Классический пианист запел. Но хорошо ли это?

Вообще-то Олег Аккуратов известен как джазовый пианист. Но 9 октября 2024 г. он удивили даже тех, кто способен собираться в Большом Зале Филармонии Петербурга. Первое отделение началось как обычно. Концерт был посвящен русским композиторам – Чайковскому, Алябьеву, Римскому-Косакову, Глинке.

Концерт открылся темой “Сентябрь” Петра Ильича, из цикла “Времена года”. Обычно классические пианисты всю дорогу молчат, справедливо полагая что за них все скажет музыка. Но Олег сам взялся вести концерт. Мало того, что объявлять исполняемые произведения, но читать эпиграфы к темам Чайковского, иногда приходящие в голову стихи (точно также делает известный в Москве пианист Иван Соколов). Тема “Сентябрь” из цикла “Времен года” Чайковского была сыграна вполне традиционно, бравурно, как будто осень была в Клину тогда радостная (во времена Чайковского) как преддверие осени настоящей, с её промозглой слякотью. “Октябрь” накатил лирически-элегично, по настроению Аккуратова, похож на ноктюрны Шопена. В “Ноябре” в Чайковском просыпалась зима с её трескучими морозами, которые отражены в музыке диссонансами ( малые секунды).

Исполняет Александр Лубянцев

Для сравнения Концерт Чайковского в исполнении Олега Аккуратова

Олег Аккуратов. П.И.Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1

Стихи (эпиграфы в произведениям Чайковсого) были прочитаны Олегом не профессионально, на экзаменах в актёры он бы потерпел полный провал, предположим он поступал бы в ЛГИТМИК, к примеру, бесконечно. Как хорошо что он на своем жизненном пути уже в 4 года выбрал музыку! Техника владения инструментом у него фантастическая, например по динамическому диапазону – мощное крещендо, как ни в чем ни бывало, переходит в тишайшее пианиссимо. Что до чтения стихов, все время хотелось прервать его, чтобы этот кошмар поскорее закончился.

Знакомство с творчеством Чайковского продолжилось изощренной транскрипцией Аккуратова темы вальса из балета “Лебединое озеро”. Сложная фактура исходного произведения, в котором мелодический голос отдан скрипке. излагается на фортепиано.

Вальс в исполнении оркестра “Новая музыка”

Вслед за озером следовал отрывок из музыки к балету “Щелкунчик”. В довершении первого отделения исполнялась аккуратовская транскрипция “Гимна великому городу” Рейнгольда Глиэра, чему очень обрадовались любители джаза (они только этого и ждали) и огорчились ценители классики.

Во втором отделении пианист вдруг запел романсы Чайковского, Алябьева, Глинки, Римского-Корсакова, чему чрезвычайно обрадовались дамы – вечные обитатели концертов, срежиссированных Галиной Ковзель. Я ненавижу все романсы, за редким исключением – например, “Нищая” русского композитора Александра Алябьева (1787—1851)  на стихи французского автора Пьера Жана де Беранже Беранже (1780-1857). Это романс не из цикла любовной лирики. Он повествует о судьбе некогда известной оперной певице превратившейся в нищую.  Алябьев, в момент сочинения этого произведения (предположительно 1857 год), перешел от создания песен чисто лирического характера к произведениям драматическим. Это произведение пока  не вошло в репертуар Олега Аккуратова. Он, в своем развитии, не дошел до  драматической лирики. Но когда-то непременно дойдет. Пока что он увлечен чисто любовной лирикой в романсах, столь близкой по духу женщинам.  Это заметно по их реакции на концерт, составленный из чисто фортепьянной музыки в первом отделении с романсами во втором.

Аккуратов пока что поет не поставленным голосом, но мощным. Понятно, все ноты чистые . Зачастую звук его голоса больше удается на тихом пении в отличии от громкого. На громком звуке становятся сразу неразборчивыми слова.

В общем концерт собрал большую часть Большого зала филармонии. Неужели благодаря романсам? Или все же инструментальным пьесам?