Три темнокожих певца – тенор, бас и контр-тенор
Темнокожие оперные певцы – достаточно новое явление для России и мира. До сих пор роль для них была по-сути одна – Отелло в опере Верди. Но афроамериканцы взялись доказать что Отелло не один. В последние 10-20 лет они исполняют отнюдь не роль мавра, а оперные арии не зависимо от цвета кожи и преуспели в этом. Приведем три примера, которые нас наиболее впечатлили.
Лоуренс Браунли — тенор
Этот уроженец штата Огайо выступал в Ла Скала, Метрополитен-опера, а также в Берлине, Париже, Риме и Лондоне. Критики запомнили его по Севильскому Цирюльнику, Дочери Полка. Выступал вместе с Рене Флеминг — «золотой стандарт сопрано”золотым стандартом сопрано«
Для меня, темнокожие, уже все доказали. Ранее, считалось что они не могут претендовать на ведущие роли среди американских классических теноров. Но Лоуренс Браунли доказал, что это не так с шумом ворвавшись на классическую оперную сцену. Он родился 24 ноября 1972 года в США (51 год) в американском городке Янгстаун (штат Огайо) в рабочей семье. В детские годы пел в церковном хоре и играл на различных музыкальных инструментах.
Профессиональная оперная карьера Браунли началась в 2002 году в Опере Виргинии, где он исполнил партию графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини. Он был единственным темнокожим певцом в этой роли.
В этой же роли – роли Альмавивы, Браунли дебютировал в Европе (на сцене театра «Ла Скала» в том же 2002 году) и в театре «Метрополитен-опера» (в 2007 году).
Характеристики голоса
Один из ведущих современных исполнителей в стиле бельканто. По мнению критика А. Матусевича, «голос Браунли — безусловная ценность: матовый звук, тёмный тембр, мягкая атака — все это так непохоже на подавляющее большинство так называемых россиниевских теноров… Он не только виртуоз колоратурной эквилибристики — он не менее убедителен в кантилене, его легато на долгом дыхании безупречно ровно и наполнено по тону, в больших, протяженных фразах его красивый и неожиданный у легкого тенора тембр расцветает особо, он прекрасно владеет искусством нагнетания звучности, его динамические оттенки разнообразны и убедительны». Сравнивая Браунли с ещё одним мастером бельканто, Хуаном Диего Флоресом, критик замечает, что Лоуренс уступает Флоресу «не только внешними данными, но и в яркости и звонкости звука», но «спокойно выдержит с ним конкуренцию в мастерском владении колоратурной техникой». Кроме того, критики выделяют обаяние и харизму певца, отмечая, что «буквально через несколько мгновений после своего появления на сцене афроамериканец Браунли заставляет забыть о цвете своей кожи».
Репертуар певца включает ведущие партии в операх Россини, Беллини, Доницетти, Моцарта, Генделя , Сальери, Верди , Гершвина («Порги и Бесс»), Бриттена. Кроме того, Браунли исполняет теноровые партии в сочинениях Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, мессах Бетховена, Шуберта, ораториях Мендельсона, Stabat Mater Россини, Stabat Mater и Реквиеме Дворжака, Carmina Burana Орф Репертуар певца включает ведущие партии в операх Россини, Беллини, Доницетти, Моцарта, Генделя, Верди, Гершвина («Порги и Бесс»), Бриттена. Кроме того, Браунли исполняет теноровые партии в сочинениях Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, мессах Бетховена, Шуберта, ораториях Мендельсона, Stabat Mater Россини, Stabat Mater и Реквиеме Дворжака, Carmina Burana Орфа, песни Шуберта.
— Мой инструмент «заточен» главным образом под бельканто: Доницетти, Россини и Беллини, — рассказывает Браунли. — У некоторых певцов по природе очень мощный голос. У других исполнителей, не обладающих таким огромным голосом, есть «металл» — природная звонкость в голосе, что придает ему «полетность». Например, у Хуана Диего Флореса очень звонкий тенор, хотя голос у него не такой уж и мощный. Нас часто сравнивают между собой и говорят, что у меня голос больше, а у него больше «металла». Пожалуй, что так оно и есть.
Гастроли в России
Здесь Лоуренс выступает с комической оперой Гаэтано Доницетти «La fille du régiment» (“Дочь полка”, 1840 год). Выступал Лоуренс Браунли и в Петербурге 1 декабря 2017 года.Концерт великого тенора в сопровождении Молодежного симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Константина Орбеляна (США) состоится в красивейшем зале-атриуме Президентской библиотеки-историческом здании святейшего Синода на Сенатской площади. В Петербурге тенор в 4-й раз.
Вечер будет посвящен памяти Дмитрия Хворостовского и станет заключительным мероприятием Международного музыкального фестиваля «Петербургские набережные».
Но вот последние выступления Браунли в 2022 году на музыкальном фестивале в Дортмунде с музыкой Доницетти (1797-1848,г. Бергамо)
Пока что Лоуренс Браунли единственный темнокожий оперный певец, выступавший в Петербурге.
Джон Холидей — контртенор
Далее следует американский контртенор Джон Холидей. Он известен тем, что исполняет произведения барочных и современных композиторов. Кроме того, он исполняет госпел и джаз. Холидей научился играть на фортепиано, наблюдая за своей бабушкой, и уже в шесть лет пел сольно.
Он учился в Южном методистском университете и получил степень бакалавра музыки по вокальному исполнительству. Он продолжил обучение в музыкальной школе Университета Индианы и в музыкальном колледже-консерватории Университета Цинциннати. Его профессиональный дебют состоялся в Карнеги-холле в 2012 году, когда он исполнил «Чичестерские псалмы» Бернстайна. В октябре 2020 года Холидей принял участие в шоу The Voice, где его тренировал Джон Ледженд, и занял пятое место.
Моррис Робинсон — бас
Американский оперный певец-бас Моррис Робинсон родился в Атланте (штат Джорджия) в 1969 году. Когда он подрос, то посещал школу исполнительских искусств Northside School for the Performing Arts, где преуспел в спорте и музыке. Он мечтал играть в футбол в колледже и окончил Цитадель со степенью бакалавра по английскому языку. Однако, несмотря на его футбольный талант, именно музыка стала его жизнью, и он стал первым афроамериканцем, подписавшим контракт с крупным классическим звукозаписывающим
лейблом.
В 1999 году он поступил в Бостонский университет, чтобы продолжить обучение вокалу. В том же году он начал свою оперную карьеру в Бостонской лирической опере в роли царя Египта в опере «Аида». Помимо классических ролей, Робинсон играл в мюзиклах, например, Джо в шоу «Лодка».
Вот три образца голосов. Но есть и другие.