
… на духовых инструментах и народных
Благодаря Александру III я начал играть на домре в БКЗ “Октябрьский”
Музыкальные инструменты в далеком 1889 году еще не умели толком записывать. Так что любимую тубу Александра III и пример его игры на ней никто не записал. Но в государственной библиотеке Дании обнаружили запись песни Александра, из которой явственно следует наличие музыкального таланта у мудрейшего. Не так давно 10 марта 1845 в Москве было скромно отмечен 190-летий со дня рождения императора.
Послушаем песню царя-миротворца, а потом проанализируем вклад его в историю.
Архивная запись из библиотеки Дании
Запись была сделана на восковой цилиндр в 1889 году в резиденции датского короля во Фреденсборге и хранится в государственной библиотеке в Дании. При этом файл назван «частная запись датско-русской пары» и никаких упоминаний о том, что это голос именно Александра III на сайте библиотеки в Дании нет, более того, отмечено, что «исполнитель» неизвестен.
Между тем я узнаю голос Александра III по привычке. Мы с ним каждый день общаемся во сне. Случилось так, что я поселился в доме, где во времена Александра III (годы правления 1881-1894) стоял полк царской охраны (адрес дома – ул.Батурина, 6). В документах, прилагаемым к квартире, рассказывается что при воцарении Николая II (в 1894 году) дом расширили и пристроили к нему второй этаж (я живу на первом). А сам дом появился раньше, где-то в середине XIX века. Так что Александр III мог этот дом навещать, например чтоб узнать как живется царской охране. Она и при царе-миротворце там жила. Дом находится в 500 метрах от царского дворца в Ливадии. Не каждый день, но где-то раз в неделю посреди ночи я просыпаюсь, когда слышу тяжелый грохот сапогов в тишине ночной за Александром III, который напоминает мне о поэме “Медный всадник” Александра Сергеевича, рожденной в 1833-м:
“ И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За мной несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне …”
Однако мы отвлеклись. А тема статьи – как жила музыка в годы правления Александра III. А музыка жила замечательно.
Музыка в жизни Александра III
Александр III был сыном Александра II, который трагически погиб от рук так называемых “народовольцев”. Александр II говорил : “Управлять Россией несложно, но совершенно бесполезно “ .
Александр III в юности
Но Александру III, это не казалось бесполезным. И он засучив рукава, взялся за дело.
Предыдущая попытка, Александра II управлять Россией, закончилась печально. Бомбу в царя метал революционер-террорист Игнатий Иоахимович Гриневицкий. Теракт подготовленный народовольцами с шестой попытки привел к кончине Александра II. Труба, как которой так любил играть Александр II (см.фильм “Пророк. История Александра Пушкина” 2025), осталась 13 марта 1881 года без хозяина.
Тяга к музыке передалась по наследству новому царю Александру III. Но рояль он не любил, в отличие от папы. Зато Александр III любил трубы во всех их проявлениях.
С музыкой будущий император познакомился в 3 года, он попросил своих воспитателей купить ему трубу. . Один из воспитателей на свои деньги (родители, памятуя о печальном опыте наотрез отказались покупать трубу) «приискал в игрушечной лавке детскую трубу из цинка, которая при лёгком надувании производит звуки через так называемую гармонику». Суда по всему, звук у этого изделия был мерзким, а увлечение игрушкой — искренним и длительным. Царевич постоянными упражнениями скоро довёл домашних до белого каления. И когда ему через полгода прислали из Германии новые игрушки, оттуда заранее были изъяты все духовые музыкальные инструменты.
Его дед, Николай I, был искусным игроком на флейте, а также поэтом и композитором. При отце Александр II создавалась Московская и Петербургская консерватории и он сам играл на фортепьяно. Александра тоже отдали на занятия роялем в 12 лет, но он быстро учиться забросил. Четыре года он мучил инструмент, но в возрасте 16 лет окончательно его забросил и вспомнил свое увлечений трубой и начал брать уроки игры на любимом инструменте.
Александр III и его старший брат Николай, которому не суждено было управлять Россией, вместе брали уроки игры на трубе.
Второе знакомство с любимой трубой состоялось в 16 лет. За плечами стоял многолетний опыт родственников – Николая I и Александра II.
Трубач и царедворец
Септет – 7 человека делают музыку. О роли числа 7
С трубой он сдружился. Александр мог весь день провести за игрой и нисколько не уставал. Одним из его любимых инструментов был корнет-а-пистон — разновидность трубы. Профессиональный корнетист Джулс Леви охарактеризовал молодого человека, как превосходного музыканта-любителя и подчеркнул, что корнет является именно его инструментом. Но он параллельно брал уроки игры на разных духовых инструментах – еще на тубе и геликоне. Постепенно юноша рос и достиг роста в 193 сантиметров. Фигура была мощная – Александр раздался в плечах и весил 120 кг . Александр готовился стать военным.
К месту на троне готовился его старший брат Николай.
Крайний справа Александр III с тубой
Александр с братом Николаем увлечённо играли вдвоем, а затем квартетом, приглашая для участия генерала Половцева, корнетиста Василия Вурма или преподавателя Тюрнера. В 23 года будущий император узнал, что принц Ольденбургский собирает в своём дворце октет музыкантов и вознамерился послушать их исполнение. Захватив на всякий случай корнет, цесаревич вошёл в зал и, не увидев зрителей, присоединился к музицировавшим, проиграв с ними весь вечер.
Участие в октете так запомнилось Александру, что вскоре он вознамерился создать септет для игры на духовых инструментах. Постоянными участниками этого септета, кроме самого наследника, стали генерал Половцев и принц Ольденбургский – с альгорнами, графы Адам и Александр Олсуфьевы – с корнетами, Александр Берс – с геликоном. Позже к ним присоединился игравший на альтгорне барон Мейендорф. Периодически в качестве приглашённых гостей в группе играли музыканты Тюрнер, Шрадер и Бергер.
Репетиции, как и концерты, проводились обычно весной в Царскосельском саду – прямо на свежем воздухе. Летом 1872 года цесаревич организовал большой духовой оркестр с репетициями в здании Адмиралтейства: один раз в месяц оркестр давал концерт для цесаревны Марии Фёдоровны и её гостей, которые для прослушивания собирались в Аничковом дворце.
Там же музыканты собирались по четвергам в 8 часов вечера вплоть до рокового для семьи 1881 года.
Сам Александр III играл в оркестре на разных видах труб – флюгель-горне, валторне и тубе. Особенно он любил играть на тубе, потому что Александр обожал низкие звуки. Туба вообще-то самый большой в симфоническом оркестре инструмент. Но когда император эту трубу примерил, она на шею императору не влезла. Неудивительно — при его росте 193 см и мощном от природы телосложении. Тубу пришлось делать на заказ. По размерам ему подходил геликон, на нем император тоже играл.
Современники царя, прекрасно разбирающиеся в музыке иностранцы и русские, всегда давали высокую оценку музыкальным талантам Александра III. Так, по воспоминаниям Александра Александровича Берса, государь любил и ценил музыку и всегда имел о ней верные представления.
В подобном тоне писал об императоре и другой знаток музыкального искусства – граф Сергей Шереметьев: «Александр III понимал и любил музыку открытой душой, без всяких предвзятостей и претензий». Американец Леви, который знал императора с юности, хвалил его игру на корнете и всегда положительно оценивал музыкальные способности Александра.
Любимая собака и любимая семья
Работа Александра III, императора, на пользу музыке
Первый в Европе духовой оркестр и “Могучая кучка”
После того, как Александр стал императором, у него не осталось времени лично играть в оркестре. Однако он активно участвовал в музыкальной жизни, поддерживая композиторов и музыкантов и продвигая их концертные выступления. Более того, взойдя на престол, Александр III в 1882 году утвердил положение о «Придворном Музыкантском Хоре». Созданный оркестр, увеличившийся позже с 53 до 150 участников, стал первым в Европе придворным духовым, а затем симфоническим оркестром, с утверждённым штатом музыкантов. Деньги шли из бюджета.
Сам же император, хоть и отошёл от исполнительского участия в коллективе, нередко в часы досуга музицировал на валторне, предаваясь воспоминаниям о прошлом.
Кроме того, Александр III играл в оркестре на разных видах труб – флюгель-горне, валторне, тубе, геликоне, тромбоне, баритон-геликоне (разновидность саксгорна). Лишним в этом ряду был тромбон ? Для владения техникой игры на нём надо очень точно чувствовать высоту звука, в отличие от других инструментов. У меня есть знакомая тромбонистка в Венгрии, она говорила что выдержать высоту звука, пожалуй, самое сложное при игре на тромбоне. Надо долго тренироваться. Когда у Александра III на это было время? Вообще слухи владения им очень разными инструментами похоже сильно преувеличены. Ведь он не мог играть на всём кое-как – таким искусством мультиинструментализма владеет у нас только мэтр Давид Голощекин.
После того, как Александр стал императором, у него не осталось времени лично играть в оркестре. Однако он активно участвовал в музыкальной жизни, поддерживая композиторов и музыкантов и продвигая их концертные выступления. Более того, взойдя на престол, Александр III в 1882 году утвердил положение о «Придворном Музыкантском Хоре». Созданный оркестр, увеличившийся позже с 53 до 150 участников, стал первым в Европе придворным духовым, а затем симфоническим оркестром, с утверждённым штатом музыкантов. Деньги шли из бюджета.
Сам же император, хоть и отошёл от исполнительского участия в коллективе, нередко в часы досуга музицировал на валторне, предаваясь воспоминаниям о прошлом.
После того, как Александр стал императором, у него не осталось времени лично играть в оркестре. Однако он активно участвовал в музыкальной жизни, поддерживая композиторов и музыкантов и продвигая их концертные выступления.
Более того, взойдя на престол, Александр III в 1882 году утвердил положение о «Придворном Музыкантском Хоре». Созданный оркестр, увеличившийся позже с 53 до 150 участников, стал первым в Европе придворным духовым, а затем симфоническим оркестром, с утверждённым штатом музыкантов. Деньги шли из бюджета.
Сам же император, хоть и отошёл от исполнительского участия в коллективе, нередко в часы досуга музицировал на валторне, предаваясь воспоминаниям о прошлом.
Поддержка «Могучей кучки»
Одновременно Александр III занимался развитием классической музыки – несколько матерых и талантливых композиторов, несколько раньше в 1861 году, стали создателями передового объединения “Могучей кучки”, которую рьяно или холодно поддерживал деньгами Александр III. В кучку входили тогда Миль Балакирев (предводитель), Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корскаков и композитор с прямо-таки царским именем Цезарь Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина.
Музыкальные вкусы Александра III
Из композиторов Александр III любил Михаила Глинку, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Рихарда Вагнера. Особенно любил романс Михаила Глинки “В крови горит огонь желанья”. Все эти произведения и композиторов он не только пел на слух, но и играл.
М.И. Глинка А.С. Пушкин «В крови горит огонь желанья» исполняет Павел Лисициан
Кстати, я понимаю Александра Александровича, этот роман рекордный по длине. Всего 1,5 минуты. Кстати я не нашел его в инструментальных записях. Очевидно потому то он его и сделал.
Misha Maisky (cello) and the Moscow Vitruosi Orchestra — Pyotr Tchaikovsky/ Nocturne, Op. 19, No.4
Личная поддержка ПИЧ
Среди наиболее почитаемых классиков был Петр Ильич Чайковский, произведениями которого Александр был очарован. Чайковский знал об этом и как-то раз попросил у императора в долг 3000 рублей, по тем временам это были приличные деньги. Тот дал ему и в дальнейшем назначил пожизненную пенсию в размере 3000 в год, хотя у Чайковского после гастролей в Америке денег было более чем достаточно. Сколько денег Чайковскому не дашь – все равно просадит в ресторанах и на ямщиков. (Подробности в статье “Провальная история …” https://bezpesen.ru/shedevry-klassicheskoj-muzyki/provalnaya-istoriya-klassicheskoj-muzyki-v-rossii
Первый в России оркестр балалаечника Андреева
Аристократы — враги народной музыки, Александр III — наоборот
Одновременно царь начал развивать народную музыку, разумно полагая что она должна поддерживаться государством. Предстояло перейти от гуслей и балалаек к профессиональным коллективам, исполняющим народную музыку, к оркестрам, чего никогда еще не было на Руси. Первым таким коллективом стал оркестр под управлением Василия Васильевича Андреева, первый в истории России оркестр народных инструментов. Оркестр образовался в 1888 году при царе Александре III и просуществовал до 1918 года. Одновременно стало налаживание производства балалаек, домр.
Документальный фильм об Андрееве (1982)
В начале своего существования он назывался «Кружок любителей игры на балалайках».
Потом “Великорусским оркестром” коллектив Василия Андреева начал именоваться с осени 1896 года и состоял он тогда из 14-ти музыкантов: балалайки: дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас (всего 10 балалаек), 1 домра-дискант, 1 домра альт, 1 гусли. Все сплошные мужики. Тогда женщин в оркестре не было. В 1897 году оркестр впервые выступил в Зале Дворянского собрания (ныне — большой зал Филармонии). На домре-альт играл человек с финской фамилией Каркияйнен. «При Александре III русские народные песни вышли из забвения, пронеслись по широкому лицу земли русской, перенеслись даже за границу, где и привлекли общее внимание» — отрывок из научного труда. В 1889 году они произвел фурор на Парижской Всемирной выставке.
Умер Василий Андреев при загадочных обстоятельствах в 1918 году.
Большевики в 1918 году взяли оркестры народных инструментов как основные, они считались оркестрами из простых рабочих и служащих, не дворянскими. На домре-альт я тоже играл в 12 лет в оркестре ДК. Им Крупской, а затем в главном оркестре Петербурга при Дворце пионеров на Фонтанке. Мы играли везде где можно, в разных залах, в основном все городские ДК — один раз даже в Большом концертном зале Октябрьский. Играли на концертах бесплатно – за кексы и газированную воду. Кексов было столько сколько мы хотели. Я их очень любил.
Смерть Александра III – дело рук большевиков
Ольга Александровна – дочь Александра III счастливо пожила за границей с 1918 г., он её считал копией с себя
Покушение готовилось к 1 (13) марта 1887 года, в день годовщины смерти императора Александра II, Александру III, любившему своего отца, готовился сюрприз. Но покушение на Александра III завершилось полным провалом. Идейным организатом был Петр Швырев. Сам Шевырёв, осознав угрозу и риск, на который он идёт, готовя покушение, и возможно предвидя предстоящее поражение, в феврале 1887 года уехал в Крым под предлогом развивающегося туберкулёза. Остальных участников арестовали. Среди этих участников был старший брат Ленина – Владимир Ульянов. Остальные террористы участники менее известны — Василий Осипанова, Василий Генералова, Пахомий Андреюшкина.
Из прошения вдовы действительного статского советника Марии Ульяновой о помиловании сына: «Если бы я могла представить сына злодеем, у меня бы хватило мужества отречься от него… Сын мой всегда был ненавистником терроризма».
Отзыв Александра III отозвался на прошение: «Хорошо же она знает собственного сына!»
Все основные участники покушения были повешены в Шлиссельбургской крепости 8 (20) мая 1887 года. Остальные были приговорены к пожизненным ссылкам или ссылкам на 20 лет. Арестована была также сестра Александра Ульянова — Анна Ульянова.
Второе покушение прошло более успешно, через год. Террористы решили работать дистанционно.
17 (29) октября 1888 года царский поезд, идущий с юга из Ливадии, потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова.
Это был теракт организованный Народной волей (так называлась эта террористическая организация, возглавляемая Владимиром Ульяновы Ленином, она же подготовила смерть Александра II). Семь вагонов оказались разбитыми; были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в момент катастрофы в вагоне-столовой, осталась цела только благодаря физической воле и самоотверженности Александра III. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь. Так была спасена вся семья. Александру III подвиг аукнулся.

После этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Профессор Вильгельм Грубе, осмотревший Александра, пришёл к выводу, что страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась и привела к смерти Александра III в 1894 году. А ведь он мог бы жить до 1945 года, когда ему бы исполнилось 100 лет. Если бы большевики не устроили переворот. Теперь мы все жертвы этого переворота. Впрочем некоторые упертые все еще называют переворот Великой октябрьской революцией.