И к восьмой – сколь маленькой, столь и беззащитной

Клод Дебюсси был влюблен в 7 женщин, он был довольно влюбчив, как и все французы. Но, как для многих музыкантов, главной его любовью была музыка. И только на старости лет, если это можно назвать старостью, ему было всего 55, в его жизни появилась та, которая могла конкурировать с музыкой. Она была молода, очень молода, чтоб не сказать больше. Её звали … А, впрочем, обо всем по-порядку.

Любовные разминки юного композитора

Так мы называем краткосрочные отношения Дебюсси с самыми разными женщинами.

В годы учебы в консерватории Дебюсси впервые испытал сильное романтическое чувство. Его увлечением была студентка певческого класса по имени Мари, бывшая замужем за покровителем молодых музыкантов Анри Васнье. Вскоре девушка стала любовницей и музой композитора, эти отношения продолжались в течение 7 лет.

Мари Гарден — одна из первых любовей Дебюсси в студенчестве

В 1890 году Мари разорвала отношения с Дебюсси и вернулась к супругу. От любви композитора остались 27 песен, посвященные прекрасной исполнительнице, последней из которых стала лирическая композиция «Мандолина» (нудная песня с высокими экзальтациями)


Debussy Mandoline Сл.П.Верлена Исполняет Ольга Шошина 15.06.2015. Колледж им Гнесиных, Москва

Вскоре после расставания с мадам Васнье Клод познакомился с дочерью портного из Лизье, которую звали Габриель Дюпон. Через 3 года после начала отношений Клод и Габи начали совместную жизнь в Париже. В то же время Дебюсси завел роман с певицей Терезой Роже и в 1894 году официально предложил ей руку и сердце. Друзья и знакомые осудили легкомысленное поведение композитора и поспособствовали расторжению этой помолвки.

Надежда фон Мекк довела мужа до инфаркта, и взялась за следующую жертву

К этому знакомства с Дебюсси Надежда Филаретовна уже 2 года, как переписывалась с Чайковским, была влюблена в него, и успела понять, что там ей ничего не светит. Чайковский держал ее на безопасном расстоянии. Переписывались, но не встречались.

Губительница мужа Фон Меккк

С Чайковским наконец-то Надежда Филаретовна фон Мекк встретилась впервые в Браилове во время прогулки: она сидела в коляске рядом с дочерью, Чайковский тоже был в экипаже. Оба оцепенели: он неловко поклонился, она, красная как рак, с бешено колотящимся сердцем, ответила — и не могла прийти в себя еще очень долго, даже после того как коляска Чайковского скрылась за поворотом лесной дороги. О второй встрече, которая случилась во Флоренции, композитор пишет брату Анатолию Ильичу (14 декабря 1878): “Вчера я был в театре. Билет мне прислала Надежда Филаретовна, и в антракте я со смешанным чувством любопытства, умиления и удивления рассматривал ее в бинокль. Лицо ее выражало столько нежности и любви, что мне даже понравилась ее некрасивая, но характерная внешность”. Роман, начавшийся неожиданно, так же скоро закончился, но тянулся целых 15 лет благодаря переписке.

Это не было тайной. Сам муж Карл фон Мекк дал добро Надежде Филаретовне на переписку с Чайковским и на материальную помощь ему.  Фон Мекк умер при весьма загадочных обстоятельствах. Этому нимало поспособствовала Надежда Филаретовна. Её мы знаем больше с хорошей стороны – благодаря помощи композиторам. Но была сторона и другая. Надежда Филаретовна сгубила собственного мужа.

Нарядная одежда — отличительная черта Надежды

Галина Николаевна фон Мекк, внучка Надежды Филаретовны, в книге воспоминаний рассказывает, что младшая дочь — Людмила — появилась на свет в результате любовной связи Надежды Филаретовны с инженером железных дорог Александром Александровичем Иолшиным. Надежа Филаретовна завела этот роман, когда ей было 40 лет. По словам Галины фон Мекк, эта тайна хранилась пять лет, но в какой-то момент дочь Александра открыла её отцу, и это стало причиной скоропостижной смерти Карла Фёдоровича от инфаркта. Это было в 1876 году. Освободившись от мужа и став наследницей его многомилионного состояния, Надежда Филаретовна вскоре завела новый роман, тоже с композитором – с Ашилем Клодтом Дебюсси.

Клодт Дебюсси – роман с дамой почтенных лет

Надежде Филаретовне в тот момент было 49 лет, Ашилю Клодту Дебюсси  — 18. Он  был ей рекомендован летом 1880 года , поначалу, как талантливый ученик, профессором музыки и преподавателем фортепиано в Парижской консерватории Антуаном Мармонтелем. Надежда Филаретовна тогда имела свой дом в Петербурге, но еще и виллу в Ницце. В данный момент она с семейстовом жила в Швейцарии, куда и поехал Клод Дебюсси.

Она писала о нем Чайковскому 10 июля 1880 году:

«…Два дня назад ко мне приехал пианист из Парижа, только что окончивший курс консерватории с первой наградой, класса Мармонтеля. Я его выписала для летних занятий с детьми, для аккомпанирования Юле, для пения и для игры со мною в четыре руки. Этот юноша играет хорошо со стороны виртуозности, техника у него блестящая…».

Дебюсси в молодости

Надежда Филаретовна называла его в письмах к  Чайковскому не иначе, как «французик», «пианистик», щадя, как ей казалось, приоритет Чайковского. Надежда Филаретвна, поначалу относилась к Ашилю Клодту как к учителю, и отменному наставнику для своих детей.

Но постепенно она увлеклась им. Он был осторумен, шутник, из тех, кого называют душа компании. Это она считала, что растопила сердце юноши своей любовью. Клод Дебюсси, напротив, считал что это он растрогал её печень. В общем они были друг друга достойны – 49-летняя Фон Мекк и 18-летний Клод Дебюсси, к тому моменту уже имевший солидный послужной список с одноклассницами.

«…Вчера же приехал мой любимец Ашиль Дебюсси, и я ему очень рада. Теперь я буду много слышать музыки, и он, кроме того, оживляет весь дом. Это парижанин с головы до ног, типичный парижский уличный мальчишка, очень остроумен, отличный подражатель… …всегда в духе, всегда и всем доволен и смешит всю публику невообразимо; премилый характер…», — писала Фон Мекк Чайковскому.

Дебюсси развлекает гостей и дам

Едва познакомишись, Дебюсси и фон Мекк, отправились в “cвадебное путешествие” по Италии. Ей предоставлялся целый состав комфортабельного поезда. И в окружении своих детей, гувернанток учителей и слуг она отправлялась в путь по Флоренции, Неаполю и Венеции, Рим , Москву и Вену.  С Ашилем Колодтом Дебюсси. В пути они непременно посещали художественный музеи всех этих городов. Ашиль Клодт впервые почуствовал себя богатым человеком. Он постепенно вошел во вкус, тоже привык к богатству. И понял, жить за счет женщины, довольно перспективная вещь. Тогда он был ещё неизветным композитором.

Летом 1881 года Клод Дебюсси по приглашению фон Мек едет в Россию.

Во второй половине июля он приехал в Москву и поселился в доме Надежды Филаретовны на Мяс­ницкой улице, где провел целый месяц. Дебюсси не привык терять время по напрасну. Постепенно он овладел 15-летней девушкой, не отставив первую любовницу.

Связь с Соней фон Мекк, “девушкой с волосами цвета льна”

По заказу Надежды фон Мекк Дебсюсси писал переложения для фортепьяно. Эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк. Сергей Кусевицкий организовал концерты Дебюсси в Москве, где состоялась встреча Дебюсси с Соней фон Мекк (Софьей Голицыной), дочкой Надежды Филаретовны.

Из их разговора:

 — Я слышала твои «Прелюдии». Особенно мне понравилась «Девушка с волосами цвета льна». Это про меня?

“Конечно про тебя, милая”, — оставалось только ответить Дебюсси.

«Девушка с волосами цвета льна».

Прелюдия посвященная Соне фон Мекк

Лукавая Соня раззадоривала молодого фран­цуза, назначала ему тайные свидания, писала записочки. Любовникам удавалось долгое время скрывать свою связь от Надежды Филаретовны. Но Ашиль Клодт вдруг попросил руки её дочери, у Надежды Филаретовны. Она пришла в состояние бешенства.

Клод был со скандалом выставлен за дверь самой баронессой Надеждой фон Мекк после того, как имел дерзость попросить руки её пятнадцатилетней дочери Сони. Юная девушка грозилась убить себя, если Дебюсси не женится на ней. А мама ей сказала, ну и плевать мне на тебя, если хочешь – умирай. Угроза дочери не подействовала. Другое дело, что дочь все-таки не покончила с собой.

Игра в крокет в подмосковном имении Фон Мекков. Соня — третья слева

В тот же вечер двое дюжих казаков отвезли Клода на вокзал и стояли, мрачно глядя в окно купе, пока поезд не отъехал. Они расстались, казалось, навсегда. Но 30 лет спустя они снова встретились, но это был лишь повод для воспоминаний о веселой юности.

Розали – роман с манекенщицей и первая женитьба

В 1899 году, Дебюсси женится на Розали Тексье по прозвищу Лили, работавшей манекенщицей в модном доме сестёр Калло. Брак длился недолго – всего 5 лет. Лилли не блистала умом и совершенно не понимала музыку, поэтому Клод, жаждущий возвышенных отношений, отправил супругу к родителям и начал роман с новой пассией —  замужней певицей.

В конце 1903 года или в начале 1904 года, у него начались скрытые от окружающих отношения с Эммой Бардак, с которой лично познакомился, когда он давал музыкальные уроки её сыну Раулю (бывшему ученику Габриэля Форе) в её доме с парижским банкиром и мужем Сигизмундом Бардак (фр. Sigismond Bardac).

В июле 1904 года Дебюсси и певица-любительница Эмма Бардак бросают своих супругов, бежав из Парижа.

Лили предложила Клоду дать развод, но с условием выплаты ей алиментов из его гонораров. Эмма тоже начала бракоразводный процесс, отложенный в суде на год, предъявив иск Сигизмунду Бардаку на выплату алиментов.

Дебюсси и его первая жена по прозвищу Лили (Розали Тексье)

Лето и осень Клодт и Эмма проводят вдвоём на севере Франции и некоторое время в Англии (ДжерсиИстборн) – в Лондоне. Они скрываются там от друзей, очень сочуствующих первой жене Дебюсси – Лили. В эти напряжённые и драматические месяцы их жизни появились две контрастные по своему настроению две фортепианные пьесы Дебюсси —  пьеса «Остров радости» и крупнейшее сочинение для симфонического оркестра «Море».

«Море» три симфонических эскиза для оркестра

Сочинение для оркестра «Море»

Эмма Бардак – предпоследняя страсть Клодта

 Имея разносторонние художественные наклонности, будучи музыкально одарённой и обладая приятным голосом, Эмма вошла в артистические круги Парижа, где получила известность и завязала множество знакомств. Её первый роман был с Форе (тоже французский музыкант). Но вскоре она изменила ему с Клодтом Дебюсси. Из-за этот его первая жена пыталась покончить с собой. Казалось бы , первая жена Форе должна была радоваться что Дебюсси порвал связь с ней и сосредоточила внимание на муже …

Эмма Бардак — после нее в доме всегда оставлялся бардак

Тем временем 13 октября жена композитора Розали Тексье пыталась застрелиться на площади, её спасли и поместили в больницу, но в прессу просочились некоторые порочащие его подробности и по городу поползли слухи, что Дебюсси едва не довёл её до смерти. Обстоятельства этого дела повлекли разрыв Дебюсси со многими друзьями и знакомыми, ставшими на сторону его жены и выразившими ему своё неодобрение (некоторые из них позднее всё же возобновили знакомство с ним). В общем практически все французские музыканты и сочувствующие им хотя бы раз в жизни пытались покончить с собой или делали вид, что пытались. Модное это было дело – самоубийство.

Развод с Розали Тескье был оформлен 2 августа 1905 года, а Эмма развелась с мужем ещё 4 апреля 1905 года.

Фотография Клодта Дебюсси на отдыхе
В этой женщине не было ничего красивого, но может быть это не отвлекало Дебюсси от музыки — Эмма Бардак

Тексье пережила своего бывшего мужа (она умерла в 1933 году) и сохранила свою привязанность к нему и его памяти до конца своей жизни. Она присутствовала на возобновлении оперы «Пеллеас и Меллизанда» и виделась с певицей Мэри Гарден, которая при разводе встала на сторону Лили, посещала мероприятия, посвящённые его творчеству.

Итак Дебюсси снова был женат. На этот раз на женщине близкой к музыке.

Шушу – последняя любовь Дебюсси

Уйдя от первого мужа банкира, Эмма прихватила с собой значительную часть денег. На эти деньги и жил первое время Клодт Дебюсси. Вспомним его милую привычку жить за счет женщин. Но женщины его ревновали … к музыке. Эмма тоже ревновала.

 Эмма посылала ему печальные письма, обвиняя в измене, в том, что виновата «проклятая музыка»… Он отвечает ей: «Если выбирать между тобой и музыкой, то ревновать, скорее, могла бы музыка… Будь уверена, что если бы случилось так, что я больше не стал бы ее писать, то, скорее всего, ты перестала бы меня любить…»

Отовсюду он посылал ей лирические телеграммы: «Поезда не ходят быстро. С нетерпением, целую». Из Пизы (Италия): «Здесь есть фиалки, которые бы тебе понравились. Но тебя нет здесь. Зачем же тогда фиалки?»

Дебюсси погружен в размышления, а женщины где-то побоку

Придя домой после первого свидания, Дебюсси обнаружил букет роз. Благоухающие лепестки скрывали в своих недрах… записку от Эммы Бардак — ничего особенного, простое пожелание, выражение признательности за творчество… Он долго-долго смотрел на эти цветы, а потом сел и написал: «Я перецеловал каждый лепесток этих роз, как целуют любимые уста. Цветы так свежи, как будто только что сорваны, на них лежит то ли роса, то ли вечерняя влага, то ли Ваши слезы. Я вдыхаю их запах и ощущаю аромат духов. А они мне говорят что-то такое, что невозможно выразить на человеческом языке. Я счастлив…»

Так начался их роман.

«Остров Радости», 1904 год — это признание Клода Дебюсси в любви, признание, выраженное в ликующих звуках.

Филлип Кассар, фортепьяно

“Связь этой лучезарной музыки с личными переживаниями 1904 года несомненна; и нельзя не заметить, что изящные и изысканно колоритные, но церемониальные образы картины Ватто совершенно преодолены в „Острове радости“ – писал искусствовед Юрий Кремлев.

С дочерью — Шушу

В 1905 году Эмма уже была  беременная от Дебюсси. Они вдвоем купили новый дом в Париже на авеню Фош. Вскоре у Дебсюсси родилась дочь, получившая имя Эмма и ласковое прозвище Шушу. Это был первый и единственный ребенок Клодта и он в ней души не чаял. Спустя 3 года после появления ребенка Бардак и Дебюсси поженились и провели вместе остаток жизни, но не жена была страстью Дебюсси. Новой любовью Дебюсси была Шушу. Она стала объектом многочисленных фото, обнаруженных в архиве знаменитого француза.

В 1906-1908 году Дебюсси создает посвященную дочке сюиту «Детский уголок».

Сюита «Детский уголок». Это не детское произведение посильно только Елисею Мысину

Даже здесь Дебюсси остался верен себе. Сюита далеко не детского ума дело. Понять её, быть может может толькой юный исполнитель Алексей Мысин.

Рано или поздно, все композиторы умирают. Но мы не будем писать как умирал Дебюсси. Для нас он навеки живой. И музыка его, местами непонятная, местами очень странная.

Про него сказал его современник и близкий друг Жан Кокто:

«Это — архитектура, которая отражается, колышется в воде. Это облака, которые нагромождаются и распадаются. Это засыпающие ветви, дождь на листьях. Это сливы, которые падают, разбиваются и истекают золотом. Но все это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказаться. Тысяча неуловимых чудес нашли наконец того, кто смог их выразить».

Знать Дебюсси — значит любить его, но Дебюсси остается непознанным, как последний лист клена, оставшийся на ветвях, несмотря на порывы ветра.

Алексей Орешкин