
Александр II помогал создавать Московскую и Петербургскую консерватории и сам неплохо играл на фортепьяно
Он (время правления 1855-1881) говорил : “Управлять Россией несложно, но совершенно бесполезно “ . Тем не менее он кое-что успел сделать для своей страны.
“Из крохотных мгновений соткан год”. Это были мгновенья, заполненные музыкой. Александр II сам мало занимался музыкой, но был ярким фанатом искусства, среди которого первое место занимала опера. Александр ходил в оперу несколько раз в неделю.
19 февр. 1880 г. должно было состояться торжественное представление в Петербургском Большом театре по случаю 25-летия царствования Александра II из живых картин с изображением основных моментов истории России за последние 25 лет. Музыку к нему по заказу царя писали – Антон Рубинштейн, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи.
В числе любимых композиторов Александра II были – Глинка, Мусоргский, Штраус, Верди.
Произведение: «Застольная» из оперы «Травиата» Композитор; Джузеппе Верди Исполнители: Лада Меркульева, Валерий Макаров, симфонический оркестр оперного театра Московской консерватории, дирижёр Вячеслав Валеев, хор студентов Московской консерватории. В бокалах подкрашенная вода. (Детям до 6 не смотреть!)
Царь – освободитель
Александр II вошел в историю как царь-освободитель. Что же, кого и когда он освободил?
Во первых он вернул из ссылки декабристов. Они прожили в Сибири с 1826-1828 года осужденными 115 человек. Только через 30 лет 26 августа 1856 года, в день своей коронации, Александр II издал манифест, позволявший декабристам (к этому моменту в живых остались 34 человека) вернуться из Сибири и проживать (под надзором полиции) везде, кроме Москвы и Петербурга.
Кстати я был в Иркутске в 2000 году, и там встречался с одним из внуков декабристов. Он мне многое рассказал. Например как его дед в ссылке в Иркутске не только работал на каторге, он там умудрялся по вечерам каждый день играть на рояле и благодаря именно этой игре дожил до чудесного освобождения. Играли на фортепьяно и многие другие декабристы.
Во-вторых Александр II заступился “за други своя “ на Балканах. Памятник Александру II стоит в центре Софии и в центре Хельсинки. Эти два памятника только и сохранились после Октябрьской революции. Памятник Александру II решили установить в 1882 году, через год после его смерти в результате террористического акта народовольцем Гриневицким. С 1809 года по 1917 год Финляндия входила в состав Российской империи. И все эти годы финны приносили цветы в благодарность Александру II. Наверно им не так уж плохо жилось при царе, лучше чем при большевиках. Кстати финнам неплохо жилось и при большевиках и после: они имели неограниченное количество туристов из России и продавали России массу местных товаров, например, сыр Виола и покупали у нас дешевый бензин.
Также приносят цветы к памятнику Александру II в Софии.
Наконец Александр II отменил крепостное право. 19 февраля (3 марта) 1861 г. в Петербурге император подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-ти законодательных актов. Крестьянам с этого момента разрешалось вступать в брак, покупать недвижимость на свое имя. Крестьянам не давалось только права на землю, она оставалась в собственности помещиков.
К этому, собственно, давно шло. Указ Павла I «о трёхдневной барщине», как часто называют этот указ, носил рекомендательный характер и никогда почти не исполнялся, барщина в 6 и даже 7 дней в неделю, когда крестьянин работал на помещика, была обыкновенной. Крестьяне были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались от невольников на плантациях Америки.
Итак в ходе реформ Александра II народ получил ряд прав и свобод. Что же они дали царю взамен?
Динамит проверим на Александре
На царя было совершено 11 покушений
Александр II поставил рекорд покушений на самого себя и защиты от этих покушений. За 30 лет было всего 11 покушений, которые закончились только в 1861 году, когда царя не стало. Чаще всего жертвами императоры становились из за заговоров и дворцовых переворотов, когда одна власть менялась на другую. Часто покушались на власть социалисты и прочие разновидности большевиков, они доказывали что новая власть станет полезнее для народа. Народ, сам того не подозревая, становился целью помощи. На самом деле смена власти отнюдь не всегда менялась с хорошей на плохую.
Пистолет Каракозова
Каракозов на суде
В покушениях отразился технический прогресс XIX века — от простого дульнозарядного пистолета до высокотехнологичных ручных динамитных бомб. Пистолет – мелочь, куда эффективнее взрыв. Терроризм в XIX веке развивался как на дрожжах. Покушения на царя совершались в районе Зимнего дворца, на Дворцовой площади, в районе Екатерининского канала, в Летнем саду, на Каменном мосту, на Малой садовой, в Москве, в Одессе (2 раза), в Александровске и даже в Париже. Последнее покушений завершилось успехом.
Музыка в жизни Александра II
Царские подарки музыкантам – трубы из чистого серебра
О музыкальных увлечениях Александра II мы знаем очень мало. Известно только, что он играл на фортепиано. Императрица Мария Александровна, как и всякая аристократка ее эпохи, также владела этим инструментом. Но как Мария, так и сам Александр регулярно поддерживали в Петербурге, да и по всей России музыкальные мероприятия.
В салоне императрицы Марии Александровны регулярно проводились музыкальные вечера. Конечно, императрица «по должности» покровительствовала музыкантам, ее именем назван Мариинский театр. Однако современники свидетельствуют, что «императрица музыки не любила и ее не понимала».
Как то раз император Александр II пожаловал при Высочайшей грамоте двенадцать Георгиевских труб с надписью «За отличiе въ Турецкую войну 1877 и 1878 годовъ.» 2 Лабинскому полку Кубанского казачьего войска.
Егор Ботман, портрет Александра II, 1856 г.
Так как Георгиевские трубы, пожалованные конным полкам, пластунским батальонам и конно-артиллерийским батареям Кубанского казачьего войска были изготовлены из высококачественного серебра, то многие из них были утрачены (украдены) еще во время Гражданской войны. В настоящее время в фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника в составе коллекции Регалий Кубанского казачьего войска хранится только Высочайшая грамота на Георгиевские трубы 2 Лабинского полка.
Александр II и известные композиторы
“Самый пакостный шум и треск” – “подарок” за казенный счет от Чайковского
Трубы используются как исполнители главной партии в пьесе Чайковского “Октябрь” 1875-1876 года, тоже написанной при Александре II.
П.И.Чайковский — Осень…. «Октябрь»- Tchaikovsky -The Seasons — October
“ Но сердцу ближе вы, осенние отливы,
Когда усталый лес на почву сжатой нивы
Свевает с шепотом пожолклые листы,
А солнце позднее с пустынной высоты,
Унынья светлого исполнено, взирает…”
Николая Огарев
Чайковский не был лично знаком с императором Александром II, но в его переписке встречаются упоминания о событиях, связанных с личностью и царствованием Александра II и об отражении этих событий в музыкальной жизни. В частности, композитор с иронией повествует о «буре патриотического восторга», которая разразилась на представлении оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» в связи с неудачным покушением на императора в 1866 г., когда публика «вопила: «Вон поляков!» и спектакль был фактически сорван.
19 февр. 1880 г. должно было состояться торжественное представление в Петербургском Большом театре по случаю 25-летия царствования Александра II из живых картин с изображением основных моментов истории России за последние 25 лет. Живые картины должны были сопровождаться музыкой, которая заказывалась выдающимся русским композиторам: Антону Рубинштейну, Николаю Римскому-Корсакову, Цезарю Кюи и др. Чайковский также получил через директора Петербургской консерватории заказ на музыку к живой картине «Черногория в момент получения известия об объявлении войны Турции» . Отказаться от такого богатого заказа, по словам композитора, «не было никакой возможности», он «принялся энергически за дело» и через 3 дня окончил сочинение, в связи с чем писал брату Анатолию: «Само собой разумеется, что ничего кроме самого пакостного шума и треска, я не мог выдумать».
В мае 1880 г. в связи с намечавшимся открытием Промышленно-художественной выставки Чайковский получил еще один заказ от назначенного главой ее музыкального отдела Николая Рубинштейна: написать сочинение на одну из следующих тем: Увертюру для открытия выставки, Увертюру на двадцатипятилетие коронации Александра II или кантату на открытие храма Христа Спасителя. В связи с этим композитор писал своему издателю Петру Юргенсону, что «без отвращения нельзя приниматься за музыку, которая предназначена к прославлению того, что в сущности нимало не восхищает меня. … Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддеть мое вдохновение». В итоге Чайковским была написана Торжественная увертюра «1812 год», которая и была исполнена в зале Всероссийской Промышленно-художественной выставки
Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год».
В исполнении Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан под управлением Дмитрия Крюкова звучит одно из ярких патриотических произведений — Торжественная увертюра «1812 год» великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, посвященная Победе России в Отечественной войне 1812 года. Обратите внимание на партию тромбонов в 1-й части.
Открытие Петербургской и Московской консерватории
В 1837 году Александр совершил большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири, а в 1838—1839 годах побывал в Европе. Он стал первым русским государем, побывавшим в Сибири. В этих путешествиях его сопровождал Жуковский. В Тобольске Александр видел некоторых ссыльных декабристов и ходатайствовал перед отцом об их освобождении. В мае 1837 года во время посещения Вятки Жуковский и Арсеньев (тоже сопровождавший наследника) пригласили Герцена показать выставку. «Несколько слов, которые он [наследник] сказал мне, были ласковы… Наследник представил государю о разрешении мне ехать в Петербург. Государь… велел меня перевести во Владимир»
Во время поездки в Лондон в 1839 году у него возникла мимолётная влюблённость в юную королеву Викторию.
20 февраля 1862 года при содействии Александра II была открыта Петербургская консерватория и затем Московская. В России наконец появилось высшее музыкальное образование.
Танцы при Александре II
Коньки
Император внёс вклад в популяризацию в России катания на коньках. Это увлечение охватило петербургский высший свет после того, как в 1860 году Александр повелел залить каток у Мариинского дворца, где любил кататься с дочерью на виду у горожан].
Катания сопровождались оркестром духовых инструментов. В советское время музыка была в катушечной записи. Помните кадры из фильма о 50-х годах “Покровские ворота”?
Питер Брейгель, Катание на коньках, 1565 г.
Охота и любовь к собакам
Александр II был особо страстным любителем охоты. В путешествиях государя всегда сопровождали собаки разных пород — от чёрного пуделя до легавых; при дворе неразлучным его спутником был чёрный сеттер Милорд, подаренный каким-то польским паном. После воцарения Александра при императорском дворе вошла в моду охота на медведя. В 1860 году на такую охоту в Беловежскую пущу были приглашены представители правящих домов Европы. Добытые императором трофеи украшали стены Лисинского павильона (поселок Лисино-Корпус) . В коллекции Гатчинского арсенала (оружейной комнате Гатчинского дворца) хранится коллекция охотничьих рогатин, с которыми Александр II мог лично ходить на медведей, хотя это и было очень рискованно. Под его патронажем в 1862 году было создано Московское охотничье общество имени Александра II.
Cеттер Александра II
Все собаки Александра II