Был ли автор астрологом? Нет и еще раз нет.

Густав Холст – не самый известный композитор, однако его симфоническая сюита «Планеты» неожиданно стала классикой. Ее исполнителями стали самые разные люди – симфонический оркестр под управлением Генрика Войнароского, Сюзанны Малки, джаз-роковая группа Эмерсон Лейк энд Пальмер, оркестр кллассических гитар  испанского происхождения  под управлением Пабло Салинаса и многие другие. Неужто ему удалось посредством музыкального произведения раскрыть конструцию планет солнечной системы?

Густав Холст в молодости
Классическая версия Марса

История создания гимна планетам

Густав Холст вошел в историю именно как автор этой симфонической поэмы, которая создавалась в 1914 – 1916 годах. Сам Холст родился в 1874 и умер 1934 гг. С определенного момента он увлекся астрологией и характер планет, по его мнению, соответствует этой науке. Сюита состоит из семи частей, каждая из которых названа в честь планеты:

  1. «Марс, вестник войны» («Mars, the Bringer of War»)
  2. «Венера, вестник мира» («Venus, the Bringer of Peace»)
  3. «Меркурий, крылатый посланник» («Mercury, the Winged Messenger»)
  4. «Юпитер, приносящий радость» («Jupiter, the Bringer of Jollity»)
  5. «Сатурн, вестник старости» («Saturn, the Bringer of Old Age»)
  6. «Уран, волшебник» («Uranus, the Magician»)
  7. «Нептун, мистик» («Neptune, the Mystic»)
Густав Холст Симфоническая сюита «ПЛАНЕТЫ» №4″ЮПИТЕР,ПРИНОСЯЩИЙ РАДОСТЬ»

Обычное исполнение  всех семи частей длится около пятидесяти минут. . Критик Дэвид Гурвиц предлагает свое объяснение структуры произведения: Юпитер — центральная точка сюиты, а остальные части по обеи его стороны — зеркальные отражения. Таким образом, «Марс, …» содержит в себе стремительное движение, но «Нептун, …» — статичен; «Венера, …» как бы возвышенна (величественна), в то время как «Уран, …» — вульгарен; «Меркурий, …» — светлый и быстрый (скерцандо), а «Сатурн, …» тяжёлый и медленный. Эта гипотеза подтверждается тем фактом, что обе части, как то «Марс, …» и «Нептун, …», написаны в довольно необычном пятикратном метре (тактовый размер — 5/4). Вспоминаем  “Таке five” Дейва Брубека, как наиболее ивестную тему в пятидольном метре.

Позднее был открыт планета Плутон. Но она композитора как то не вдохновила.

Холст страдал невритом правой руки, из-за чего он обратился за помощью к нескольким литературным помощникам. Это видно из количества различных рук, используемых при дирижировании.

Густав Холст

«Нептун, мистик» был одним из первых произведений оркестровой музыки], имевших затухающую концовку, хотя несколько композиторов, в том числе Йозеф Гайдн в финале своей «Прощальной симфонии», различными способами также достигали подобного эффекта.

Холст в инструкции к исполнению своего произведения оговаривает, что женские хоры «должны быть помещены в соседнюю комнату, дверь которой остаётся открытой до последнего такта, в котором она должна быть медленно и тихо закрыта», и что последний такт  «должен повторяться до тех пор, пока звук не потеряется вдали»]. Хотя сегодня это обычное явление, — эффект околдовал аудиторию в эпоху до широкого распространения записанного звука. После первоначального исполнения 1918 года дочь Холста Имоджен (в дополнение к просмотру танцующих в проходах уборщиц во время «Юпитера, …») заметила, что окончание было «незабываемым, с его скрытым хором женских голосов, становящихся всё более слабыми и слабыми … пока воображение не знало разницы между звуком и тишиной.

Рок-версии Марса

Симфоническая сюита вдохновила многих рок-музыкантов на написание рок-версий, но почему-то все добрались только до первой части «Марс, вестник войны”. Очевидно, в силу ленности. Вот, например Марс в исполнении группы Emerson, Lake and Palmer.

Эмерсон Лейк и Пауэлл

 Однако стоит отметить, что в сравнении с более ранними подобными экспериментами ELP (например, на альбоме Pictures at an Exhibition), обработка этого произведения — одной его части «Марс, вестник войны» («Марс, войну приносящий») —  музыкально весьма близка к оригинальной версии, хотя и исполнена на синтезаторах в 1986 год. Это арт-рок.

Вот, однако полностью металлическая версия, сильно она отличается от классической, несмотря на все гитарные приемы Havy Metall:

На две гитары — Heavy Metall версия

Две гитары исполняют Густава Холста – перекликаясь между собой и показывая сочетание чисто гитарного звука и гитарно-синтезаторного. И вот наконец полная версия произведения, исполненная на 28 гитарах  испанским оркестром Пабло Салиноса ;

Оркестр Пабло Салинаса

Симфонические версии

В то время как рок-музыканты делали свои опусы, симфонические оркестры придерживались автора.

Вот все-таки оркестровая версия этого произведения. Запись 2015 года Симфоническим оркестром BBC под управлением Сюзанны Малки.

Оркестр BBC под управлением Сюзанны Малки

Обратите внимание как чередуются инструменты в этой, авторской версии – начианается тема в звучании гобоев , низко и зловеще. Продолжается тоже низко в тромбонах. Затем в трубах, скрипках, валторнах, низко зучащей трубы и т.д. Все это под рокот барабанов, задающих основной метр. Аражировка оригинальная принадлежит Густаву Холсту.

И что жы мы видим? Переделки и в роковой версиях и в симфонической минимальны. Авторский тест везде сохранен. Рок-музыканты подошли к теме максимально осторожно. Менятся только тембры инструментов. Никто не вдается в вариации. Но почему? Автор, создав это произведение сказал всё?

Алексей Орешкин