Пилить жену – не в традициях виолончелиста и композитора Соболенко
- — Как вы начали заниматься музыкой, кто был инициатором?
— Мне было четыре с половиной года, когда папа вставил в мою ключицу скрипицу и попытался произвести из меня Паганини, так же как отец Паганини ругался, выпивал и побивал меня, приговаривая – “играй как я!” Мне в столь юном возрасте было непонятно, чего от меня хочет отец. После двух лет пыток я оставил скрипицу. Когда папа особо расходился, мама меня спасала, прикрывая собственной грудью.
- 2. — Почему именно виолончель?
— Мама и бабушка по материнской линии играли на виолончели. К ним у меня были самые добрые чувства, поэтому виолончель у меня ассоциировалась с женственностью и по форме, и по содержанию.
— Расскажите о ваших родителях и дедушках бабушках – кто они по специальности, и были ли среди них музыканты.
— Пять поколений моих предков были музыкантами. Скрипачами, виолончелистами и пианистами, но у многих из них были и другие профессии, которыми они зарабатывали на хлеб насущный. Папа — скрипач, в разные времена был и солистом, и педагогом, и оркестрантом. Мама — виолончелистка, играла в оркестре и была педагогом. Дедушка, по отцовской линии, начинал свою рабочую карьеру в паровозном депо Ростова на Дону, где развлекал сослуживцев в рабочий полдень игрой на скрипке. Очень любил музыку. Закончил ростовский музыкальный техникум и организовал ансамбль, который озвучивал немые фильмы и играл между сеансами в кинотеатрах. Затем дедушка переехал в Ленинград и поступил в корабелку. Стал инженером по производству корабельных котлов, но музыку не забывал, играл иногда с бабушкой (пианисткой) на танцах в заводском клубе. У бабушки тоже была вторая профессия, она работала на кораблестроительном заводе бухгалтером. Бабушка, по материнской линии, обладала уникальными музыкальными способностями. Могла на слух подобрать любые мелодии на скрипке, флейте, виолончели, контрабасе. На рояле и баяне могла сыграть любые части музыкальных произведений, которые слышала по радио и на граммофонных пластинках. Затем выучила и нотную грамоту. Всё это она сделала самостоятельно без помощи педагогов. Мой дедушка, по материнской линии, происходил из семьи крупного царского чиновника. Его отец (мой прадед) был директором почтамта одного крупного российского города. Его жена была немкой. По традициям того времени все дети играли на музыкальных инструментах и пели. Дедушка прекрасно играл на фортепиано.
- — Когда Вы написали свою первую композицию и как она называлась?
— Мои родственники не разрешали мне сочинять, говорили, что вся хорошая музыка уже написана. Я импровизировал на рояле, подбирал на слух разные композиции, которые дедушка, по линии отца, слушал на пластинках. Дедушка любил джаз, к которому и я испытывал тёплые чувства. С другой стороны, я любил эксперименты. Запускал в рояль заводные игрушки, клал туалетно-бочковую цепь на струны, кричал внутрь рояля с нажатой педалью, слушая отзвуки струн. От всего этого я приходил в восторг! Но мои родители, бабушка и дедушка, не оценили мои эксперименты и закрыли фортепиано на ключ. Единственно, кто меня поддерживал, это моя бабушка по матери, которая сама любила импровизировать. Мы садились за рояль и в четыре руки подбирали, и пели разные мелодии, к которым я добавлял свои детские авангардизмы. Бабушка очень радовалась вместе со мной, хотя другие родственники бросали на нас кислые взгляды. Не могу точно сказать, когда родилась первая композиция. В детстве я сочинял музыку в голове и запоминал её. Использовал все эти наработки уже в юности, когда стал сносно владеть нотной записью.
- — Как назывались фильмы с вашей музыкой?
– Художественные: “Процесс”, “Танцуют все”, “Холодно, холодно…”, “Не делайте бисквиты в плохом настроении”, “Мистерии”, анимационные: “Cирин”, “Король садовник”, “Cлучай”, документальные: “Портрет художника на историческом фоне”, “Книги, ангелы, города Саши фон Хагемейстера”.
https://www.youtu.be/SYCHHQ6hfc4
О всех фильмах, времени их выхода на экраны здесь: http://sobolenko.narod.ru/music.html
- Интересует ли Вас преподавательская деятельность, есть ли у Вас ученики? — У меня довольно серьёзный арсенал музыкальных знаний. Я владею искусством композиции, теорией и историей музыки, музыкальными инструментами — виолончелью, виолой да гамба, виолой пардессю, контрабасом, фортепиано, клавесином и электронными инструментами. В разные времена проводил мастер-классы по композиции, по истории музыки, по теории музыки, по игре на виолончели, виоле да гамба и фортепиано. Также помогал музыкантам осваивать компьютерные технологии (нотные редакторы, секвенсоры, синтезаторы и программы для звукозаписи). В течении 10 лет в библиотеке им. В. В. Маяковского я читал популяризаторские лекции на темы бытования музыки и звука в человеческой культуре.
- От одного концерта в год до 4-x – немного. Вы пишете музыку для себя, в стол или для людей?
- — Я сочиняю музыку на заказ и для себя.
- За счет чего вы существуете, способы заработка и какой суммой в среднем за месяц вы располагаете?
— Я свободный музыкант, поэтому заработок мой складывается из разных источников. Это сочинение музыки на заказ (кино, тв, интернет, проекты, заказы музыкантов — исполнителей), авторские отчисление за тиражирование моей музыки, концертная деятельность на разных инструментах, на разных площадках, а также лекционная деятельность. Иногда помогают меценаты и краудфандинг.
- — Жена не пилит за то, что вы мало (много) зарабатываете?
— Мы с женой нежно относимся к друг другу. Мы не пилы и не пиломатериалы.
- — Организацией ваших концертов замается жена, как она справляется со своими обязанностями?
- — Жена работает 14 лет в библиотеке им. В. В. Маяковского на Невском пр. 20 и организует общедоступные концерты. Я помогаю ей в подборе артистов и иногда сам участвую в этих программах.
- — Сколько лет вы женаты? Как познакомились с будущей женой и как развивался ваш роман?
— В этом году нашей паре исполняется 37 лет. Мы познакомились в ленинградском зале капеллы на моём концерте. Наш роман до сих пор развивается.
- — Сколько у Вас детей и как их зовут?
- — У нас нет детей. Называем себя не СемьЯ, а ДваЯ.
- — Ваши любимые композиторы?
— Их много, но главное, что меня питает – это корневой фольклор разных народов.
- — Каких композиторов вы ненавидите?
— Скучных.
- Я заметил, что в музыке вы часто используете лады народной музыки – миксолидийский, дорийский и т.п. В трех композициях вы использовали лады венгерско-цыганской музыки. Какие у Вас любимые лады?
— Я использую много ладов, в том числе те, которые Вы перечислили. Ладовость зависит от той или иной задачи, которую решает автор в своих произведениях.
- — Любите ли вы рок-музыку, какие группы любимые
— Да, люблю. Любимая российская группа – “Звуки МУ”, “ДЕТИ”. Американская группа — Screamin’ JayHawkins. Английская группа – “YES”
- — Какие джазовые композиторы Вас вдохновляют?
— Для меня “джазовый композитор” звучит как тавтология. Ведь джаз это искусство импровизации, где композитор и исполнитель это одно лицо.
- — Когда вы последний раз были на гастролях? Какие страны вы посетили с целью работы? В каких странах бывали с целью отдыха?
— В 2018 году были концерты в Беларуси. Сольные и ансамблевые. Потом началась пандемия и всё закрылось. С середины 1980-ых годов я гастролировал в Польше, Югославии, Финляндии, Германии, Италии, Франции, Израиле, США и бывших республиках СССР. Обычно мы планировали гастрольные туры так, чтобы выступления совмещались с культурной и туристической программой.
- — Ваши хобби? — Прогулки с женой на природе.