Чужой среди своих, свой среди чужих
Родился Антонин Дворжак 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевесблиз Праги. Композитор с чешским происхождением? Да, конечно. Можно ли еще найти композиторов с той же родиной. Честно говоря, их немного. Бедрих Сметана и Густав Малер (1860-2011) известны. Остальные не очень. Правда Малер в 15 лет поехал в Вену, да там и застрял, как многие. Дворжак, для начала, в 16 лет поехал в Прагу учиться музыке. В Вену не поехал. Из убеждений. Чех должен быть чехом до конца, — считал Дворжак и всю жизнь прожил в Праге.
Прирожденный мясник
“Я не пойду по стопам своих предков” – заявил Дворжак
“Когда Антонин был совсем маленьким, лет 5 наверное ему дали корову, чтобы он отвел её на рынок с ней, чтобы приучался к своему будущему ремеслу мясника. Прогуляв с коровой целый день, он вернулся поздно и сказал себе – нет хватит с меня этих коров, быков и вообще сельского хозяйства. Но сказать такое прямо папе он не решался” – рассказывает Питер Дворжак, правнук Дворжака и куратор музей А.Дворжака в Высоком при Прибраме (Чехия).
Скорее всего композитор стыдился кровавой профессии которую освоил с детских лет. Родился Дворжак в потомственной семье мясника. Его прадед был мясником. Дед тоже был мясником. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, но професстрактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре.. Едва он научился ходить, отец подарил ему кожаный передник и оселок для заточки ножей, чтоб приучался. Дворжак был очень послушным ребенком и тоже начал осваивать ту же профессию. Но …
Почти одновременно в семье завели простенькую скрипку. Папа был в своей деревне свадебным музыкантом, тоже играл на цитре. А Антонин выбрал более современный инструмент – скрипку. Чехия тогда входила в состав Австро-Венгрии. Юный Дворжак освоил скрипку на слух, подбирая мелодии, которые исполнял его отец. Позже, когда он пошел в школу, в Чехии, как и во всей Австрийской империи, обучали в обязательном порядке нотной грамоте. Вскоре он играл на скрипке уже в костеле.
С 6 лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. В 1854—1857 годах обучался в Злонице теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе. С 1857 по 1858 годы Дворжак учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте. Отец Дворжака, сам цитрист, считает это обязательным образованием. Он и не предполагал что сын станет кем-то кроме мясника.
Вопрос об его музыкальном будущем в семье даже не обсуждался. Дворжак младший должен был идти по стопам Дворжака старшего. В 13 лет его послали в соседний городок Злонице осваивать ремесло мясника. Юный Дворжак совмещал тяжелую работу на бойне с вдохновляющими музыкальными занятиями и в 1856 году получил документ для работы в качестве подмастерья. Закончив 2-x летний курс и отработав практику на скотобойне и получив документ позволявший открыть собственное дело, Дворжак, к ужасу отца, решил променять забрызганные кровью передник на чистый сюртук музыканта.
Дворжак стал музыкантом, отказавшись от кнута
Дворжаку исполнилось 16 лет, когда отец, уступив настойчивым просьбам сына, и скрепя сердце, отвез сына в Прагу, и определил его в специальную школу которая готовила композиторов и органистов. Таким образом 10-12 лет были из жизни вычеркнуты навсегда.
Отучившись 2 года в школе, до 18 лет, Дворжак решил ни за какие коврижки не возвращаться в деревню.
Он голодал в Праге, играя по вечерам на альте в ресторане, а утром и днем штудировал партитуры Гайдна, Моцарта, Шумана, Шуберта, Листа, Вагнера, , обожаемого им Бетховена… Отец Дворжака все лелеял мечты о возвращении сына в родную землю в роли фермера. Он способствовал этому отсутствием какой-либо материальной помощи сыну. Тому приходилось зарабатывать на хлеб самому. И Антонин давал уроки малоспособным занятием для обеспеченных барышень, как, впрочем и для юношей. Хотя юноши были не в фаворе у Дворжака. Что естественно.
Осенью 1862 года в Праге открылся “Чешский провизионный театр” и ресторанный оркестр, где играл Дворжак, взяли в театр в полном составе на работу. 10 лет проработал он в этом театре. Дворжак приял участие в исполнении многих опер, в т. ч. «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки, «Гальки» Станислава Монюшко, первых опер Бедржиха Сметаны (ударение на е, не путать с известным молочным продуктом).
Годы работы в театре были хорошей школой для молодого музыканта, стремившегося сочинять. Сочинял он без надежды на то, что это будет когда-то опубликовано и вообще никому не рассказывая о своих первых опытах. Им были написаны струнные квартеты, 2 симфонии и вокальный цикл «Кипарисы”, запечатлевший романтическое чувство первой любви (это чувство не было одиноким, о чем мы расскажем позже).
C 1866 года оркестр взял под управление Бедржих Сметана.
Он пока не воспринимает Дворжака как конкурента. «Раз у меня есть столь знаменитый соперник,— скажет он незадолго до смерти,— значит можно радоваться расцвету нашей музыки». Знаменитый – не то слово. Сейчас, по прошествии лет, Дворжак станет на первом месте среди мировых композиторов.
Открытие Дворжака как композитора
Первое упоминание о нем как композиторе появилось когда Дворжаку было 30 лет, в 1871 году. Дворжака открыл музыкальный редактор пражской газеты Л.Прохазке, которая тогда поддерживала начинающие дарования.
Дворжак не расставался с газетой и перечитывал заметку Прохазки столько раз, что выучил ее всю наизусть. Это ведь было первое упоминание в прессе о нем как о композиторе. А главное, там говорилось, что он — многообещающий талант, о чем якобы свидетельствовала партитура его оперы! Ознакомившись с партитурой комической оперы Дворжака «Король и угольщик”, подкрепленное выступлениями Прохазки в прессе, что сразу принесли Дворжаку широкую известность.
Записи к “Королю и угольщику” не сохранилось, приведем для примера запись увертюры к теме “Карнавал”
По-славянски напевные мелодии Дворжака приобрели постепенно особую красоту и силу. Музыка стала насыщаться героикой и патриотизмом. В общем он предвосхитил судьбу Shaman-а.
Прозвучавшая под управлением Сметаны увертюра к «Королю и угольщику» и особенно исполнение хорового гимна (на ст. В. Галека «Наследники Белой горы»), подкрепленное выступлениями Прохазки в прессе (а прессе верят), тоже добавили Дворжаку популярности.
Он осмелел и собрался получить государственную артистическую стипендию, поскольку нуждался. Он к тому моменту был отцом троих детей. И этому способствовал Иоганнес Брамс, возглавлявший жюри и считавший, что «то лучшее, что должен иметь музыкант, Дворжак имеет».
Годы работы в театре были хорошей школой для молодого музыканта, стремившегося сочинять. А сочинял он в ту пору много, но без всякой надежды на исполнение, даже избегая рассказывать о своих опытах. Им были написаны струнные квартеты, 2 симфонии и вокальный цикл «Кипарисы» (на ст. Г. Пфлегер-Моравского), запечатлевший романтическое чувство первой любви. Кстати, любовь была реальная.
Но первые сочинения принесли Дворжаку широкую известность.
И Дворжак получает государственную артистическую стипендию на 4 года. Стипендия была неслабая – 400 злотых в австрийской валюте.
Дворжак тотчас же (в 1871) уволился из оперного театра, бросил Сметану и, осваивая стипендию, отдался сочинительству.
Удачная женитьба на Анне Чермаковой
Финансовые трудности с богатой женой
В это время Дворжак влюбляется в одну из своих учениц — Жозефину Чермакову, актрису театра, которой посвящает один из своих вокальных сборников «Кипарисы». Это было когда он служил в Пражском театре, а параллельно устроился обучать ее и её сестер игре на фортепиано. После того, как она вышла замуж за другого претендента, Антонин делает предложение другой своей ученице, её сестре Анне Чермаковой.
Антонин и Анна Дворжакова (1854—1931), дочь ювелира, поженились в 1873 году и прожили в браке 31 год. Когда женились, Дворжаку было 32, а его будущей супруге – 19. Он все еще мало зарабатывал. А она ждала, ждала, ждала. Долго. Им предстояло 10-15 лет прожить в нищите. Но Анна чувствовала, что когда-нибудь, Дворжак будет зарабатывать, гад, и так и случилось.
Началось сначала. Только поженившись, Дворжак двумя руками берется за работу. Отец возлюбленной ничего не дает, давно отказано в помощи и у родного отца. Дворжак делает ставку на сочинение новых эпических полотен. Ориентируясь поначалу на Моцарта и Бетховена, после 1873 года Брамс берёт за основу творчества национальную музыку (идея Брамса).
Брамс услышав однажды “Славянские танцы” Дворжака восхитился, но тут же подстраховался. Он договорился с Дворжаком, что Венгерские танцы и в дальнейшем возьмет на себя, а с танцами всех других славянских народов Дворжак может делать все, что посчитает нужным.
Личная жизнь начинающего музыканта складывалась удачно, но материальное положение супругов оказалось зыбким. В семье быстро появились дети. 4 апреля 1874 года родился первенец — сын Отакар. Чтобы обеспечить его, в том же году, Дворжак нашел работу органистом в церкви святого Войтеха в Праге. Там платили 10 золотых в месяц. Это мало облегчило его положение. Он проработал там 3 года.
Когда появились на свет одна за другой еще две дочери Дворжака, положение семьи стало совсем невыносимым. Доведенная до отчаяния Аничка с благодарностью приняла от Карла Бендля двести пятьдесят золотых, собранных им среди знакомых музыкантов. Но их хватило ненадолго. Дети болели, чахли. И умерли все еще в младенческом возрасте. Пока не умер первый многообещающий.
Дворжак страшно переживал по этому поводу. Он любил детей, особенно от любимой жены. Только в 1878 году жена подарила ему дочь, которая наконец выжила. Как ни странно, но именно с этого момент дела его пошли на лад и он стал зарабатывать прилично. Дворжак был совершенно счастлив. Ему было уже 40, когда в семье со временем появилось еще 5 детей. Одна девочка оказалась талантлива в музыке.
Дворжак страшно переживал по этому поводу. Он любил детей, особенно от любимой жены. Только в 1878 году жена подарила ему дочь, которая наконец выжила. Как ни странно, но именно с этого момент дела его пошли на лад и он стал зарабатывать прилично. Дворжак был совершенно счастлив. Ему было уже 40, когда в семье со временем появилось еще 5 детей. Одна девочка оказалась талантлива в музыке.
Редкая удача — госстипедия
Благодаря ей и его приятелю Брамсу Дворжак получил 400 злотых в год
Вернемся, однако, назад, к тому, как Дворжак выкручивался. Композитор еще в 1875 году подал прошение о государственной стипендии для малоимущих творческих деятелей. В составе комиссии, собранной для рассмотрения запроса, был и Брамс. Для подтверждения творческой деятельности Дворжак продемонстрировал судьям 3-ю и 4-ю симфонии. Этих симфоний в ютьюбе не нашлось, приводим ближайшую к ним симфонию N 7 (1885)
Комиссия одобрила предоставление пособия. Благодаря этой справке в 1874—1878 годах Дворжак получал государственную стипендию размером 400 золотых в год. В возрасте 36 лет Дворжак наконец позволил себе на венскую стипендию приобрести пианино, да и то напрокат. Можно ли было содержать семью с тремя детьми на эти деньги? Опыт показывает что нет, нельзя. Дворжак стал прилично зарабатывать в 1878 году, когда связался обязательствами с издателем.
Параллельно едва ли не младенческих лет дает уроки музыки. Уроки музыки временами давал и его отец. И только вместе с успехом стоимость его уроков Дворжака доросла для учеников до 10 злотых за час. Среди его учеников были даже солидные издатели его произведений.
Дружба с Брамсом
В 1877 году музыкальный критик Эдуард Ганслик сообщил Дворжаку, что его работы привлекли внимание Брамса, с которым они позднее стали друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с крупным музыкальным издателем Фрицем Зимроком (который уже издает Брамса).
Вскоре, в 1879 году, состоялось личное знакомство Дворжака с Брамсом: чувство глубокой приязни связывало их на протяжении почти двух десятилетий.
Ни к кому из современных композиторов Брамс не относился так сердечно, как к Дворжаку. Он следил буквально за каждым его шагом, оказывал безграничную поддержку своему другу (даже правил корректуру его сочинений!). «Меня интересует каждая его нота,— говорил Брамс.— Я его искренне люблю как художника и человека». Так же мог сказать и Дворжак про Брамса: он преклонялся перед авторитетом венского мастера и гордился оказанным ему доверием. Брамс сыграл в жизни Дворжака ту же роль, что и Шуман в творческой биографии самого Брамса.
Йоганес Брамс настолько хорошо относился к Дворжаку, что к концу жизни, когда стал совсем нелюдим, желал, чтобы его чешский друг был всегда с ним рядом. Он предлагал Антонину хорошую работу в Вене и финансовую поддержку.
Торговля за “Славянские танцы”
Антонин Дворжак против Фрица Зимрока – победа Дворжака со счетом 300 немецких марок за 1,5 месяца
Фриц Зимрок, по рекомендации Брамса, заказал Дворжаку первый сборник «Славянских танцев» (сборник первоначально был заказан Брамсу, но Брамс отказался, переведя стрелки на Дворжака). Опубликованный в 1878 году, cборник сразу же стал пользоваться популярностью. Музыканты – любители скупили 1-й тираж, 2,3-й. Музыкантам того времени именно издание нот приносило большие деньги. Звукозапись только появилась. До этого способом распространения были только ноты. Их тут же начинали разучивать молодые барышни. Королями рынка были издатели, владельцы книжных магазинов, продающих преимущественно ноты. Поэтому композиторам стоило познакомиться с издателями. На издателей Дворжака вывел Брамс, уже имевший опыт общения с ними.
Брамс обратился к своему издателю Фрицу Зимроку, предложив издавать многообещающего чешского композитора. Поначалу Зимрок издал “Дуэты” для голоса и фортепиано. Не заплатив, однако, ничего ни Дворжаку, ни автору немецкого текста Йозефу Срб-Дебрнову. Дуэты шикарно продавались. Зимрок зарабатал на них, тест прошел на отлично и решил серьезно взяться за Дворжака.
Он предложил Дворжаку написать цикл национальных фортепианных произведений по примеру «Венгерских танцев» Брамса.
Само название нового сборника — «Славянские танцы» — принадлежит Зимроку. Дворжак принял предложение, и за короткое время с середины марта до 7 мая 1878 года создал первую серию «Танцев», как и у Брамса, для фортепиано в четыре руки. За неё он получил всего 300 марок, но для него это был, по выражению друга и хормейстера Дворжака Йозефа Зубатого, «первый порядочный гонорар», посему он был чрезвычайно рад. 300 марок за 1,5 месяца это совсем не госстипендия в 400 золотых в год. Причем они платились вовремя, как только ноты будут готовы. Автору заплатили сразу, не дожидаясь когда ноты будут раскуплены.
Публика приняла сборник с восторгом. В него вошли самые мои любимые произведения – Славянский танец Ми минор, танец Соль минор.
Весной и летом того же года Дворжак оркестровал его. «Танцы» имели огромный успех, их исполняли по всей Европе.
Зимрок стал просить продолжения. В письме ему, датированном 16 февраля 1880 года, Дворжак писал: «Может быть, со славянскими танцами мы могли бы повременить хотя бы до осени? Сейчас я чувствую потребность написать что-нибудь серьёзное…».[4] Ожидание затянулось, Зимрок настаивал всё твёрже. В 1885 году, встретившись в Карловых Варах, композитор и издатель договорились, что «Танцы» будут готовы летом 1886 года. Весной Зимрок рассердился на Дворжака за то, что тот продал права на свою ораторию «Святая Людмила» лондонской фирме «Новелло» в обход соглашения с ним, и утверждал, что композитор требует слишком высокий гонорар.[5] Дворжак объяснял ему, что делает это исключительно чтобы прокормить свою семью.
Разница – не в 4 руки, а в 2, и все играется на фортепиано
Вторую серию «Танцев» op. 72 композитор писал с начала июня по 9 июля 1886 года, сочинив их снова для фортепиано в четыре руки. В письме от 21 октября Зимрок сообщил ему, что сборник вышел из печати, и стал настаивать на оркестровке танцев: «Они так хороши для оркестра, как только можно себе представить! Гром и молния! Если Вы не сделаете этого сами, то я вынужден буду попросить кого-нибудь другого». В декабре Дворжак оркестровал вторую серию. Остается тайной на какой сумме гонорара остановились автор и издатель. Но Дворжак расцвел как на дрожжах.
Надо заметить, однако, что Брамсу он платил охотно за всё подряд, а у Дворжака иногда отказывался публиковать оркестровые сочинения.
Лондон и Нью-Йорк ждут Дворжака
Дворжак, хотя и поздно, на склоне лет, но делает карьеру.
Он ездил на гастроли — в 1884 году чешский композитор побывал в Лондоне, а годом позже там же состоялась премьера Седьмой симфонии Антонина Дворжака, написанной по заказу Лондонского филармонического общества. В 1891 году Дворжак получает почётное звание от Кембриджского университета. Делается его фотография в мантии.
В Англии он был 9 раз. В одной из поездок в Лондон он познакомился с Чайковским, который рьяно начала приглашать его в Петербург и помогать с организацией гастролей. В 1891 году Дворжак получает почётное звание от Кембриджского университета. Делается его фотография в мантии. На ней отчетливо виден завязанный на нем пионерский галстук. Какое отношение его к пионерии — вопрос неразгаданный.
В 1890 году Дворжак посетил Москву и Санкт-Петербург, где дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Ни в Петербурге двум композиторам встретиться не довелось — Чайковский в это время работал во Флоренции над «Пиковой дамой». Годом позже композитор стал профессором Пражской консерватории.
.В 1890 м был избран почетным членом Чешской академии наук и почетным доктором философии Карлова университета в Праге.
В 1891 он стал Почетным доктором Кембриджского университета.
В 1892 году его пригласили возглавить национальную академию в Нью Йорке. «Мне предлагают пост директора консерватории и дирижирование десятью концертами (из моих произведений) на протяжении 8 месяцев 153 и четырехмесячный отпуск ежегодно, за что дадут 15 000 долларов, то есть свыше 30 000 флоринов»,— писал Дворжак Гёблу, спрашивая совета: соглашаться или нет?
Он принял предложение и 3 года, с 1892 по 1895 гг. Дворжак работает директором Национальной консерватории в Нью-Йорке за приличную зарплату. Как считают американцы за эти 3 года, он создал свои лучшие произведения. В том числе и второй цикл “Cлавянские танцы”, Cимфонию N 9 “Из Нового Света”. Что, конечно, совершенная ложь. В Нью Йорке он работал, начиная с 1892 года, а Славянские танцы были напечатаны двумя тетрадями в 1878 году и в 1886, задолго до Нью-Йорка. И никакого отношения к городу большого яблока не имеют. А что касается Симфонии N 9 “Из Нового Света”, ее премьера прошла в Нью-Йорке в декабре 1893 года в Карнеги Холле. И стала она одной из самых исполняемых симфоний.
А вот Симфония для тех кому некогда слушать. Дирижер Герберт фон Караян:
Где жил Дворжак
У композитора так и не было собственного дома. Была только загородная дача. Хозяин дома, у которого композитор вместе с семьёй снимал жильё в Праге, больше никому из квартирантов, кроме Дворжака, не разрешал иметь музыкальные инструменты, чтобы никто не мешал композитору создавать его творения. Если Дворжак не играл, значит везде должна царить тишина, – композитор отдыхает..
Композитор с пристрастием относился к двум вещам — голубям и паровозам. В своём летнем доме он велел построить голубятню, а во время прогулок по Праге обязательно прокладывал свой маршрут через вокзал. У Дворжака была поразительная память, как у члена топонимической комиссии Петербурга и известного журналиста Алексея Ерофеева. Дворжак знал наизусть все номера паровозов и имена всех машинистов на всех пражских вокзалах.
Дом в котором распложен музей Дворжака в Праге не имеет к композитору никакого отношения. Он находится в одном из самых красивейших зданий: дворце XVIII века, построенном в барочном стиле, который пражане называют «Америка». В музее представлена замечательная коллекция вещей и документов, принадлежащих композитору и рассказывающих о его жизни и творчестве — очки Дворжака, альт, фортепиано, мебели из его кабинета, платья, в котором он получал почетную степень Кембриджского университета и другие личные вещи. Билет в музей стоит 200 рублей(в пересчете на рубли). В Петербурге есть дом гоф-медика Карла Леопольдовича Дворжака, построенный в год рождения Дворжака (в 1841 году) архитектором Францом Ивановичем Руска (братом известного Луиджи Руска) как будто специально для Антонина Дворжака. Это скорее всего совпадение, а может быть и нет. По возрасту Карл Леопольдович годится Антонину Франтишековичу Дворжаку в отцы. Много, даже и в Петербурге, было Дворжиков, но нам известен всего один.