Был ли автор астрологом? Нет и еще раз нет.
Густав Холст – не самый известный композитор, однако его симфоническая сюита «Планеты» неожиданно стала классикой. Ее исполнителями стали самые разные люди – симфонический оркестр под управлением Генрика Войнароского, Сюзанны Малки, джаз-роковая группа Эмерсон Лейк энд Пальмер, оркестр кллассических гитар испанского происхождения под управлением Пабло Салинаса и многие другие. Неужто ему удалось посредством музыкального произведения раскрыть конструцию планет солнечной системы?
История создания гимна планетам
Густав Холст вошел в историю именно как автор этой симфонической поэмы, которая создавалась в 1914 – 1916 годах. Сам Холст родился в 1874 и умер 1934 гг. С определенного момента он увлекся астрологией и характер планет, по его мнению, соответствует этой науке. Сюита состоит из семи частей, каждая из которых названа в честь планеты:
- «Марс, вестник войны» («Mars, the Bringer of War»)
- «Венера, вестник мира» («Venus, the Bringer of Peace»)
- «Меркурий, крылатый посланник» («Mercury, the Winged Messenger»)
- «Юпитер, приносящий радость» («Jupiter, the Bringer of Jollity»)
- «Сатурн, вестник старости» («Saturn, the Bringer of Old Age»)
- «Уран, волшебник» («Uranus, the Magician»)
- «Нептун, мистик» («Neptune, the Mystic»)
Обычное исполнение всех семи частей длится около пятидесяти минут. . Критик Дэвид Гурвиц предлагает свое объяснение структуры произведения: Юпитер — центральная точка сюиты, а остальные части по обеи его стороны — зеркальные отражения. Таким образом, «Марс, …» содержит в себе стремительное движение, но «Нептун, …» — статичен; «Венера, …» как бы возвышенна (величественна), в то время как «Уран, …» — вульгарен; «Меркурий, …» — светлый и быстрый (скерцандо), а «Сатурн, …» тяжёлый и медленный. Эта гипотеза подтверждается тем фактом, что обе части, как то «Марс, …» и «Нептун, …», написаны в довольно необычном пятикратном метре (тактовый размер — 5/4). Вспоминаем “Таке five” Дейва Брубека, как наиболее ивестную тему в пятидольном метре.
Позднее был открыт планета Плутон. Но она композитора как то не вдохновила.
Холст страдал невритом правой руки, из-за чего он обратился за помощью к нескольким литературным помощникам. Это видно из количества различных рук, используемых при дирижировании.
«Нептун, мистик» был одним из первых произведений оркестровой музыки], имевших затухающую концовку, хотя несколько композиторов, в том числе Йозеф Гайдн в финале своей «Прощальной симфонии», различными способами также достигали подобного эффекта.
Холст в инструкции к исполнению своего произведения оговаривает, что женские хоры «должны быть помещены в соседнюю комнату, дверь которой остаётся открытой до последнего такта, в котором она должна быть медленно и тихо закрыта», и что последний такт «должен повторяться до тех пор, пока звук не потеряется вдали»]. Хотя сегодня это обычное явление, — эффект околдовал аудиторию в эпоху до широкого распространения записанного звука. После первоначального исполнения 1918 года дочь Холста Имоджен (в дополнение к просмотру танцующих в проходах уборщиц во время «Юпитера, …») заметила, что окончание было «незабываемым, с его скрытым хором женских голосов, становящихся всё более слабыми и слабыми … пока воображение не знало разницы между звуком и тишиной.
Рок-версии Марса
Симфоническая сюита вдохновила многих рок-музыкантов на написание рок-версий, но почему-то все добрались только до первой части «Марс, вестник войны”. Очевидно, в силу ленности. Вот, например Марс в исполнении группы Emerson, Lake and Palmer.
Однако стоит отметить, что в сравнении с более ранними подобными экспериментами ELP (например, на альбоме Pictures at an Exhibition), обработка этого произведения — одной его части «Марс, вестник войны» («Марс, войну приносящий») — музыкально весьма близка к оригинальной версии, хотя и исполнена на синтезаторах в 1986 год. Это арт-рок.
Вот, однако полностью металлическая версия, сильно она отличается от классической, несмотря на все гитарные приемы Havy Metall:
Две гитары исполняют Густава Холста – перекликаясь между собой и показывая сочетание чисто гитарного звука и гитарно-синтезаторного. И вот наконец полная версия произведения, исполненная на 28 гитарах испанским оркестром Пабло Салиноса ;
Симфонические версии
В то время как рок-музыканты делали свои опусы, симфонические оркестры придерживались автора.
Вот все-таки оркестровая версия этого произведения. Запись 2015 года Симфоническим оркестром BBC под управлением Сюзанны Малки.
Обратите внимание как чередуются инструменты в этой, авторской версии – начианается тема в звучании гобоев , низко и зловеще. Продолжается тоже низко в тромбонах. Затем в трубах, скрипках, валторнах, низко зучащей трубы и т.д. Все это под рокот барабанов, задающих основной метр. Аражировка оригинальная принадлежит Густаву Холсту.
И что жы мы видим? Переделки и в роковой версиях и в симфонической минимальны. Авторский тест везде сохранен. Рок-музыканты подошли к теме максимально осторожно. Менятся только тембры инструментов. Никто не вдается в вариации. Но почему? Автор, создав это произведение сказал всё?
Алексей Орешкин