Флоримор Эрве

Флоримон Эрве  накануне своего 60-летия написал любимую оперетту Евгения Миронова

Флоримона Эрве наряду с Жаком Оффенбахом считают основоположником французской оперетты, так как его ранние сочинения, буффонады, были очень близки по жанру к оперетте.

Флоримон Эрве

В молодости Эрве работал органистом и хормейстером в церкви при психиатрической больнице в Бисетре, близ Парижа. Занятия и репетиции с пациентами клиники, которые были своего рода музыкотерапией, походили на какой-то театр абсурда и самые смешные диалоги были впоследствии перенесены им на сцену. Он тайно совмещал работу в церкви с театральной деятельностью: сначала как актёр и певец (лирический тенор), затем как композитор, драматург и режиссёр.

8 апреля 1854 года Флоримон Эрве, при помощи герцога де Морни́, открыл свой собственный театр Фоли́-Консерта́н на бульваре дю Тампль в Париже, в помещении одного из кафешантанов. Вскоре театр был переименован в Фоли-Нуве́ль, а французское слово «фоли» — безумство, сумасбродство — становится опознавательным знаком и визитной карточкой Эрве. В своих произведениях, Эрве издевался над оперой, которая в те годы захватила царство в театре. Он откровенно пародировал оперный и драматический театры. В его постановках появились глухонемые и куклы, труп и даже отрубленная голова, которая пела из суфлерской будки.

Иногда автор оперетты вязал на спицах

На шестом десятке лет, в 1883 году, Эрве создал самую знаменитую в его творчестве оперетту — «Мадемуазель Нитуш». Современному слушателю оперетта доступна в экранизации 1954 года с легендарными артистами Фернанделем и Луи Дефюнесом:

Российскому слушателю она знакома по экранизации, фильму «Небесные ласточки» (1976 год). В главных ролях Евгения Миронов (Селестен, он же Флоридор), Ия Нинидзе (Дениза де Флориньи или «мадемуазель Нитуш»), Людмила Гурченко (Корина — она же «Коко»), Александр Ширвиндт (муж Коко), Эра Зиганшина (Урсула, воспитанница пансиона).

У оперетты есть множество экранизаций. Вот одна из них:

Весь фильм Небесные ласточки

Андрей Миронов взял на себя заботу о 14-летней актрисе

В театральной постановке «Мадемуазель Нитуш» , в Париже, Флоримон Эрве играл самого себя — днем он работает учителем музыки Селестеном в пансионе по пьесе (на самом деле в сумасшедшем доме) и поет псламы, ночью — в кафешантане композитором Флоридором (Флоримон и Флоридор, игра слов, намекающая на родство персонажа с его сценическим воплощением). Собственно благодаря этой пьесе он и прославился. Он же открыл в Париже первый театр оперетты. Никакого пансионата «Небесные ласточки» на самом деле не существовало, а от музыки Флоримона Эрве в киноверсии практически не осталось. Осталось только настроение оперетты и сюжет.

 Фильм «Небесные ласточки», 1976 год, стал настоящей находкой для советского кинематографа. Все актеры в нём великолепны, особенно Андрей Миронов — каждое его движение, каждое танцевальное па, в фильме, впечатано золотыми буквами в историю. Только Людмила Гурченко, на мой взгляд, в фильме подкачала. Первый её выход на сцену, заполненный ужимками и подстроенными глазками — не в тему. Даже Эра Зиганшина лучше. Не говоря уж про Ию Нинидзе и актрис кордебалета из ленинградского Мюзик-холла.

Сцена из театральной постановки оперетты

В 2000 году, после травмы, полученной во время репетиции (на Ию упала 300-килограммовая декорация), Ия была вынуждена оставить сцену как танцовщица, но до сих пор снимается в телепрограммах как актриса.

 А Флоримон и Флоридор до сих пор шествуют по сцене. Петербургская публика, со времен Наполеона Бонапарта, до сих пор любит всё французское. Культ Наполеона после войны 1812 года только набирал обороты, хотя сам Наполеон отдыхал в ссылке на острове Святой Елены.