрущевской оттепели

Марш из оперы “Аида”

Трубы выполняют свою историческую функцию – играют марш

В 1870 году Джузеппе Верди написал оперу «Аида»  на заказ. Египетское правительство обратилось к композитору с просьбой сочинить оперу на национальный египетский сюжет к открытию Суэцкого канала. Гонорар за Аиду был баснословный. Одним из самых знаменитых произведений «Аиды» стал «Триумфальный марш», или «Марш победителей», под звуки которого на сцену выезжает предводитель египетских войск Рамадес на огромной колеснице. Большую популярность марш получил отчасти благодаря использованию громоподобных труб.

Дж.Верди — Триумфальный марш из оперы «Аида

Тема трубы в общем-то примитивная, легко запоминается благодаря свой примитивности. В этом секрет успеха, несмотря за бешеный гонорар.

Труба в 17 минутном септете Сен-Санса

В исполнении септета участвуют Юрий Башмет (см. статью) и Миша Майский

Трубу так же стали включать в различные камерно-инструментальные ансамбли. Примером может послужить Септет для трубы,2 скрипок, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано ми-бемоль мажор К.Сен-Санса, написанное в 1881 году для парижского музыкального общества «Trompete»(«Труба»- фр.).Труба использована с поразительным мастерством.

Сен-Санс — Септет для трубы, струнного квинтета и фортепиано, op.65 III
Варвара Ермолаева, фортепиано, ВГИК имени С. А. Герасимова, Дмитрий Иванов, труба, МГК имени П. И.Чайковского, Вера Демченко, 1 скрипка, МГК имени П. И.Чайковского Таисия Костарева, 2 скрипка, Пермский университет (Пермь) Александра Агапова, РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Данила Попов, виолончель, МГК имени П. И.Чайковского, Владислав Харач, контрабас, МГК имени П. И.Чайковского

Впрочем, вот еще одно исполнение септета с более слышной трубой. Состав музыкантов включает на альте Юрия Башмета и Мишу Майского на скрипке.

CAMILLE SAINT-SAËNS: Septet in E-flat major,Op. 65 00:27 Préambule 04:32 Menuet 08:55 Intermède 13:07 Gavotte et Final
Alexandros Kapelis, piano — Sergei Nakariakov, trumpet Renaud Capuçon, violin I — Lia Petrova, violin II Yuri Bashmet, viola — Mischa Maisky, cello Takis Kapoyannis, double bass

Поэма экстаза

Скрябин создал произведение, где развитие происходит за счет переклички труб с чистым звуком и труб с сурдинами

В 1909 Г. Скрябин создал “Поэму экстаза” – масштабное симфоническое произведение где ведущую тему несут трубы. В оркестре играют 5-6 труб чистым звуком и 5-6 труб с сурдинами. На перекличке этих труб и строится развитие темы.

7 ноября, 2012 года. Концерт Российского Национального Оркестра в зале им. Чайковского (Москва). Дирижёр Михаил Плетнёв. Солисты: Владислав Лаврик, труба; Алексей Бруни, скрипка.

Поэма экстаза» — симфоническая поэма А.Н.Скрябина, ор. 54 (1907). Первое исполнение скрябинского шедевра состоялось в Нью-Йорке 27 ноября 1908 г. под управлением М. Альтшулера. В России «Поэма экстаза» была исполнена впервые 19 января 1909 г. в Петербурге Придворным оркестром, дирижировал Г. Варлих. За «Поэму» Скрябину в 1908 г. была присуждена Глинкинская премия (в 11-й раз!).

Новаторство средств выразительности, сложность музыкальной формы, полифоническое мастерство и неисчерпаемое тематическое богатство позволили немецкому музыковеду А. Аберу в предисловии к партитуре «Экстаза» написать: «Это произведение ставит Скрябина в ряд величайших симфонистов, которые известны в истории музыки».

То ли луковица, то ли репка

Вы когда-нибудь видели танцующего Чайковского?

Между тем именно Петр Ильич выступал в роли балетмейстера к домашнему спектаклю “Лебединое озеро”! С такими словами легко запоминается “Неаполитанская песня” из балета Чайковского “Лебединое озеро”. Кто автор “народных слов” – неизвестно. По сюжету в этой сцене принц Зигфрид выбирает себе невесту в танце.

П.Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро». Павел Караванский (труба). Она написана специально для трубы.

Хореографическая версия танца с не звучащей мандолиной.

МХУ при МГАТТ «Гжель». Екатерина Гончарова и Руслан Гависов. Учащиеся 5 класса.

Американский исследователь Дэвид Браун[англ.] творчества Чайковского утверждал, что истоки балета восходят к 1871 году, когда семья сестры композитора Александры Давыдовой с активным участием самого композитора осуществила в имении Каменка любительскую постановку именно на этот сюжет “Озеро лебедей”. Пётр Ильич выступал в непривычной для себя роли режиссёра-постановщика и балетмейстера.  Его младший брат Модест танцевал Принца, а старшая и любимая племянница Татьяна исполняла роль Одетты[2]. Как Чайковский показывал что действом приходится изображать? Наверное, Чайковский все-таки танцевал?  Но это была любительская постановка, 1871 года. Во второй раз взяться за балет на ту же тему Чайковского заставил ежегодный (что приятно) заказ Дирекции императорских театров.  

Чайковский, часто — и, в принципе, охотно — сочинявший по заказам, взялся за этот труд, как он писал, «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что … давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Для балета частично использовалась партитура уничтоженной композитором оперы «Ундина». Полностью балет был готов к 1876 году.

Современные трубачи

Трубу развивают молодые музыканты – Евгений Гурьев, Ильяс Невретдинов и пр. Особенно пр.

К 80-90-м годам 19 века вентильные трубы одержали полную победу над натуральными инструментами. Появляются некоторые произведения для солирующего инструмента, труба включается в составы ансамблей, а творчество Вагнера, Листа, Верди, Бизе, Чайковского, Римского-Корсакова и многих других.

Появились трубачи построившие свою карьеру как композиторы, например Евгений Гурьев, родившийся в 1983 году в Белгородской области, победивший в целом ряду музыкальных конкурсов как трубач. Иногда он создает замечательные произведения, которые играет сам дает и играть другим инструменталистам.

Евгений Гурьев — Скерцо (В.Пескин)

С 2002 года Евгений – солист оркестра Государственного академического Большого театра России.
Руководитель «Брасс-квинтета» Большого театра России. С 2009 года преподает на кафедре медных духовых и ударных инструментов РАМ им.Гнесиных.

Труба в джазе

Новые шаги в развитие трубы – джаз, ска, фанк …

Одним из самых джазовых инструментов является труба.  Символом джазовой музыки труба стала после окончания Первой мировой войны – когда появились такие жанры, как диксиленд, новоорлеанский джаз, чикагская школа и пр. В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Чуть позже первенство трубы в джазе перейдет к саксофону. История трубы в джазе основывалась на появлении великих музыкантов, овладевших трубой и сделавших её солирующим инструментом –  Луи Армстронг, Генри «Ред» Аллен, Рой Элдридж, Диззи Гилеспи, Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Фредии Хаббард, Уитнтом Марсалис и другие великие музыканты.

 Луи Армстронг, который родился в 1900 г., любил повторять: «Я и джаз родились вместе». Можно сказать, что история джазовой трубы и есть история самого джаза.

У истоков каждого нового джазового стиля стояли великие трубачи, с именами которых неразрывно связана характеристика особенностей данного стиля. Итак, традиционный джаз — Кинг Оливер, Луи Армстронг; чикагский стиль — Бикс Байдербек; свинг — Гарри Джеймс; «стиль джунглей» — Баббер Майли и Кути Вильямс; би-боп -«Диззи» Гиллеспи; кул — Майлс Девис, Чет Бейкер, Арт Фармер, Шор-ти Роджерс; хард-боп Клиффорд Браун, Ли Морган, Фредди Хабборд; джаз-рок — Дон Эллис, Майнард Фергюсон, Бил Чейз, Ренди Брейкер; фри-джаз — Дон Черри; поп-рок — Чак Манджони; латиноджаз — Артуро Сандоваль и Клаудио Родити.

Каждого мастера джаза характеризует свой саунд, свое неповторимое звучание. Мы легко узнаем игру Армстронга по его резкому, узкому звуку с мелкой вибрацией:

  Теплотой и лиричностью отличался саунд Гарри Джеймса, чья манера была образцом для поколения трубачей эпохи свинга. Джазовый стиль «боп» обогатился новым подходом к звуку трубы. Достаточно услышать несколько нот, чтобы узнать легкий, резковатый звук Диззи Гиллеспи, «гнусавый» стрекочущий саунд Кларка Терри или широкий звонкий звук трубы Майнарда Фергюссона.

Maynard Ferguson — Birdland

Серебристостью и глубиной отличается звук Клиффорда Брауна.

Трубач Клиффорд Браун.

В прохладной манере стиля «кул», которая требовала от трубачей нового саунда, расцвел «субтон» Арта Фармера и засурдиненная труба Майлса Девиса.

Следующую страницу в поисках нового саунда открыл Дон Эллис. В его джазовых композициях звук трубы был пропущен через электронный преобразователь, в игре стали использоваться октавные делители, ре-верберационные задержки и многие другие электронные эффекты.

Don Ellis «Concerto For Trumpet» on The Ed Sullivan Show

Джазовый ритм имеет такой напор и энергию, что начинает «раскачивать» длинные ноты, «просвечивая» сквозь них вибрато. В зависимости от стиля амплитуда вибрации меняется. В джазовой музыке вибрато на трубе стало полностью зависимым от пульса ритма и стиля, а в классической музыке трубачи, как правило, стараются играть ровным звуком. Ну и счастливо им!