И химик, и врач и композитор
Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (1833, Санкт-Петербург — 1887, там же) — был одновременно русским композитором (участник «Могучей кучки»); химиком-органиком, врачом и общественным деятелем. Не много на себя взвалил? Как знать. Прежде всего он был химиком. Это, так сказать, основная профессия.
Смутное происхождение
До восьми лет мальчик был крепостным своего отца. Однако, не дожидаясь отмены крепостного права на Руси (1861 год), уже в 1840 году он дал сыну вольную, и кроме того купил четырёхэтажный дом для него и его матери – нехило жили крепостные люди на Руси!
Александр Бородин имел смутное происхождение. Его отец, грузинский князь Лука Гедианов (Гедеванишвили) (1772—1843) состоял во внебрачной связи с простой мещанкой Авдотьей Антоновой (1809—1873). При рождении записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина и его жены Татьяны. Таким образом сын князя стал сыном крепостного слуги. Впоследствии он за это ответит. Конечно Авдотья была не единственной женой князя. В ту пору князья имели по 20-30 внебрачных связей, однако за всех своих детей они платили крепостным крестьянкам не хилые деньги. Отсюда происхождение дома, четырехэтажого. Его фактический отец был на 37 лет старше Авдотьи и соответственно статусу был в состоянии её обеспечивать.
Бородин в молодости
В 1840-х годах Авдотья (Клейнеке) родила ещё двоих сыновей и каждый раз от разных отцов — от Дмитрия Александрова (род. 1844, отец неизвестен) и от Евгения Фёдорова (род. ок. 1847, отец — коллежский секретарь, преподаватель немецкого языка Фёдор Фёдоров). С обоими братьями Александр Бородин поддерживал близкие отношения всю жизнь. Таким образом Александр Бородин стал сыном коллежского секретаря, что давало право на образование.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин первое время проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество[14]. Таким образом он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении..
Бородин — композитор
Александр с детства учился играть на флейте, фортепиано и виолончели. Все исходя из его способностей. Музыкальные слух судя по всему был от отца – князя. Около 1847 года, в 14 лет написал концерт для флейты с фортепиано[13] (произведение не сохранилось). Следующим поводом начать сочинять был пример его подруги.
Большой занятостью Бородина, а также высокой требовательностью к себе объясняется малое количество законченных музыкальных сочинений. Произведения были мелкие и крупные. Зачастую Бородин бросал сочинять, оставались только маленькие отрывки но произведения были гениальные, так что его друзья, например Александр Глазунов заканчивали эти сюиты. Так произошло, например, с маленькой сюитой Бородина, которую довел до ума Глазунов.
https://vk.com/audio-2001864620_33864620
Маленькая сюита Бородина. Оркестр под управлением Светланова.
Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», над которой композитор работал в течение 18 лет, но так и не окончил её. После смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. В этой редакции опера была впервые поставлена в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре. Спустя три года после его внезапной смерти.
https://vk.com/search?q=%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C
Увертюра к опере Князь Игорь
Собинов в роли князя Игоря
Ссылка на оперу в ВК
https://vk.com/video?q=%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C&suggest_track_code=search_c8d65c38Pu-w9bwWDl1jM-VVLOJW3JDWiPglNZGoB_nPCY1u1wm1OHwbGva2p3xtlCg-9VTGrMi-7zU9qb4B6s0eoWnXCXSYsPHIV7KM1NNGhZwQ5QTvcFtM_YtBC8VPJEwuomLI0k8CFBn7&z=video93550713_456239831%2Fpl_cat_trends
В последней трети XX века были предприняты новые попытки реконструкции оперы. Опера была поставлена в 1974 году в Вильнюсе, в 1993 — в Генуе и Москве. По величию концепции, по яркости раскрытия национальных характеров оперу Бородина в конце XX века сравнивали с романом «Война и мир» Льва Толстого и художественными полотнами Василия Сурикова.
https://vk.com/search?q=%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C&z=video9302104_456240577
Целая опера Князь Игорь. Продолжительность 2 часа 15 минут.
Половецкие пляски. “О, дайте мне свободу. Я свой позор пытаюсь искупить” Ария Князя Игоря. Исполняет Юрий Гуляев.
https://vk.com/search?q=%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C
Женитьба на больной
Екатерина Протопопова — жена Бородина
В мае 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой (1832—1887), которая страдала хроническим лёгочным заболеванием и приехала в Германию для лечения. Протопопова оказалась хорошей пианисткой (училась среди прочих у чешского пианиста Юлиуса Шульгофа[26]) и обладательницей абсолютного слуха[27], что не дает реальных преимуществ. Она была поклонницей Шопена и Шумана, устраивала любительские концерты новой (романтической) камерной музыки. Свежие музыкальные впечатления стимулировали интерес Бородина к композиции — и в 1861 году он начал создавать музыкальные произведения — появились его виолончельная соната на тему И. С. Баха, струнное трио и струнный секстет, скерцо для фортепиано в четыре руки.
https://vk.com/search?q=%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0
Александ Бородин. Струнное трио для двух скрипок и виолончели.
А вот то же произведения, переложенное на 4 гитары
https://vk.com/search?q=%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0&z=video319490749_456239056
Во время учёбы в Медицинской хирургической академии Бородин писал романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство Зинина, считавшего, что занятия музыкой мешают серьёзной научной работе.
Биографы Бородина часто цитируют высказывание Зинина, сделанное им публично, при свидетелях:
“Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами; на вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы думаете о музыке и двух зайцах”.
В октябре 1856 года, дежуря в госпитале, Бородин познакомился с Модестом Мусоргским, служившим там же дежурным офицером. Молодой врач и молодой офицер нашли общий язык на почве музыки, их контакты не прекращались и в дальнейшем. На очередной встрече осенью того же года творческие эксперименты Мусоргского произвели на Бородина большое впечатление:
“…я был ужасно изумлен небывалыми, новыми для меня элементами музыки. Не скажу, чтобы они мне даже особенно понравились сразу: они скорее озадачили меня новизною. Вслушавшись немного, я начал оценять и наслаждаться”.
Квартеты Александра Бородина, написанные позже им в период работы над оперой «Князь Игорь», стали вершинами русской камерной музыки. Имя Александра Бородина прежде всего ассоциируется с сочинениями монументальными, эпическими, однако и в камерной музыке его перу принадлежит несколько шедевров. Уже с юности он писал ансамбли для различного состава инструментов, да и сам охотно участвовал в совместном музицировании как виолончелист. В зрелый период творчества Бородин по-прежнему считал, что «камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания». Неотъемлемые свойства камерной музыки — интимность интонации, тонкость отделки — отвечали природе дарования Бородина. Его квартеты — одни из лучших образцов жанра, вершины русской камерной музыки. Но жизнь идет своим чередом, и состяние Кати заметно изменилось.
В сентябре здоровье Екатерины Сергеевны ухудшилось. Гейдельбергский профессор порекомендовал ей срочно переменить климат и ехать на юг, в Италию. Бородин сопровождал Протопопову в этой поездке. В Италии Бородин также не оставлял занятий музыкой и сочинил фортепианный квинтет.
В сентябре 1862 года Бородин вернулся в Санкт-Петербург, той же осенью познакомился с Милей Алексеевичем Балакиревым и вошёл в его кружок, ставший впоследствии известным как «Могучая кучка».
17 апреля 1863 года Бородин женился на Кате Протопоповой, которую непрерывно опекал, поддерживал духовно и (не в последнюю очередь) материально всю оставшуюся жизнь. Екатерина Сергеевна плохо переносила петербургский климат: осенью она обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у матери, возвращаясь к мужу только зимой, когда в Петербурге устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало ей отсутствие приступов болезни, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Екатерина Сергеевна много курила, как паровоз, страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим нежно любящий и добропорядочный супруг должен был мириться.
Лето 1865 года супруги Бородины провели на юге Австрии, близ Граца, где Бородин написал Первую симфонию (завершена в конце того же года).
Первая симфония Бородина
Вершина оркестровой музыки Бородина — Вторая симфония (работа в клавире закончена в 1871, оркестровка — в 1873), которую В. В. Стасов назвал «Богатырской». Первое её исполнение состоялось в 1877 году под управлением Эдуарда Направника. Клавир Второй симфонии впервые издан в 1876 году, партитура — в 1887 году (посмертно), в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения.
Первая симфония Бородина
Вершина оркестровой музыки Бородина — Вторая симфония (работа в клавире закончена в 1871, оркестровка — в 1873), которую В. В. Стасов назвал «Богатырской». Первое её исполнение состоялось в 1877 году под управлением Эдуарда Направника. Клавир Второй симфонии впервые издан в 1876 году, партитура — в 1887 году (посмертно), в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения.
Вторая симфония Бородина
Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом. Особенно популярной была Первая — с триумфальным успехом впервые за границей она была исполнена в Баден-Бадене в 1880 году[42], а несколько позже — в Амстердаме, Антверпене, Будапеште, Дрездене, Лейпциге (1883, под управлением Артура Никиша), Монако, Кёльне.
К числу лучших камерных инструментальных произведений Бородина принадлежат Первый и Второй струнные квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.
Скерцо и скерциозность дальнейшей музыки Бородина
Скерцо ми мажор Бородина для фортепиано в 4 руки (1861)
https://www.google.com/search?q=%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%BE+%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0&oq=%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%BE+%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUyBggAEEUYOTIICAEQRRgnGDsyCggCEAAYgAQYogQyCggDEAAYgAQYogQyCggEEAAYgAQYogQyCggFEAAYgAQYogQyBggGEEUYPdIBCjMxODA4ajBqMTWoAgCwAgA&sourceid=chrome&ie=UTF-8
Наряду с четырехручными пьесами любительского предназначения Бородиным созданы (кстати, в том же 1885 г., что и «Скерцо») сольная фортепианная «Маленькая сюита» («В монастыре», «Интермеццо», «Мазурка» C-dur, «Мазурка» Des-dur, «Грезы», «Серенада», «Ноктюрн»); «Патетическое адажио» As-dur в бетховенском стиле; «Поток» («Lecourant») и «Этюд» (инструктивно-моторные пьесы); «Соната»; «Фантазия» на мотив И.-Н. Гуммеля; «Парафразы» для фортепиано в три руки – на неизменяемую тему из коллективного сочинения А. Бородина, Ц. Кюи, А. Лядова и Н. Римского-Корсакова; пьесы-миниатюры для фортепиано в четыре руки: «Аллегретто», «Полька» («Helene»), «Скерцо» b-moll и «Скерцо» E-dur, «Тарантелла» D-dur.
Даже этот перечень показывает, что Бородин всесторонне исследует фортепианные жанры. Показательно в этом плане сравнение стилей Бородина и Чайковского, данное музыковедом Борисом Асафьевым: «Музыка Бородина отличается от музыки Чайковского всем известными признаками. Она пробуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь. Отсюда – оптимизм и жизнедеятельность. Чайковский – нервный, остро-чувствительный и впечатлительный. Бородин развертывает широкие жизненные планы, Чайковский – возбужденно и порывисто, с учащенным пульсом стремится схватить манящие его образы. Бородин весь в конкретной, живой, разлитой вокруг него действительности» [3, 157].
К камерно-лирической сфере относятся все фортепианные сочинения. Инструментальное скерцо – жанр, трактовавшийся композиторами XIX века по-разному: в плане героики или гротеска, бытовой танцевальности или фантастики. Бородин в молодости в своих 4-ручных скерцо испробовал два типа: танцевальный (си-бемоль-минорное) и фантастический (ми-мажорное). От них же отталкивается он в зрелом творчестве, но преломляет их по-новому, частично сближая между собою, частично дополняя иными образами.
Самобытный облик получает у Бородина фантастическое скерцо, впервые введенное Мендельсоном (скерцо из музыки к “Сну в летнюю ночь”, изображающее эльфов). Бородин использует дальнейшие завоевания в этой области, принадлежащие Берлиозу, чье скерцо “Царица Маб” (волшебница снов) из драматической симфонии “Ромео и Джульетта” высоко ценилось кучкистами» [10, 457].
Сам Александр Бородин писал об этом скерцо: «Это верх совершенства по новизне, оригинальности, свежести фантазии, изяществу и тонкости оркестровки. Поэтическая обстановка вымысла о царице Маб и всех ее проказах нашла здесь полнейшее отражение в прихотливом и своеобразном вдохновении Берлиоза» . Наряду с этой моделью (программно-фантастическое скерцо) А. Бородин претворяет и другой тип инструментального скерцо, выросший из танцевального: «Это – юмористическое скерцо на реальной, бытовой, народно-жанровой основе, намеченное Глинкой (некоторые эпизоды “Камаринской”) и достигшее расцвета у Даргомыжского (“Баба-яга”, “Чухонская фантазия”, “Казачок”)».
«Скерцо» As-dur написано композитором в 1885 г. вместе с «Маленькой сюитой» . Скерцо» As-dur удостоилось внимания Ференца Листа, с которым Бородин встретился в Веймаре во время своей поездки в Бельгию, организованной почитательницей таланта А. Бородина графиней Мерси-д’Аржанто, которую А. Бородин «после вступления своего во Французское Общество Композиторов, стал называть своей “крестной”».
Как писал А. Бородин в одном из писем к своей жене Екатерине Протопоповой, «Лист выудил у меня признание относительно существования пьес. Немедленно были вытребованы корректуры мои и все проиграно у Мейендорфши (баронесса О.А. Мейендорф. – Е.Б.). Я никак не ожидал такого успеха: и Листу, и ей они ужасно понравились, и она даже приговаривалась к ним; ей, по-видимому, хотелось, чтобы я посвятил их ей» .
Получается, что Ф. Лист фактически был первым исполнителем «Скерцо» As-dur, хотя это исполнение и было «приватным», «с листа».
В любом случае в данной пьесе отражена тема «движения» – через «мелькание и толчею коротких попевок» передан «образ хлопочущих, суетящихся и кружащихся смешных существ».
Характерная особенность практически всех тем «Скерцо» – наличие в их начале своеобразной метрической настройки. В первой теме это показано настойчивым четырехкратным повторением звука ля-бемоль (1 т., авторская ремарка sempreleggiero), из которого вытекает и на котором строится вся фактура, сложно сплетенная из множества мелких мотивов. Эта фактура постепенно как бы исчерпывает себя, дробится и прерывается пассажем с внедрением нового мотива из группы «восьмая – две шестнадцатых – восьмая» (10–12 тт.). Это – краткая связующая партия (она же – заключительная).
Тема побочной партии также начинается с метрической настройки и содержит еще более разнообразные фактурные формулы, чередующиеся попарно по тактам. Их «мелькание» снова прерывается пассажем связующей партии, на этот раз – чисто каденционным (концертным), после чего в тональности H-dur начинается разработка (от 26 т.).
«Калейдоскоп» мотивов здесь собран в своеобразном фортепианном тутти, основанном на аккордах стаккато (партия правой руки пианиста), сочетаемых с краткими гаммообразными мотивами (партия левой руки).
Таким образом, воплощение скерцо-миниатюры в сонатной форме – оригинальная находка Александра Бородина. «Скерцо» As-dur стоит как бы на грани двух типов проявления игры, «песнепляски» как общей основы скерцозности. Крупная форма (соната) как бы растворяется в миниатюре, что определяет во многом дальнейшие пути эволюции фортепианного скерцо в музыке композиторов новой генерации – Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Беллы Бартока. В их миниатюрах действуют законы «сжатия времени», что становится главным признаком и для скерцо как музыкальной формы, чутко реагирующей на новые тенденции в трактовке «музыкальной игры». Это и отражено в «Скерцо» As-dur Бородина – одном из первых произведений, выполненных в этой новой скерцозной ипостаси.
Бородин – химик и врач
С десяти лет Бородин интересовался химией, которая со временем стала его профессиональным занятием. Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию (ИМХА). В 1853 году в академии начал заниматься химией под руководством Николая Зинина, который сыграл в дальнейшей профессиональной карьере Бородина решающую роль.
По окончании ИМХА (в марте 1856 года) начал работать врачом-ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя[17], в апреле того же года стал ассистентом на кафедре общей патологии и общей терапии ИМХА,
В 1857 году Бородин выдержал экзамен на степень доктора медицины, а в марте 1858 в Санкт-Петербурге защитил диссертацию с темой на стыке химии и медицины — «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях». Лето того же года Бородин провёл в Солигаличе (Костромской губернии), где изучал состав минеральных вод местной водолечебницы. Результаты изучения, опубликованные им в 1859 году в газете «Московские ведомости», послужили открытию лечебного курорта, который существует поныне.
В 1857 году Бородин впервые выехал в Европу (Бельгия, Германия, Франция), исполняя обязанности секретаря и переводчика окулиста царского двора . В октябре 1859 года по протекции Зинина Бородин отправился стажироваться за границу для подготовки на должность адъюнкт-профессора химии[23]. Почти три года он работал преимущественно в химических лабораториях Германии (Гейдельберг) и Италии (Пиза), ездил также во Францию и Швейцарию.
В 1861 году в Гейдельберге Бородин разработал способ получения бромзамещённых кислот и открыл реакцию, известную ныне как реакция Бородина — Хунсдиккера.
В марте 1864 года возглавил кафедру химии в должности ординарного профессора.
Внезапная смерть на вечеринке
В последние годы Бородин жаловался на боли в сердце. Бородин умер от сердечного приступа вечером 15 (27) февраля 1887 в казённой «академической» квартире, в разгар общего веселья на организованной им по случаю масленицы костюмированной вечеринке. Во время разговора с Доброславиной Бородин внезапно потерял сознание и упал:
“Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу сошлись все врачи и профессора, жившие в академии. Почти целый час прилагали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогло”.
Вклад Бородина в популярную музыку
Музыка Бородина легла в основу американского мюзикла на ориентальную тему «Кисмет» (1953); особенно популярной стала песня «Stranger in Paradise», представляющая собой обработку хора Бородина «Улетай на крыльях ветра» (с 1954 года песню с успехом исполнял Тони Беннетт). Позднейшая обработка того же хора (1997) принадлежит афроамериканскому рэперу Warren G.
Американский рэпер — перепетая песня
Новый вариант песни “Улетай на крыльях ветра” Евгении Сотниковой в отличии от варианта Тонни Беннета, увы с электронным ударником
https://vk.com/search?q=%D0%A3%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%85%20%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0
Еще вариант песни в исполнении группа “Калевала”
https://vk.com/search?q=%D0%A3%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%85%20%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0
Теперь на музыкой Бородина работает Арсений Бородин, возможно вовсе не родственник Александра Бородина, но музыка все равно прекрасная.
https://vk.com/search?q=%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D1%8B&z=video206357144_456239072