Полная чушь! Байка, запущенная в общественное самосознание их конкурентами альтистов — скрипачами
Альт существует давно. Появился на границе XV – XVIвеков. Из первых произведений для альта было произведение Иоганна Себастьяна Баха. Бах родился только в конце XVII века (1685 – 1750). Так что, что делал альт все 2 века на сцене неизвестно. Возможно только аккомпанировал. Произведение Баха, далеко не первое, называется так:
Ария на струне соль. И.С.Бах-А.Вильгельми. Алексей Людевиг(альт), Олег Вайнштейн(фортепиано).
Есть еще одна тема для альта у Баха. Тоже грустная, концерт для альта с оркестром Cm
Неплохо звучит и Шестой бранденбургский концерт Иоганна Баха, написанного специально для двух солирующих альтов с камерным оркестром
Телеманово счастье
Вторым композитором, который заинтересовался альтом был тоже немец Георг Филипп Телеман (1681–1767).
В отличие от многих Баховских опусов концерт мажорный – и первая часть медленная и вторая быстрая, третья часть – минорная медленная, четвертая – жизнеутверждающий мажор. Концерт веселый, не смотря на свою мажорность. Кто ж его написал? Георг Филипп Телеман.
Телеман утверждал, что он унаследовал свой музыкальный талант от матери. Но мать была против музыки! Профессиональными музыкантами в её семье были только племянник Марии, Фридрих Иоахим Хальтмайер (1668—1720), кантор в Вердене, и его сын Карл Иоганн Фридрих, органист в Ганновере и автор трактата о гармонии, опубликованного Телеманом в 1737 году. Кроме прадеда по отцовской линии, который одно время был кантором, никто из его семьи также прямого отношения к музыке не имел.
Для того, чтобы отговорить Георга Филиппа от музыкальной карьеры, его мать (вдова с 1685) и родственники по окончании городской школы забрала все его инструменты и запретила заниматься музыкой. В этот небольшой период мальчик продолжал тайно писать пьесы по ночам, а также музицировать на заимствованных инструментах в уединённых местах.
Альт пробивается себе дорогу
Музыкой для альта заинтересовались и Паганнини, и Берлиоз
Даже в 19 веке отношение к альту сложное. Только проиграв на скрипке лет 20-30 Паганнини заказал в 1833 году произведение для альта другому известному мастеру – Гектору Берлиозу и выделил под это дело определенный бюджет, поточу что все свои произведения для скрипки писал сам. Незадолго до этого Паганнини приобрел альт работы Антонио Страдивари. Но для альта он писать не решился – все-таки другой инструмент. Он заказал произведение Гектору Берлиозу – написать концерт с альтом для оркестра. Берлиоз взялся за работу и через некоторое время показал Паганнини наброски. Заказанное произведение не понравилось Паганнини и он его не взял, сказав что в нем альт мало играет. В Итоге Паганнини написал сам альтовую сонату “Гранд-соната”.
Кстати первые три ноты — ход на сексту в миноре в точности повторяют мелодию из кинофильма “Генералы Песчаных карьеров” Дориалла Коими, но дальше все другое.
Берлиоз и что из этого получилось
Берлиоз (1803-1869), конечно, обиделся на Паганини. Но он решил использовать сочиненный для Николо отрывок, не использованный заказчиком. И превратил его в целой произведение — Концертной симфонии для альта с оркестром «Гарольд в Италии». Альт здесь в главной роли, изображает Чайльда Гарольда, непонятого современниками.
На 6-й минуте альт ворчит на весь симфонический оркестр, который пытается ему аккомпанировать.
«Я задумал написать для оркестра ряд сцен, — вспоминал Берлиоз,— в которых альт соло звучал бы как более или менее активный персонаж, сохраняющий всюду присущий ему характер: я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльда Гарольда Байрона, … Отсюда и название симфонии «Гарольд в Италии» .
Холодноватое, приглушенное звучание альта, оттененное блестящей инструментовкой, нигде не сливается с оркестром, и, напротив, противостоит ему. Этим композитор подчеркнул главную черту байроновского героя: его обособленность, трагическое одиночество.
В разное время записи этой симфонии сделали Уильям Примроуз, Нобуко Имаи, Пинхас Цукерман, Юрий Башмет и другие известные альтисты. Были и другие композиторы, вдохновленные звуком альта.
Евгений Онегин – наследник Байрона
Идея одиночки бродила в умах лет 40-50 и наконец таки …
Тема нeпонятого соплеменниками героя трансформировалась у Александра Пушкина в поэму “Евгений Онегин”, где уже Евгений Онегин, отвергнув Наташу Ростову, затем все-таки влюбляется в неё, когда было уже поздно.
Спустя 40 лет после создания произведения Байрона, композитор Чайковский по этому мотиву написал оперу “Евгений Онегин”.(1877) Изначально опера называлась проще в результате опечатки “Гений Онегин”.
Петр Ильич рассказывает о привычно эпизоде как он, заключив контракт с Дирекцией императорских театров, срочно искал сюжет для оперы. И выбрался прямо-таки на Байроновского героя. В письме к композитору C. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое»[1]. Сюжет был подсказан почти случайно певицей Елизаветой Андреевне Лавровской в мае 1877 года. Спустя 40 лет после выхода “Евгений Онегина” из печати. В письме к брату М. И. Чайковскому композитор подробно описывает этот эпизод:
“Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина (Александр Пушкин умер в 1837 году. Очевидно, имеется в виду родственник поэта.) С трудом нашёл, отправился домой (Пушкин очевидно дал согласие), перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина[2].
Что же опять сблизило альт с ролью инструмента, отыскивающего свою роль для оркестра? Есть ли традиционна роль для альта в опере Чайковского? А послушайте сами оперу и сделайте вывод.
Начнем с того – каким голосом поется роль Евгений Онегина? Правильно – баритоном, который, как известно, нечто среднее между тенором и басом, так же по высоте как альт между скрипкой и виолончелью.
Таков итог дуэли, как известно Ленского и Онегина. За Онегина поет баритон. Я бы сказал – трагический баритон.
Роман Евгений Онегин был начат 9 мая 1923 года и окончен через семь лет четыре месяца 17 дней по подсчетам самого Пушкина в 1830 году.
Через 4 года Берлиоз дописал оперу по роману Чайльда Гарольда, где ведущую роль тоже играет альт.
Вот что, кстати, говорил Берлиоз об альте, рассказывая как не справившиеся со скрипкой скрипачи пересаживаются в альтовую группу:
“Какая глупость, ведь если они не могут справиться со скрипкой, каким же образом они сумеют справиться с альтом!”
Другой опыт был у Вагнера – он написал тему или несколько тем для альта, но потом долго искал кто их будет исполнять. Профессиональных альтистов про не было и Вагнер на это обстоятельство страшно ругался.
Только в XX веке композиторы начали писать для альта. Появились трагические альтисты. Ведь, по одной из теорий, они получаются из неудавшихся скрипачей, что конечно, полная чушь. Альт гораздо более сложный инструмент, чем скрипка.
Откуда берутся альтисты
Их профессиональные болезни
Обычно, дети растут вместе со скрипкой – по мере взросления сначала играют на 16 части, потом на 8, на 4 … и т.п. У альтистов такого нет. Маленькое дети вообще не играют на альте – недоросли еще. Они учатся играть на скрипке. Потом лет с 10-12 дети с большими руками и как правило с большим ростом, переходят на альт либо остаются учиться на скрипке. Чем же отличаются дети-альтисты от детей – скрипачей. Да конечно размер рук у них больше. Но это не главное. Бывают и дети невысокого роста, а стали замечательными альтистами. Ходячий пример – альтист Юрий Башмет.
Первым его инструментом была скрипка. Мама подарила ее сыну, когда он пошел в первый класс. Потом перешел в музыкальную школу, потому что не успевал одновременно учиться. В общеобразовательной он доучился до 4-го. В музыкальную школу он поступил в 11 лет. В музыкальной школе мест на скрипку не оказалось. Оказалось место в альтовом классе. Мама с папой схватились за голову – что такое альт? Посовещались и решили – не важно на чем играть, важно как играть. Так 11-летний Юра оказался в музыкальной школе на альте. Для него был важен совет друга – он сказал, что на альте больше свободного времени остается и можно учиться на гитаре. В то время Юра очень увлекался гитарой и пел песни битлз. А на альте учился скорее для мамы.
В отличие от многих альтистов, Юрий как раз не выдается долговязостью – его рост 1 метр 70 сантиметров. Между тем альт больше по мензуре и одни и те же ноты расположены дальше друг от друга – аль требует большей растяжки, на нем сложнее играть. Но звук! Низкий, бархатистый воздает за труды! Об этом лучше скажет сам альтист Юрий Башмет:,
“Альт гораздо глуше скрипки, звучание его направлено как бы внутрь себя, слабее резонирует, даже гнусавит. Но зато его звук – теплее, объёмние, а в смысле виртуозности альт почти так же совершенен, как скрипка. Из-за большой длины грифа альт заметно менее подвижен, и от исполнителя требуется соответствующая растяжка пальцев и часто недюжинная физическа сила и ловкость.
Представьте себе вот рука нормального человека, если он её поднимает, происходит отлив крови. Но потом эту руку нужо развернуть локтем перед собой, а потом еще и отдельно кисть. И при этом все время нужно работать (“шагать”) пальчиками. Ощущение похоже на то, когда берут кровь из вены – перевязывают руку выше локтя и просят сживать и разжимать кулак, чтобы вены вздулись. А если играть форте в конце смычка и, значит, особым способом распределить вес руки – происходит отдача в позвоночник. Отсюда и неприятности – миозиты, искривления позвоночника и так далее. Я уже не говорю о таких вещах, как трудовая мозоль на шее в том месте где у нормального человека начинается голова. У кого-то она больше, у кого то меньше, иногда ее удаляют (зачастую вместе с головой, хочется сказать – А.О.)
Известный советский скрипичный мастер Е. Ф. Витачек (1880—1946) утверждал, и не без основания, что только большие альты созданы акустически правильно, обладают тембром голоса контральто и имеют преимущество по звуковым качествам перед альтами небольших размеров, неполноценных в конструктивном отношении. Об альтах Страдивари Е. Ф. Витачек пишет, что в них «привлекает изумительное качество звучания, имеющего чисто альтовый тембр. Под этим понятием я подразумеваю не тот придушенный и вместе с тем резкий звук, который многими музыкантами считается для альта характерным, а звук, в котором, в сущности, гораздо чаще слышится тембр голоса тенора, чем альта, плотный, яркий, с легким оттенком меланхолии, который при более энергичном нажиме смычка переходит в мужественно-патетический».
Характер альтистов
Все альтисты — скрытые меланхолики
Главное другое дети переходящие на альт по характеру своему – меланхолики. Юрий себя в меланхоликах не числит. Но он вынужден исполнять произведения написанные для альта, партии для альта чаще всего минорные. Это все та же история гордого одиночества, каким бы одержим Чайльд Гарольд, а впоследствии и Пушкин Александр (“Скафандр”) Сергеевич.
Но полно историй для альта, имеющих жезнерадостный характер. Вот например, неоконченная соната для альта, написанная Михаилом Глинкой.
Или история для альта и фортепиано сыгранная Святославом Рихтером и Юрием Башметом (композитор – Роберт Шуман);
Башмет – а кто еще такой упорный?
Только Юрий настоял на включение альта в программу произведений
В наше время только Юрий Башмет возглавил движение за исполнение на альте. До него не было известных исполнителей на альте. Он исполнил и записал массу произведения для альта, продолжив дело Вадима Васильевича Борисовского и Федора Серафимовича Дружинина, своих учителей в Московской консерватории (1971-1976):
— Башмет сейчас на альте играет редко, — делится впечатлением один из альтист ов. – Но мне удалось застать факт, когда он играл. Он сыграл только 4 ноты, но впечатление у меня создалось на всю жизнь. У него на альте какой-то особенный неповторимый звук.
Шедевр Башмета – его исполнение специально написанного для него произведения Альфреда Шнитке :
Концерт для альта был закончен в 1985 году и посвящен Юрию Башмету, который также исполняет это произведение здесь; вступительным мотивом является его фамилия, написанная в нотной записи. Шнитке перенес инсульт всего через десять дней после завершения работы, и музыкальный критик Лэттер прокомментировал, что концерт, по-видимому, предвещает это мрачное будущее. Премьера состоялась в 1985 году. Концерт для альта остается одним из наиболее часто исполняемых сочинений Шнитке.
Юрий Башмет настоял на концертах, утвержденных только для альта, в разных странах. Первый такой концерт прошел в Париже в середине 70-х благодаря импресарио Ролло Коваку, он тоже в молодости играл на скрипке , но на альте.
Недобрая примета
Замечено – как только композитор пишет специальное произведение для альта, он становится последним в его жизни.
Два таких случая приводит в пример Юрий Башмет. Как только Шостакович написал сонату для альта, так сразу и умер. Таким же последним произведением для альта стал концерт Белы Бартока.
Начнем с сонаты Шостаковича. Произведение достаточно мрачное, предвещающее что-то нехорошее.
Соната написана Шостаковичем в 1975 году, за несколько месяцев до смерти. Соната исполнялась первый раз 1 октября 1975, в ленинградском Доме композиторов 1 октября 1975 Фёдором Дружининым (учитель Башмета) и Михаилом Мунтяном. А Шостакович умер 9 августа 1975 года (верим статье из Википедии). Получается что только после смерти Шостаковича. В третьей части альтовой сонаты присутствуют цитаты из Бетховена, начиная с Лунной сонаты и заканчивая последними фортепианными концертами. Впрочем, политическая жизнь в СССР вошла в середину эпохи застоя. У власти был легендарный генсек Леонид Ильич Брежнев. Творить в это время было крайне тяжело.
Такой же тяжелый период совпал со временм создания коцерта для альта с оркестром Белы Бартока –
а –
Он как раз создан в 1944 году в CША, когда великая когда-то держава все тянули и тянула, не решаясь вступить в войну на стороне союзников.
Много позже, как то раз Юрий Башмет встретился у консерватории с Родионом Щедриным и говорит ему:
— Наверное, Рудик (так Башмет по дружески называет прославленного композитора), вы не пишете для меня, потому что знаете: если сочинить для альта, то это будет вашим последним произведением.
На что Родион Щедрин ответил:
— Я не боюсь.
И назло Башмету написал Концерт для альта с оркестром `Concerto dolce` (1997), op.102
И ничего. Родион Щедрин живет и здравствует.