История восхождения на мировой Олимп

Перетятько Ольга Александровна – российская (по происхождению) оперная певица, колоратурное сопрано. Родилась Ольга 21 мая 1980 года, в семье оперного певца, отец Александр поет в хоре Мариинского театра (Петербург). 
Ольга Перетятько
Из концертного зала Берлина в ноябре 2018 года.
Беллини — ария Нормы

Вот, классический пример колоратурного сопрано из оперы “Манон” Массне (couplets by J.Offenbach and Manon’s Gavotte by J.Massenet),

Посвящается Елене Образцовой

Ольга поет с детства – в детском хоре Мариинского театра. Рано уехала на Запад, в Берлин. Лет 20, ей , наверное, было. В Петербурге успела закончить музыкальное училище при Санкт-Петербургской консерватории (дирижерско-хоровое отделение). Занималась вокалом частным образом у Ларисы Гоголевской. Готовилась у нее к поступлению в Берлинскую высшую школу музыки.

Из явно небогатой семьи. Как устроилась в Берлине – одному богу известно. Надо ведь где-то жить, за счет чего-то учиться? Эта сторона, немаловажная в публичной биографии Ольги отсутствует. Роль отца в ее жизни известна, ниже будет о нём. А мать нигде не упоминается, сие тоже есть тайна или намеренная тайна.  Как бы то ни было, продолжим рассказ об Ольге, несмотря на дыры в биографии. Она поступила в Берлинскую высшую школу музыки и закончила её.

С 2004 – стремительный карьерный рост

С 2004 года – наблюдается стремительный карьерный рост. В 24 года получила премию на Международном конкурсе имени Ферруччо Тальявини в Дойчландсберге. Далее серия побед на международном конкурсе  «Приз Бельканто» в Бад-Вильбаде (2005), на конкурсе «Дебют» в Бад-Мергентхайме (2006) и, наконец на патронируемом Пласидо Доминго конкурсе «Опералия» в Париже (2007).

Из Парижа

Параллельно Ольга работает в 2005-2007 годах в составе оперной студии при Гамбургской опере. Ольга получала стипендию Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе (2003) и Вагнеровского оперного фестиваля в Байройте (2004).

В декабре 2011 года Перетятько пела дуэтом с Хосе Каррерасом во время его рождественского концерта в Москве .

Перенесемся на 10 лет вперед в Московскую консерваторию в 2013 г., Моцарт, речитатив и ария Сюзанны из “Женитьбы Фигаро”. Дирижирует Михаил Плетнев.

Классическое греческое платье

Выступлений много. График растет и забивается. Больше всего выступлений в Германии. Но навещает и родные пределы, как было в Москве на юбилее народной артистки Елены Образцовой.

Примеры целых опер. Выступление в главной роли Виолетты в опере Джузеппе Верди “Травиата” в Вене, осенью 2017:

Травиата в Вене

Перетятько – о музыке и о себе

«Как человек, достигший всего в своей области, я несу ответственность перед следующим поколением, — говорит Ольга. — Я чувствую, что должна делиться своими навыками и знаниями с молодым поколением, в том числе всем тем, что я знаю о дыхании. Дыхание — это осознанность, а осознанность — это качество жизни».

“Одиночество присуще всем певцам.”

“Остается только музыка. Музыка она не предаст. Музыка – она будет всегда с тобой. Музыка всегда будет честной.”

“Диапазон и веровненность регистров. Она редко у кого бывает. Дыхание, легато – это все то же. Взять того же Верди. У Верди прямо выписаны все эти лигатуры.”

“Публика – существо жестокое. А что мы болеем, страдаем – это вообще никого не волнует.”

“По мне, любой материал, кроме некролога – это хорошо.”

Опера – повсюду. Cоблазнять везде.

Иногда действие оперы происходит в современной обстановке. Что бы вы сказали увидев Дмитрия Корчака в маске и ластах, а Ольгу Перетятько  в купальном костюме в опере Гаэтано Доницетти “Любовный напиток”. :


Ольга Перетятько и Дмитрий Корчак. Пляж в Брюсселе, 2015.

Ольга Перетятько и Алессандро Корбелли исполняют дуэт Фьориллы и Дона Джеронио из оперы Джоаккино Россини «Турок в Италии». Дирижер — Марк Минковский.  Это оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе, 11.07.2014. Ольга возвращается на сцену в городке, где в 2003 году проходила стажировку. Здесь она соблазняет мужчину  (Алессандро Корбелли) всем известным способом, чулками и ногой:

В дамском ателье

Воспоминания юности

“Я пела в Детском хоре Мариинского театра, — вспоминает Ольга. — В Детский хор я пришла, потому что мне очень хотелось петь в опере “Кармен”, неважно кем, хоть цветком. Я была уже большой ребенок, мне уже было 15-16 лет, на дирхоре. А там такая система, что дети большие, типа мы, поем, а маленькие изображают детей, соответственно. У нас была новая постановка “Парсифаля”, и у меня был такой момент, когда мы выходили с ним, за руку,  на поклоны, на что я вижу лицо моего папы, когда он поворачивается и видит, его дочь с Гергиевым за руку. После этого он сказал мне, что нужно скромнее быть, дочь. Я была с ним абсолютно не согласна, и как выяснилось, была права. Ну там детский хор выводили в конце, и он меня взял за руку, я была между ним и режиссером. Я была единственный ребенок, который говорил по английски, хоть как-то. Кармен – это гениальная музыка, как видимо мне на тот момент казалось. Я пела меццо-сопрано, вторым альтом в хоре. Я очень хотела петь Кармен, конечно же. Просто я помню этот момент, когда ты стоишь на сцене, все поют в хоре одно и тоже, когда тореадор приходит. Ты можешь там петь, хоть Боже царя храни, тебя не будет слышно в этой толпе народа. И эта вот энергия, которую можно пощупать. Конечно, это потрясающе.”

Хороший английский

Таковы все оперные певицы. Все смешалось в доме Облонских. Была на опере “Парсифаль”, а закончила на “Кармен”. Главное – эмоции.

“Я помню – отхлопала себе ладошки. Папа пошел работать в хор Мариинского театра. Это быди деньги хоть не большие, зато надежные. Я помню себя 3-5 летнюю. Вообще нельзя было детям, но я как то пробиралась. Прямо над ударными. Мне очень нравилась лысина главного ударника. Я помню весь этот запах задников, еще нарисованных. То есть это в генетическом коде у тебя. Я заразилась театром именно тогда. Потом я поехала в Берлин, это все случайно. Поставьте  все на зиро, как в казино. Я поехала в Берлин. Это была первая поездка за рубеж. Я прослушалась в консерваторию туда. Мне сказали – приезжайте через 6 месяцев, у них 2 раза в год поступление. Она посоветовала мне, репертуар какой. Я приехала, посоветовалась с Ларисой Анатольевной. Здесь меня в консерваторию не взяли. Я поступала на вокальный, простуженаая, завернули. Я обиделась и уехала в Берлин. Меня там взяли и так началась моя европейская эра. Я отучилась в консерватории, была в оперной студии, в Гамбургской государственной опере, с 2006 года, в Италии, на фестивале Россини. Была там тогда Академия молодых певцов. В 2007-м они мне дали выступить на фестивале. Я была Дездемоной на фестивале, вместе с Хуан Диего Флоресом. И с тех пор началась моя карьера, потому что с 2007 года я фриланс, каждые 2 месяца где-то. Сейчас чаще.”

Мне уж замуж не в терпеж

Несколько поздно Ольга вышла замуж, за Микеле Мариотти, в 2012 году. За дирижера, что обьединяет.  Она теперь носит двойную украинско-итальянскую фамилию Перетятько — Мариотти.

Мариотти — профессор Мариарти

Успела родить ребенка Дите зовут – Майя. Родилась 27 января 2020, в один день с Моцартом. У Ольги муж – итальянец. Он тоже потрясающий музыкант, педагог. Отлично знает в каком регистре голос Ольги лучше всего звучит. Странно, но вместе они пока не работали. Вероятно, не совпадает репертуар, но могут быть другие причины.

Россини и Верди – две противоположности

Ольга начала интересоваться Россини, когда в 2005 году  в Берлине спела свою первую россиниевскую партию — Берениче в опере «L’Occasione fa il ladro».

Моя любовь — это Россини

В августе 2006 года после 3 недель обучения в Россиниевской академии (Accademia Rossiniana) в Пезаро (Италия) под управлением Альберто Дзедды Ольга дебютировала на Россиниевском оперном фестивале (Rossini Opera Festival) в опере «Путешествие в Реймс», где исполнила сразу две главные партии поочередно — графиню де Фолльвиль и Коринну. В ноябре 2006 Ольга вместе с Соней Ганасси и Максимом Мироновым участвовала в записи оперы «Дева озера» Дж. Россини под управлением Альберто Дзедды. Россини – самый что ни на есть оперный композитор. В одних и тех же операх написаны 1200 с лишним  вариаций под разные голоса. Выбирате какой вам голос подойдет. Дзедда – апологет Россини. Долгое время руководил             Россиниевской академией в Пезаро, где Россини родился.

К настоящему моменту Ольга записала 3 диска с музыкой Россини. Когда был жив Дзедда.

В тоже время выходят диски с пямой противоположностью Россини – Джузеппе Верди. И их тоже поет Ольга Перетятько. В Вердиевской музыке , в отличие от Россини, все написано так, как должно исполняться. Там нет вариаций. Есть драма, непреходяшая драма человеческих жизней. Верди драматизирует музыку. В 2015 году состоится дебют Ольги Перетятько в Лозаннской опере, где она исполнит партию Виолетты в «Травиате» Верди, в этой же роли выступит в Баден-Бадене.

Ольга Перетятько исполняет главную партию в опере «Травиата».

Запись прямой трансляции из Венской оперы, 2.10.2017

В 2016 Мариинский театр  пригласили её выступать в роли в “Травиате”. На два года. Как будто не было ничего. Как будто не поступала  неуспешно в Ленинградскую консерваторию, не искала прибежище в Берлинской. Как будто не видели в ней будущую певицу. Разглядели-таки. Теперь они связаны долгосрочным контрактом. По крайней мере на 2 года. Остальное зависит лишь от Мариинского театра, насколько у ведущего театра страны хватит денег на неё. Ну и, конечно, от Перетятько-Мариотти.

Этот неожиданный Стравинский

C осени 1904 года Стравинский оказывается в Швейцарии, куда приезжал традицинно летом. Разразилась Первая мировая война, потом революция, возвращение на родину оттягиватся и он вообще там остается, на Западе.

В ноябре 2007 последовал неожиданный дебют Ольги Перетятько на сцене Theatre des Champs-Elysees в Париже в партии Анны Трулав опере «Похождения повесы» Игоря Стравинского под управлением Frederic Chaslin, режиссер — Andre Engel. В России эта опера не слишком известна, как впрочем все оперы зарубежного периода. Стравинский эмигрировал за рубеж, как и многие русские композиторы, лишенные будущего в нашей стране. Опера основана на сюжетах цикла из восьми картин и гравюр XVIII века под названием Похождение повесы английского художника Уильяма Хогарта. Стравинский видел эти картины в 1947 году на выставке в Чикаго. В 1951 году появилась опера. Позднее, почти на 110 лет, в 2017 году,роль Анны Трулав досталась сопрано Джулии Баллок. Сравнить две эти версии вы может самостоятельно.

В главной роли Ольги Перетятько: нет записи.

В той же роли Джуллия Баллок:

Но в начале сам композитор Игорь Стравинский за работой над свежим произведением:

Игорь Стравинский в 1957 году

В работе Игорь Стравинский использует язык, играет руками партию на фортепиано, в то же время пиша партию свободным языком и губами.

Робер Лепаж, канадский режиссер, рассказывал, что идея нового спектакля пришла к нему во время работы над единственной англоязычной оперой Стравинского «Похождения повесы». 

За неимением оперы “Похождения повесы” представим похожую оперу, примерно того же периода – “Cоловей”.

Международное внимание публики она привлекла, выступив в постановке оперы Стравинского «Соловей» (режиссер — Роберт Лепаж), представленной в Торонто и на Фестивале в Экс–ан–Провансе в 2010 году, а в дальнейшем исполненной в Нью–Йорке, Лионе и Амстердаме. 

. Трудно представить себе, что певцы станут петь Стравинского стоя по пояс в воде и при этом еще манипулируя вьетнамскими куколками. Но в «Соловье» именно так и происходит. Настоящим открытием стала Ольга Перетятько, изумительно исполнившая партию и, что очень важно, роль Соловья. По замыслу Стравинского певица, исполняющая Соловья, должна оставаться в оркестровой яме, словно особый инструмент. Здесь она становится эмоциональным и звуковым центром спектакля. Специалисты по вокалу смакуют «блестящие верхи» и «наполненные низы» ее «фарфорового» колоратурного сопрано.

С 1920 по 1950-й год Стравинский сочиняет музыку в стиле нео-классика. И теперь этот стиль исповедуется снова.

Алексей Орешкин