Удивительные приключения пережило произведение Шостаковича “Вальс №2”.

История создания Вальса уходит корнями в то время, когда джаз считался пролетарским искусством, и распускал свой первые цветы под покрывалом революции. Впервые эта музыка прозвучала на концерте в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. Незадолго до этого, “Государственный джаз-оркестр СССР” создан в 1936 году.   Руководителями оркестра были известные сейчас и до сих пор люди -музыкальным руководителем которого был назначен известный джаз-мен Виктор Кнушевицкий. А художественным руководителем – Матвей Блантер. Задачей Кнушевицкого было создавать джазовые аранжировки. И они худо-бедно справлялись, при том, что по отдельности ничего не получалось.

400 песен Блантера – все для рабочего класса

Задачей Матвея Блантера было создавать песни. Он был не джазовый человек. Самой известной его песнью была “Катюша”, которая впервые прозвучала на концерте 28 ноября 1938  года, исполненная тем же оркестром Кнушевицкого. Ничего джазового в “Катюше” нет, как и во всех песнях Блантера.

Матвей Блантер — будущий композитор

Тогда в репертуаре госоркестра были и совсем не джазовые произведения, к ним примешивались военно-патриотические песни. Руководство оркестром хитро подчинялось принципам дву-началия. Матвей Блантер был крупнейшим композитором-песенником. Почти все песни предвоенного времени и военного времени принадлежали ему – Джон Грей (песня-фокстрот 1923 года), Мальчишку шлепнули в Иркутске (явный закос в сторону блатной музыки), Партизан Железняк, Песня о Щорсе, Футбольный марш, Катюша, В лесу прифротовом, Огонек, Враги сожгли родную хату, В городском саду играет (1947 год) и т.д. Всего 400 песен и их помнят до сих пор.  Все это было придумано на волне здорового патриотизма. Праздник жизни продолжался. Менялась мода, но песни Блатер всегда были на коне.

Одной из ярких песен стала “Летят перелетные птицы”, написанная в 1949 году, к всемирному фестивалю молодежи и студентов. Эта песня дошла до нашего поколения с переделанным текстом – “не нужен нам берег турецкий”.

Последним стал цикл песен на стихи Булата Окуджавы (1967 год). Многие из них в общественном сознании принимаются как песни Окуджавы, но музыкальное содержание, мелодии песен — все от Матвея Блантера. “Надежды маленький оркестрик” – чья по вашему песня? Правильно – Матвея Блантера на стихи Булата.

Виктор Кнушевицкий – джазмен, прототип Давида Голощекина

Поскольку “Госджаз”, оркестр созданный в 1936 году, играл по определению джаз, то песни, созданные Блантером, становились джазовыми благодаря аранжировкам Виктора Кнушевицкого. Блантер и Кнушевицкий взаимно дополняли друг друга. А время самое было джазовое. Это потом, партия и правительство решили отказаться от джаза, как от искусства про-американского. Начиналась холодная война. А пока все джазовое было модно. И что звучать на волне, для этого был свой гений.

Виктор Кнушевицкий (справа, с сигаретой), Марк Бернес (слева сзади), Соловьев-Седой за работой

Виктор Кнушевицкий был гением аранжировки. С 12 лет он “халтурил, играл в танцевальных оркестрах в ресторанах и перед сеансами в местном кинотеатре. У него был величайший опыт оркестрового музыканта и джазового оранжировщика. Он одинаково искуссно владел всеми типами саксофонов, начав с тенор-саксофона, затем тромбоном, кларнетом, до этого – скрипкой, по которой он завершил свое классическое образование (тогда другого образования не было).

В общем он был доисторическим прототипом Давида Голощекина. Тем не менее в его мозгу не могла родиться никакая мелодия, все мелодии принадлежали Блантеру.

Два великих музыканта – не слишко ли много для одного оркестра? Но даже этих двоих советскому руководству было мало.

Для создания песен и инструментальных композиций Госджаза решено было привлечь самых лучших композиторов страны – Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского, и наконец, Дмитрия Шостаковича.

Шостакович в роли джазмена

Первое джазовое произведение было заказано Дмитрию Шостаковичу.

А ради того, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать ему заказ на джазовое сочинение, худрук оркестра Матвей Блантер поехал в Ленинград из столицы. Предварительно Блантер зашёл к Араму Хачатуряну, чтобы взять рекомендательное письмо, ведь лично с Дмитрием Дмитриевичем Блантер знаком тогда не был. Шостакович, потом, долго смеялся над тем, что известный композитор приехал к нему с рекомендациями.

Д.Д. Шостакович, начало 1930-х гг.

Дмитрий Дмитриевич справился с поставленной задачей довольно быстро: через несколько дней он сам приехал в Москву и привёз три пьесы из двенадцати. Инструментовка руководителям оркестра очень понравилась, но джаза в этой музыке не было. Тут мы отступим от темы, чтобы расставить точки  над и.

Отличие джаза от любой другой музыки

Итак, любое джазовое произведение, отличается от не джазового тем, что 80-90 % его приходится на вариации, часто весьма отличающиеся от темы. Прием этот был известен с древних времен. У Моцарта тоже были вариации на тему. Настоящим гением вариаций был Лист. Но во времена Шостаковича развитие темы ушло в инструменты – то есть тема повторяется из ноты в ноту одна и та же, на разнообразии темы поставлен крест, а развитие темы, какие-то новые впечатления, достигаются повторением темы у   разных инструментов. И это типичное развитие вариации в классической теме. Взять хотя-бы симфонию Бетховена.

Развитие темы в классике

Но джазовая тема играется не так. Чтобы понять, как джазовая тема играется, Шестаковичу предложили прийти на репетицию коллектива.

Он послушал, но ожидавшихся от него выводов не сделал. Композитор переделал свои сочинения, и хоть ничего джазового в них не появилось,  по словам музыкантов оркестра Блантера, звучали они изумительно. У нас нет записи того времени, но в 1994 году запись Второго вальса из Сюиты для эстрадного оркестра Дмитрия Шостаковича сделал дирижер Андре Рьё в 1994 году и его новый коллектив стал знаменитым по всем Нидерландам:

Дирижер Рьё

Забытый хит

Несомненно, эти пьесы сразу вошли в концертную программу оркестра и впервые были исполнены в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. Госджаз (сокращённое называние коллектива) много выступал, и всегда в его концертном репертуаре была «Сюита для джаз-оркестра» Шостаковича. Так продолжалось до 1941 года, пока оркестр не выехал на фронт и не оказался в окружении немцев. Большая часть музыкантов погибла. А коллектив по этой причине прекратил своё существование. Соответственно были утеряны все ноты и как назывались пьесы, составляющие сюиту, сочинённую Дмитрием Шостаковичем, сегодня никто точно не знает. Однако «Вальс», который сегодня известен под № 2 в неё входил.

Госджаз образца 1938 года

Он долго не исполнялся. Вскоре началась Великая отечественная, а после окончания ее Сталин разлюбил джаз. 

После войны в 1946 – 1950-х Сталин решил отказаться от джаза в масштабах страны, противопоставив ему советскую песню. Саксофон был исключен из состава оркестров. Теперь он приравнивался к ножу. Хотя американцы и были союзниками, все же это была их музыка. Начиналась холодная война.

Шостакович с армейцами на футболе

Изюминка аранжировки

Композиция, написанная в простой трёхчастной форме, начинается с сухого аккомпанемента струнных басовых, читай – котрабасов, и малого ведущего барабана. Такое сопровождение, напоминающее марш игрушечных солдатиков, будет неизменно звучать на протяжении всей пьесы. Далее, через четыре такта с выразительной мелодией вступает альт-саксофон, тембр которого подчёркивает эстрадный характер оркестровки.

 Бархатный звук духового инструмента и бездушный аккомпанемент противопоставляются друг другу, своеобразно подчёркивая светлые и тёмные тона музыки.

Что этим вальсирующим парам до аранжировки?

Далее тема уже исполняется всем оркестром, переходя к струнным инструментам, звучащая более динамично, подводит к средней части. Для создания своеобразной интригующей напряжённости, особенно когда тема звучит у всего оркестра, композитор в инструментовке использовал различные ударные инструменты, в том числе и разные по высоте. Помимо этого особое напряжение в музыке создают звучащие в чрезвычайно высоких диапазонах медные духовые инструменты. Соло тромбона, исполняющего основную тему вальса в третьей части произведения, стало хитом этого произведения.

Вальс возродился в кино

Прошло пятнадцать лет, и наш вальс вновь зазвучал,  с экранов кинотеатров. В 1955 году режиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Первый эшелон», в котором использовал, разумеется, с разрешения автора, эту замечательную музыку. Тогда еще автор был жив. Дмитрий Шостакович умер в 1975 году. Музыкой, то и дело, интересовались.

Последние штрихи карандашом — можно стереть

  В 1988 году «Вальс №2» прозвучал вновь и на этот раз в Лондоне в «Барбикан Холле» оркестром под управлением Мстислав Ростроповича.

Вся «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича, включающая в себя восемь пьес, в том числе и «Вальс» в 1991 году была исполнена, а в 1993 году записана на диск Королевским симфоническим оркестром Нидерландов «Консертгебау».

 Однако основную роль в популяризации ныне знаменитого сочинения Шостаковича сыграл фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», 1999 года.  В фильме Вальс N 2 звучит всего три раза, на титрах при открытии, на титрах при закрытии и как аккомпанимент к семейной ссоре между главными персонажами фильма врачом-психиатром Томом Крузом и его супруги по фильму “C широко закрытыми глазами” Николь Кидман.

Круз и Кидман

Итак фильм появился на экранах и тотчас весь мир сошел с ума от мелодии Дмитрия Шостаковича, исполненной оркестором в Колонном зале Дома союзов СССР осенью 1938 года. Вальс родился во второй раз и теперь его исполняют все, кому это угодно. Степан Хаусер исполняет Вальс N 2 Шостаковича. В этой аранжировке ничего особенного нет. Идеи изначальной аранжировки сохранилась все та же, Шостаковичевская. Только роль солирующего инструмента на сей раз у виолончели. Степан Хауссер раскрутился благодаря своим клипам в интернете:

Степан Хауссер — не лучший ученик Ростроповича, но самый артистичный

А вот здесь пятеро виолончелистов сделают то, что не удавалось Степану Хауссеру:

Пятеро смелых

Не правда ли замечательная оркестровка? В 2015 году вальс исполняют на Дворцовой площади оркестром при участии Дмитрия Хворостовского. Для этого оркестра была написана специальная аранжировка, в которой музыку вальса поют на много голосов. Но сам Хворостовский не поет, а только танцует.

Хворостовский танцует

В 2015 выходит фильм Анна Каренина, где вальс продолжает свое победное шествие.

В роли Анны Карениной — Кира Найтли

Между, прочим вальс звучал в более ранних фильмах. Вот здесь например достаточно оригинальная аранжировка, основанная на струнных инструментах:

Струнные

Периодически на вальс покушаются классические гитаристы. Виктор Зинчук, наконец-то, в отличие от многих исполнителей отошел от Вальса N 2 Шостаковича. Он пускается в вариации и играет на двух акустических гитарах и электро-басу Rikenbekker:

Наконец-то вариации на тему Виктора Зинчука

Но вот прекрасная версия вальса всего лишь на одной гитаре

Rolf van Meurs

Совершенно другой фильм по Войне и миру 2007 года под музыку Арама Хачатуряна и вальс другой, но идея все та же – сцена с танцеванием:

Вальс Арама Хачатуряна

Видеоряд взят из кинофильма «Война и Мир» 2007 г., где, кстати, был именно этот вальс. Обратите внимание, как раньше танцевали: кавалеры левую руку за свою спину, а дамы левой рукой держали подол своего платья. И только супружеские или родственные пары танцевали, держась обеими руками. На самом деле – музыка использовалась второй раз – в 2007 году был фильм по Войне и миру, а в 1970–годы  фильм по драме Михаила Лермонтова по пьесе Маскарад, где использовалась музыка Хачатуряна. Сама музыка была написана в 1941 году он написал музыку к ставшему знаменитым одноимённому спектаклю театра им. Вахтангова, а через два года переработал её в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание.

Алексей Орешкин