Джампаоло Бандини с гитарой и Чьязаре Кьякьяретта с банданеоном

Не балуют что Малый зал, что Большой зал филармонии концертами с участием гитаристов – один, два от силы пройдет за сезон. Тем больше наше внимание! На этот раз с гитаристом Джампаоло Бандини да еще с банданионщиком – это аналог русской гармошки. С ней управляется Чезаре Кьякьяретта. Их программа “Танго страсти” посвященная Астору Пьяццолле. А также, в меньшей степени – двум гитаристам, нашим современникам, Пухолю (родился в 1958) и Брауэру (род. в 1939).

Джампаоло и Чьязаре — дуэт

То, что сделал Пьяццола для гитары, родившись в 1921 и умерев в 1992-м,  не подлежит какому-либо сравнению. Он создал широчайший репертуар для современной гитары, слив воедино традиционное танго, танго освобожденное от классических канонов, танго вдохновленное классической музыкой и джазом. Дуэт Бадини и Кьякьяретта начинает свое выступлени с пьесы Пьяццоллы “Бандеон”.

Зима в Буэнос-Айресе

Лирической начало. Начинает один, одинокий банданеон. Чуть слышно, как будто языку пламени подсунули еще одну дровину, потом еще, еще. Рагорается пламя. К пламени присоединяется гитара. Поддерживает пламя страсти, снизу тягучим, облачный, сдавленный стон баденеона. Гитара. Опять баденеон. Опять гитара. Так перемежая один другого, поддерживается мелодия – Аve Maria. Но это не та Aver Maria. Cколько пьес, столько Аве Марий. Эта Аve Maria Пьяццоллы.

Джампаоло Бандини — нота страсти

“Зима в Буэнос-Айресе” Пьяццоллы. Такая зима, что почти что осень. Отрывается с самой верхней ветки клена кленовый лист. Начинает падать, но как то неуверенно падает. Вот на пути его встречается ветка. Облететь ее что ли? Или не облететь? Лист задумывается, наглухо задумывается. Проходит минута, вторая. Проходит полчаса. Час. Вечность. Лист трогается с места. Облетает вторую сверху ветку. Наталкивается на третью. Облететь или не облететь? На этот раз решение приходит быстрее. Да, облететь, облететь конечно. Тем временем, с вершины срывается второй лист. Минуя вторую и третью ветку, останавливается на четвертой, лишь на секунду, другую, но все таки останавливается. Трогается. Третий лист, всего лишь третий лист, в то время, как первый и второй не успевают долететь до низу, третий лист срывается, и винтом прокруживаясь, где-то теряется на пол-пути. Четвертый. Пятый, шестой, седьмой. Осень, поздняя осень в Буэнос-Айресе. Почти что зима. Трескучий мороз. Плюс десять. В такую погоду хозяин не выгонит собаку на улицу. Зима.

Какая это нота у Пьяццоллы, я что-то не вижу ?

Cекрет правой ноги

Банданеоне-мастер все ищет и ищет место для ноги, чтоб закрепить ее на время, не навсегда. Ищет и не находит. Но вот попалась на пути скамейка. Закрепляет. Растягивает меха. В это время гитарист Джампаоло Бандини ищет место для правой ноги, но безуспешно. Он не находит его до конца концерта. В то время когда левая нога стоит на маленькой скамеечке, правда, то всей ступней стоит, то лишь наполовину. Он регулирует правой ногой громкость звука, догадываюсь я. Но как. Обычно настраивают правой рукой, защипывая громе или тише. Но чтобы делать это правой ногой?

Рапецци, Пухоль и Брауэр

Помимо Пьяццоллы, в коцерте предсталены темы этих трех. Все эти три композитора, живущие и сейчас, Рапецци (род. в 1975, 44 года), Пухоль (1958 г.р.,  60 лет.) и Брауэр (р. 1939, 80 лет) продолжают дело Пьяццоллы. Самый авнгардный из них Брауэр. С его произведением “La Folia a traves de los siglos” (“Фолия сквозь века”). Фолия – испано-португальский танец, построенный на повторении гармонического оборота (одна и та же последовательность аккордов, остинато). В эпизодах  может переходить из тональности в тональность, с сохранинием гармонии. Фолия Брауэра начинается традиционно, гармоническая последовательность мелодична, как и сама мелодия легко напеваемая, а заканчивается тем, что напеть никак нельзя. Аккорды с включение  тритона и чего-то еще трудноуловимого на слух, да еще многократно повторяемые. В общем бесчеловечная концовка. Если композитор к тому и стремился – к бесчеловечности, то он достиг своей цели. Придумать что-либо хуже звучащее – трудно. Сыграть – ради бога. Что оба музыканта вполне доказали – что Джампаоло Бандини, что Чьязаре Кьякьяретта.

Спокойствие, только спокойствие

Возврат к корням – налицо. Исполнение фолии сопровождалось кастаньеттами, погремушками и другими иструментами, производившими шум. Его исполнители, мужчины, наряженные женщинами, ведут себя столь дико и шумно, как торговки на базаре. Фолия в буквальном переводе и есть страсть, безрассудство, двойная игра.

После экспериментов с танго, снова звучит Астор Пьяццолла. Завершается все классическим Libertango. И это было все, что послали нам итальянские музыканты.

Отрывки из нового альбома

https://music.yandex.ru/home?utm_source=plus_ru&utm_medium=crm_email&utm_campaign=cross_service_music&source=plus_crm_email_cross_service_music_aletcrm2134&_branch_match_id=660483541437994853

Алексей Орешкин