Сергей Рахманинов с молодости зарабатывал музыкой. Доходы в студенческие годы составляли 15 рублей в месяц
У семейства Рахманиновых в свое время были деньги. Умело распоряжаясь своими капиталами, родители композитора могли бы дать будущему композитору прекрасное будущее. Но не дали. Отец композитора просадил все поместья, но дал своему сыну по наследству музыкальный талант. И сын сумел им распорядиться.
Просаженные поместья Василия Рахманинова
Василий Рахманинов, отец Сергея был военным, капитаном кавалерии и принадлежал к кругам знатной помешичьей аристократии России.Он выгодно женился, на дочери генерала Любови Бутаковой, имевшей богатое приданное – четыре или пять великолепных поместий.
Наследственные гены если где и передавались, то по мужской линии. Василий Рахманинов имел незаурядный музыкальный дар, наигрывая светским дамам арии из опер и аккомпаниря им на балах.
Дед композитора Аркадий Рахманинов тоже был музыкантом – любителем. Он тоже посвятил себя армии, сражался на поле брани во время Русско-турецкой войны. Уйдя в отставку он отдался единственному своему увлечению – музыке. В молодости он занимался у Джона Фильда, идейного отца всех ноктюрнов. До самого смертного часа он ежедневно занимался музыкой по пять-шесть часов.
Отец Василий Рахманинов с легкостью пустил все деньги на ветер, неумело управляя своим именьем, не имея ни малейшего интереса к сельской жизни. Единственное, что его интересовало – лошади. Но помощники и с ними не могли справиться, а точнее не хотели, они воровали и мошенничали, в результате все имения пошли на уплату долгов. Когда Сергею Рахманинову было всего 9 лет, из всех имений осталось одно, но вскоре и оно было продано. В довершение всех бед родители развелись. От месяца к месяцу денежные обстоятельства все ухудшались.
Самородок
Мама начала давать уроки музыки Сергею Рахманинову с 4-х лет. Мама объяснила, что прежде всего надо внимание уделять рукам и привела в порядок ногти сына.
Уже в 4 года, когда Сергея просили поиграть гостям, то если он играл хорошо, взрослые поощряли его подарками – конфеты и первая материальная награда – бумажные рубли. Конечно материальное вознаграждение было лишним. Ребенок, чем раньше приучается к деньгам, тем хуже. Но мы должны понимать, что дело происходит в царской России со всеми вытекающими.
Только ребенок начал проявлять свои таланты, тут же пригласли дедушку – Аркадия Рахманинова. Сережа играл ему простенькие, из пяти или шести нот, мелодии, дедушка аккомпанировал и похвалил ребенка. Ребенок очень обрадовался.
В качестве первого учителя фортеньяно позвали Анну Орнатскую, только что окончившую консерваторию по классу профессора Кросса, приглашенного в первую русскую консерваторию ее остнователем, Антоном Рубинштейном. Мадемуазель Орнатская принялась за подготовку ребенка к поступлению в консерваторию. И подготовила его, и даже выхопотала в консерватории для него стипендию. Рахманинову в ту пору было 9 лет.
Забегая вперед. Рахманинов блестяще окончил Московскую консерваторию и получил “Большую золотую медаль”, его имя высекли на мраморной доске, висевшей в вестибюле консерватории. Дипломной работой была опера “Алеко” которую Рахманинов написал за 14 дней.
Транскрипцию романса исполняет сам автор. Звучит она так современно, потому-что записана на механическом рекордере в 1922 году и воспроизведена в эпоху высококачественной записи в 1996 году.
Судьба стучится в дверь к Рахманинову. Советы Чайковского
В Москве в то время жил выдающийся нотный издатель – Гутхейль. Он выпускал большими тиражами немецкие издания классической музыки, танцевальную и цыганскую музыку, на неё был всегда огромный спрос. Уровень музыкальной культуры тогда был высок – каждая юная девушка из дворянских кругов играла Лунную сонату Бетховена. Молодые офицеры все повально учились музыке. Печатая хиты классики, Гутхейль сколотил состояние, которое быстро расло.
И Гутхейль был озабочен поисками молодого композитора, чье сочинения придадут новый блеск его фирме. Он выкупил уже оперы Глинки и Дарогомыжского. Все великие композиторы были уже связаны фирмами – Чайковского издавал Юргенсон, петербуржцев – Бессель. О Рахманинове заговорили, после успешного исполнения его собственного фортенианного Концерта на ученическом вечере в косерватории, немного спустя в связи с сенсационным успехом рахманиновского Трио, и наконец -опера. Гутхейль решил вовлечь Рахманинова в свое дело. Приведем хит, написанный Рахманиновым и сыгранный Мацуевым.
Когда Рахманинов, готовясь к своей первой встрече с издателем, спросил мнение Чайковского, тот ответил:
- Вы счастливчик, Сергей, вам удивительно везёт. Чего только я не предпринимал, прежде чем нашел издателя для своих произведений. Это просто чудо, что Гутхейль не только вам предлагает гонорар, но даже спрашивает о ваших условиях. Вот вам мой совет: не ставьте ему никаких условий, предоставьте ему право назначить цену самому.
Во время первого разговора с Гутхейлем Рахманинов так и сделал. Издатель решил, что здесь кроется какая-то ловушка. Речь шла о продаже таких произведений: опера “Алеко”, 6 романсов и две пьесы для виолончели и фортепиано. Наконец, Гутхейль назвал сумму: 500 рублей. Рахманинов чуть не свалился со стула. Он по прежнему зарабатывал 15 рублей в месяц уроками на фортепиано, и 500 рублей казались ему фантастической суммой, княжеским состоянием. Так Рахманинов познакомился с обычаями современных популярных композиторов. Ему было 20 лет.
Что значили 500 рублей в 1893 году
Что значили 500 рублей в то время? В 1893 году это были не такие уж большие деньги. Средняя зарплата врачей и учителей составляла 80 – 100 рублей. Жилье в доходных домах стоило от 30 рублей в месяц. Зарабатывая на жизнь уроками Рахманинов мог расчитывать на пол-кваритры со Слоновым , как они и снимали временами в ту пору. На еду не оставалось ничего. Но получив 500 рублей, он мог снять среднюю квартиру уже в одиночку и года на 1,5.
Примеримся на наше время. Лет 15-20 назад я снимал однокомнатную квартиру, тратя примерно половину своей зарплаты журналиста, остальное уходило на еду и девушку. В числе посещаемых с ней концертов был концерт Рахманинова (не помню сейчас каков был исполнитель) на котором исполнялась С диез минорная Прелюдия Рахманинова.
Прелюдия карьеры композитора Рахманинова в С диез миноре
Однако, помимо своей композиторской деятельности, Рахманинов принялся выступать как пианист с исполнением произведений других популярных в ту пору авторов . Летом в Москве проходила Электрическая выставка, где в качестве солиста играл Рахманинов. Он исполнил ре-минорный Концерт Рубинштейна и получил за это 50 рублей. Это немного, но за один день! В прежние свои консерваторские годы такой гонорар он зарабатывал за 3 месяца, а тут – за один день! Выбор авторов зависел от конъюнктуры. Так Рубинштейн в то время был директором консерватории.
Тем не менее, хоть и нерегулярно, сочинения Рахманинова начали давать кое какие доходы. Например лето 1893 года Рахманинов провел вместе со Слоновым в поместье Харьковской губернии, которое принадлежало богатому купцу Лысикову. Плодородный чернозем стимулировал творческую фантазию композитора. На исходе лета издатель Гутхейль собрал хороший урожай сочинений – Фантазия для двух фортепьяно в четырех частях, оркестровая Фантазия на тему лермонтовского “Утеса”, две пьесы для скрипки, длинный Духовный концерт, исполненный осенью Московским синодальным хором. Пример Фантазии:
Еще ранней весной 1893 года Гутхейль издал фортепьянные пьесы, написанные 20-летним Рахманиновым, среди них знаменитая до-диез минорная Прелюдия:
Evgeny Kissin Rachmaninoff Prelude Op 3 No 2 in C Sharp minor (Евгений Кисин Рахманинов Прелюдия в С диез миноре ):
Воспользовавшись отъездом на каникулы, Рахманинов по возвращении впервые в жизни поселился самостоятельно в меблированных комнатах второразрядного отеля.
Провал Первой симфонии
Бывали среди произведений и явные промахи. Настоящим крахом стало исполнение Первой симфонии Рахманинова осенью 1897 года, 4 года спустя. Рассказывает сам композитор:
- Я поехал в Петербург, переполненный радужными предчувствиями после того, как продал сочинение Гутхейлю, который, даже не послушав Симфонию, без лишних слов заплатил мне за нее 500 рублей. “Извините, но я вовсе не нахожу эту музыку приятной”, — сказал мне Римский-Корсаков на репетиции в своей сухой и безжалостной манере.
“Если бы в аду существовала консерватория, — писал Цезарь Кюи после премьеры, — Рахманинов, безусловно, получил бы первую премию за свою симфонию, настолько дьявольскими диссонансами он угостил нас”.
В этой ситуации Гутхейль повел себя на редкость благородно. Рахманинов, уязвленный в самое сердце, забрал свое сочинение и спрятал партитуру за семью печатями. Никто и никогда не слышал из неё ни одной ноты, и господин Гутхейль проявил достаточный такт или робость перед молодым музыкантом, чтобы потребовать с него обратно 500 рублей.
Деньги на медовый месяц
“Гутхейль платил за мои произведения неслыханные по тем временам для России деньги, — рассказывает Рахманинов. – За каждый романс – 250 рублей, в то время как в издательстве Беляева высшей ставкой за романс было 100 рублей – без всяких исключений. В связи с этим расскажу историю, которая немало меня позабавила (речь пойдет о женитьбе на Наталье Сатиной – А.О.). Один из моих родственников, член правительства, о котором я уже упоминал, отличался не только умом, но и страстной любовью к музыке. Он написал даже два романса, которые были изданы. Однажды он пошутил:
- Не так уж плохо, Сергей. Вы получаете за вашу музыку больше денег, чем любой из русских композиторов. Теперь следом за вами иду я, мне заплатили по 170 рублей за каждый из романсов.
Я любил моего кузена. Опаздывая к обеду, что было в порядке вещей для него, он на нежные упреки жены обыкновенно шутливо отвечал:
- Что поделаешь? Россия велика, а я – один.
И все же – о романсах, которые я решил написать по специальному случаю – романсы, ор.21. Я нуждался в большой сумме денег и решил написать 12 романсов, которые Гутхейль купил у меня с огромным или притворным удовольствием. 3000 рублей, которые он заплатил, понадобились мне на медовый месяц.”
Не знаю, как остальные романсы из этой серии, но этот романс “Здесь хорошо” ужасный, слушайте исполнение Галины Горчаковой 8 июня 2011 года. Малый зал Санкт-Петербургской филармонии:
Кому-то нравится. Благо, хоть средства от него пошли на благое дело.
Cвадьба Рахманинова и Натальи Сатиной состоялась в Москве 29 апреля 1902 года. Через Вену и Италию молодые отправились в Байройт на вагнеровский фестиваль. Вернувшись в Россию, молодые провели остаток лета в Ивановке, в Тамбовской губернии. Осень они переехали в Москву, где сняли квартиру в доме, где проживут здесь до отъезда из России (о подробностях отъезда в статье История Рахманинова – история двоеженца http://bezpesen.ru/o-lichnom/rahmaninov-dvoezhenecz ).
Прошли годы
Ни в одном из документов нет данных о реальных доходах Рахманинова. Он говорит не мало слов, и многое – о любимой России и в той же степени – о любимой Америке, которая дала то, что Россия не осилила б. Об этом в воспоминаниях, записанных Оскаром фон Ризерманом под немудреным заголовком в русском переводе “Сергей Рахманинов. Биографии Великих Музыкантов” и изданных в Лондоне в 1934 году, еще при жизни Сергея.
Что бы хотелось подытожить. Сергей прожил счастливую жизнь, где было все – и труд и отдых, и любовь к двум женщинам, которые обе были ему нужны и обе на это согласились, и музыка, написанная от сердца, и автомобиль Лорелей, заведенный еще в Ивановке в 1912 году, который стоил тогда бешеных денег, и дружба с интересными людьми – Чайковским, Шаляпиным, Чеховым. Не было в этой жизни только одного … А чего же в ней не было?
Алексей Орешкин