Еще одна Лунная соната и немного про Остров Радости

Когда Бетховен умер, Равель родился только через 48 лет. Музыка стала совсем другой. Импрессионизм и классика. Но это не мешает играть их обеих Галине Жуковой, пианистке, доценту и кандидату философских наук. 6 марта 2020 года, Малый зал Петербургской филармонии.

На грани риска

Лунная соната. О безнадежной любви.

 Пальцы роняют на клавиатуру одиночные арпеджио, а правая рука ведет мелодию  в четыре раза медленнее. Печально умирающую мелодию, как будто выцеженную из сердца. Такое впечатление, что рисунок мелодии движется медленнее общего темпа. В голосе слышится полная потеря надежды на уходящую любовь зрелого мужа, 31-летнего Людвига Ван Бетховена к юной 17-летней графине  Джульетте Гвиччарди.             “Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною”, — Бетховен, из письма Францу Вегелеру 16 ноября 1801 года.  Это ему так казалось. Однако Джульетта отдавала предпочтение его другу. Она выйдет за него замуж. Безучастный Бетховен останется один. В Лунной сонате рассказана история о его несчастной любви. В первой части сквозь безнадегу иногда проскакивают легкие мажорные арпеджио.  И плавно льющаяся мелодия.

 Но что это? Хозяйка мелодии, играющая, как будто отстранненно, как будто и нет ее здесь, Галина Жукова, задумала вмешаться в диалог человека и фортепьяно. Во второй части – Allegretto – построенной как диалог, на вопросы человека к фортепьяно, отвечает кто-то третий. Он неуклонен и неуловим. Он здесь, как божия гроза. И  он неумолим. Она неотвратима и прямолинейна, она Галина Жукова.

Взгляд в себя и …

В третьей части – Presto agitato – темп достигает максимума. Третья часть – бурлящая. Она грохочет и рвет. Она пенится и мечет. Она как тысяча чертей! Хозяйка мелодии , Галина Жукова, берет ее под узцы. Это она направляет журчащие потоки в одно ей ведомое русло.  И вдруг тема останавлиываетя. И на миг задумавшись, мчится дальше. Мчится и кипит. И снова на миг замирает. Такой прием повторяется несколько раз. Пока бурление не доходит до максимума. Последний взмах руки, посылающий миру концовку. И все. Мелодия замирает. На этом кончается соната № 14 до-диез минор для фортепиано к названию которой  припишут “Лунная” в 1832 году, уже после смерти автора в 1827 году.

  “Охота?” Почему соната № 18 ми-бемоль мажор называется так.

Ни в одном из обьяснений не разбирается почему эта соната названа так – “Охота”. Но почему бы нет? Если ее назовут “Зеленая трава с проседью наискосок” найдется и этому обьяснение. Первая часть именуется Allegro просто по темпу.

Существует несколько манер этой веселой жизнерадостной музыки, совершенно не характерной для Бетховнена.  Первая – бравурная. Акценты все стоят на своих местах. Послушайте как исполняет эту сонату исполняет Анна Бирюкова https://www.youtube.com/watch?v=VQT1yFCZRvo. В подобной манере ее играет и Галина Жукова. Прямо противоположная манера у Ильи Ражковского https://www.youtube.com/watch?v=D88RuIpTd9c . Здесь все акценты смещены. Побочная партия стала главной. Чередуются два штриха  в главной и побочной партиях – один обрывится, игривый, второй – торжественный, жизнеутверждающий (в первой части сонаты Allegro). Третья манера у Даниэля Баренбойма https://www.youtube.com/watch?v=P-Q5aBAw-T4 – даже первые две фразы в главной партии играются по-разному, первая – открыто, вторая заметно тише, сдержанней, как будто с удивлением, заметно даже по выражению лица.

В минуту отдыха

Первая часть allegro – c её скачущими ритмами. Все собираются на охоту.  Лошади упряжены. Собаки собраны. Порох в пороховницах. Но нет еще настоящего гона. Собаками не найден зверь. Чередуются главная и побочная партии. Главная – настырная. Побочная – игривая.

Боковым зрением замечаю в левом ряду спящего мужчину и рядом неподалеку двух спящих женщин. Им неинтересно. Но это обычно, среди пытливых всегда есть отдыхающие.

Переходим к скерцо. Оно удивляет ломаными линиями,  неожиданными остановками и столь же неожи­данными акцентами-ударами. Идет настоящий гон. Собаки лают. Лошади несутся.

Пауза в пути. Здесь менуэт. Он оригинален. Характером похож на танец, но это не танец. Пианистка Галина Жукова, видимо, озадачена. 3-я часть — сплошные вопросы. Это лишь остановка в пути. В мотиве главной партии слышится песня Шуберта. Неявно. И снова начнается гон.

Блестящий финал. Он похож на карнавал. На сцене одна пианитстка, но воображение рисует толпы людей, вовлеченные в общий танец. Тарантелла. Зверь загнан. Галина Жукова заносит пальцы перед последним аккордом. Музыки нет, но кажется она звучит. К сцене устремляются поклонники с букетами. Зрелые мужчины. Но есть и молодежь – вкраплениями.

Во втором отделении нас ждала встреча с Равелем и Дебюсси.

В узком кругу поклонников

Алексей Орешкин