Глинка не входил ни в Северное, ни в Южное общество. Он вообще был монархистом, как и Пушкин. История оперы “Жизнь за царя”(“Иван Сусанин”) и гимна СССР.

В декабре 1825 года Михаил Глинка был на Сенатской площади незадолго до восстания  декабристов. Ему тогда шел 21-й год. Однако он покинул место еще до начала мятежа. Композитор писал: «Мы пробыли на площади несколько часов, потом я, вынужденный голодом (ибо не завтракал), отправился к Бахтуриным. Может быть, это, по-видимому неважное, обстоятельство спасло меня от смерти и увечий; вскоре раздались пушечные выстрелы, направленные против мятежников». В следующую ночь Глинку допросили: жандармы искали его бывшего гувернера Кюхельбекера, Кюхлю — поэт сбежал после разгона восстания. Кто помнит Кюхлю, героя одноименного романа, лучшего друга Пушкина? Но вы то, конечно, его помните. Так вот — он сбежал.

Глинка в молодости. Так он выглядел в день восстания декабристов.

Зачем Глинка оказывается на Сенатской площади, проводит там несколько часов и тут же смывается, мучимый голодом, как будто специально не позавтракал? Исчезает, пока в воздухе не запахло порохом? Как будто он знает о готовящемся восстании. Но по всей верятности не знает.   Кюхельбекер, шадя своего воспитанника от ненужной, в равной степени опасной инфомации, скрыл от него заговор декабристов. Кстати, Глинка с его ура-патриотическими  и промонаршими настроениями мог бы запросто рассказать об этом Николаю I и мятеж бунтовщиков был бы раскрыт  и по-возможности обезврежен. Восстания декабристов не состоялось бы.

Но если б оно состоялось, Россия бы на 200 лет вырвалась бы вперед. Жизнь в России подтянулась бы к идеалам декабристов. Они, между прочим, предлагали конституционную монархию, строй весьма прогрессивный, когда законодательную власть берет на себя свободно выбранный парламент а в качетсве реализатора этих законов выступает тоже выбранный монарх ( президент), в варианте Южного общества – раз в году меняющийся на нового монарха. Где вы такое видели, тем более 200 лет назад? В современной России тоже формально конституционная президентия, но уже 20 лет все тот же президент, а на смену ему спешат его замы, ничего нового для России не предлагающие.

Михаил Глинка любил двойные воротники.

“Жизнь за царя”. Триумф оперы и восторги Николая I

Опера в честь царя! Как Глинка до такого додумался? Тут не без интриги.

Глинка пишет:
Когда я изъявил своё желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренно одобрил мое намерение и предложил мне сюжет «Ивана Сусанина».

 Жуковский сам хотел написать текст оперы, но проиграл конкурентную борьбу обрусевшему немцу барону Розену. У этих немцев были свои счеты с поляками. Действие оперы происходит 200 лет назад (на момент написания либретто). В опере рассказывается о событиях 1611 — 1613 года, связанных с походом польского войска на Москву.

 Так вот, этот барон Розен, с весьма ощутимым акцентом говоривший по-русски, каким-то странным образом плел на неродном языке стихи (сейчас мы сказали бы — «тексты»), которые удовлетворяли Глинку более, чем опусы Жуковского. Последний говорил в насмешку, что «у Розена, — это высказывание Жуковского приводит Глинка в «Записках»,— по карманам были разложены впредь уже заготовленные стихи, и мне стоило сказать, какого сорта, т.е. размера, мне нужно и сколько стихов, он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особенного кармана».

 На один из предпремьерных показов пришел Николай I. В этот момент Михаил Глинка решил посвятить оперу императору, и назвал ее коньюнктурно «Жизнь за царя».

Николай I только что взошел на престол

Первоначальным названием было все же «Иван Сусанин». Оно сохранялось весь репетиционный период и только за неделю до представления оперы по просьбе Глинки и с высочайшегo е.и.в. соизволения была переименована в «Жизнь за царя» (название это было придумано поэтом Нестором Кукольником). В 1939 году к опере вернулось название “Иван Сусанин” (см. ниже).

Николай I – Николай Палкин, Николая Кровавый – этими прозвищами снабжал его при жизни народ. И вдруг мнение публики о царе резко переменилось? Такова запутанная сила искусства?

 9 декабря 1836 года состоялась премьера в Петербурге. Публика с восторгом встретила эту оперу.

Вначале – короткий отрывок из оперы:

Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»

«Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император изволил меня позвать в свою ложу, взял меня за руки, благодарил меня и долго беседовал со мною. Наследник, императрица и великая княжна Мария Николаевна также удостоили меня лестными отзывами о моей музыке»

Михаил Глинка, письмо к матери от 10 декабря 1836 года, на следующий день после премьеры.

Федор Иванович Шаляпин в роли Ивана Сусанина. Фотография.

Николаю I так понравилась опера, что он вручил Михаилу Глинке подарок: перстень с топазом, окруженного тремя рядами бриллиантов. А друзья композитора: Александр Пушкин, Петр Вяземский, Василий Жуковский и Михаил Виельгорский, решили поздравить композитора шуточной песней «на четыре голоса». Каждый сочинил по четверостишью.

«Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор»

Александр Пушкин

Друзья за подготовкой оперы. За роялем … как Вы думаете кто?

«Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории русского искусства, — писал выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов. — На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение». 

Однако опера, скорее всего, понаравилась бы и простому народу, коль скоро главным героем, был представитель народа – костромской крестьянин Иван Сусанин, пожертвовавший собой. Но простой народ этой оперы не слышал. Она шла в Большом и других театрах, куда вход крестьянам заказан.

 От кровавой расправы с декабристами, в которой погибло более 1000 человек, прошло всего 11 лет. О них как будто все забыли. И даже бывшие друзья – Пушкин, Вяземский, Глинка.

А теперь – вся опера. Наберитесь терпенья.

Опера «Жизнь за царя». Большой театр в Москве. Постановка 1993 года.

Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали Глинку своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, “глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой” – пишет портал belcantofund.com.

О нравственности Глинки можно поспорить. Просто он писал то, что понравится царю. Какая уж тут глубокая нравственность. В 1837 году, через год после премьеры, карьера промонархического композитора пошла вверх – Михаила Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Там композитору полагалось постоянное жалование и другие награды.

Вторая жизнь оперы под названием “Иван Сусанин”. Грядет и третья.

В советское время новых опер ставилось вообще мало . Как-то не писалось советским композиторам в этом стиле. А потребность такая была. Взялись за композиторов-классиков. Первой жертвой стал Михаил Иванович Глинка. А точнее, его опера “Жизнь за царя”. Музыка вполне приличная. Не подходил только текст. Дело за малым – надо текст переписать.

Тогда этот малоблагодарный труд взял на себя поэт Сергей Городецкий. Возникла потребность, продиктованная жесткими идеологическими требованиями этого времени, перетекстовать оперу   и сделать из нее сугубо народно-патриотическую, вместо промонархической, как это у Глинки.

 “В 1939 году советский поэт С.М.Городецкий подверг коренной переработке малохудожественный , пропитанный верноподданическими мотивами текст либретто Розена”, — цитируем из сборника “50 опер”, издательство “Советский композитор”, Ленинград, 1959 год.

С  текстом Сергея Городецкого — и теперь, естественно, под названием «Иван Сусанин» — опера Глинки шла на всех оперных сценах Советского Союза с 1939 года по 1991 год, когда развалилось СССР.

Опера «Иван Сусанин». Белорусский театр оперы и балета. Минск. 1984 год.

К  слову сказать текст оперы в ближайшее время будет переделан. Сейчас оба варианта текста оперы, при стабильном звукоряде – и “Иван Сусанин” и “Жизнь за царя” малопривлекательны: первый — в силу своего елейно-промонархического духа, второй — ввиду того, что пропитан Советской идеологией. Монархический тип общества нам нока что чужд, мало кто из избирательного электората проголосует сейчас за монархию, или конституционную монархию. Так же далек от нас и стиль пост-советский. Так что я предложил бы ТЗ составителю нового теста с таким государственным заказом: “Объявляется новый всероссийски конкус на лучший текст для оперы “Жизнь за царя”(“ Иван Сусанин”) по музыке Глинки.  Текст должен быть ура-патриотическим. В нем равным образом должны быть учтены интересы Путина, как передающего эстафету, и интересы принимающей стороны —  Собянина, Мишустина, Андрея Семенова”.  

Кстати в опере Глинки есть почти одноименный персонаж – Богда Собинин, ратник, жених Антониды, дочери Ивана Сусанина. Глинка предвосхитил Собянина!

Глинка – участник конкурса на Гимн СССР и России

Казалось бы такого не может быть. Но это было дважды – как во времена Николая I так и во времена Ельцина. Михаил Глинка дважды участвовал в конкурсе на самый первый гимн России. Первый раз он проиграл, но во второй – выиграл, с подачи Бориса Ельцина!

Вплоть до XVII века во время государственных в России исполнялись церковные песнопения. Во времена Николая I место Бога в общественном сознании занял государь. На закрытом конкурсе, объявленном Николаем I, директор Придворной императорской певческой капеллы Михаил Глинка предлагал свои варианты государственного гимна: заключительный хор из оперы “Жизнь за царя” и “Патриотическую песнь” на стихи Жуковского – но оба были отвергнуты.

«Патриотическая песня» в исполнении оркестра Евгений Светланова. Она так и осталась без слов.

Николай I отверг гимн России на музыку Глинки и принял вариант композитора Алексея Львова на слова того же Василия Жуковского “Молитва русского народа”. Жуковский как автор слов победил, быстро сменив Глинку на Львова. Глинка утирался горячими слезами. Первый ифициальный гимн был утвержден в 1833 году. Не на его музыку.

В 1917 году в качестве официального гимна СССР исполнялась французская мелодия Марсельезы с советскими словами – “Отречемся от старого мира” – “Интернационал”.

«Отречемся от старого мира». Так звучала на слова советского автора французская песня «Марсельеза». Богатейшая аранжировка и исполнение.

Просуществовав более 35 лет, данный вариант гимна уступил место новому на музыку  Александрова и стихи Михалкова и Эль-Регистана – “Союз нерушимый республик свободных. Он был принят в качестве официального гимна  СССР 1 января 1944 года.

Глинка всплыл 170 лет спустя. После распада Советского Союза в качестве официальной мелодии гимна зазвучала предложенная Борисом Ельциным все таже “Патриотическая песня” Михаила Глинки, отвергнутая Николаем I. В качестве официального гимна Росской Федерации на основании Положения о Государстенном гимне в 1991 году утверждена песня Михаила Глинки. Песня, пока что без слов (пока шел конкурс на слова) занимала это почетное место на протяжении 9 лет. То-то Глинка восторжествовал бы.

 Его музыка задуманная как гимн Николаю I, звучала как Гимн Российской Федерации, освобожденной от пут коммунистической партии. Все эти годы песня звучала без слов. Только в декабре 2000-го приход к власти Владимира Путина ознаменовался новой сменой гимна. Вновь из всех радиоприемников полилась совершившая триумфальное возвращение все та же, привычная коммунистам мелодия Александра Александрова, на слова ничего не обещающие Сергея Михалкова.

Глинка творит.

Глинка скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу была надпись «ФАРФОР» — символично, если вспомнить канон, сочинённый друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина».

Алексей Орешкин