Тромбон при появлении в XV веке специализировался на реквиемах, а в ХХ веке стал инструментом джаза

Тромбон появился достаточно рано — в XV веке. Тогда музыка целиком и полностью принадлежала церкви. Главная конструктивная идея тромбона – получение звуков путем изменения длинны звукового столба. Звук у тромбона – мягкий, обволакивающий. Тромбон нельзя спутать с каким-либо другим инструментом. У тромбона – потрясающий динамический диапазон, от тишайшего звука до мощного фортиссимо. Его голос похож на человеческий, поэтому тромбон использовали в церкви, чтоб исполнять партию аккомпанимента к голосу.

Вестник неприятностей и огорчений

Трагический голос тромбона в реквиемах Верди и Моцарта

Первая функция тромбона исторически – извещать народ о неприятном . Будь то смерть или предчувствие конца. А таких неприятных и даже противных событий (как например смерть Христа и других великомученников) в церкви было масса.

Партии тромбона в произведениях Верди,  Моцарта, а позднее в симфониях и операх Чайковского, Шостаковича означала, что сейчас случится что-то ужасное, непоправимое.

В колоссальном по длительности произведении Верди “Реквиеме”, занимающему 2 с лишним часа, посвященному смерти коллеге Россини в соло тромбона много тактов.  Но валторнам в реквиеме Верди посвящено даже больше места.

В “Реквиеме “ Моцарта” (пример исполнения — оркестр Симона Болевара из Венесуэлы)  тромбон появляется с первых тактов, его темы вплетены во всю остальную музыку, за исключением последней части (финал).

Реквием Моцарта. Обратите внимание на тромбоны

Партия тромбонов (в этом оркестре их три) совершенно самостоятельна, она другая, не повторяет тему у вокалистов, красива в своей мерной поступи, особенно во второй части реквиема. И тромбоны звучит в течение всего реквиема! Они играет подголоски, перекликающиеся с партией вокалиста.

В теме Recordare (часть реквиема) вокалисты сменяют один другого, их всего четыре, при этом выражение лица вокалиста мужчины-тенора изумленно-удивленное, а второго вокалиста, того, что на голову выше, баса – бесстрастное. Он как будто подчеркивает тему тенора. Тут появляется мажор – в реквиемах вовсе не все части трагические.

В Lasrimose тромбоны берут длинные и печальные ноты, в Hostias – короткие, динамичные, в рядах тромбонов царит оживление, в Benedictus – светлая тоска,

Странно, но в реквиеме Моцарта совершенно не задействованы валторны, когда в реквиеме Верди – их до черта. В Luxaeterna ( вечный огонь) тромбоны вдруг выключаются и не звучат до конца произведения (кроме коды). Таков замысел автора, хотя последнюю часть писал вообще не он. Сочинение завершили Йозеф Эйблер и Франц Ксавье Зюсмайер, которые не Моцарты, они его ученики.

Франц Ксавье Зюсмайер — человек, дописавший «Реквием» Моцарта

Моцарт к этому моменту почил, доказав всему миру, что смерть может быть светлой.

Кстати в этом оркестре (Симона Болевара) играет прекрасная смуглая, даже очень смуглая скрипачка, в отличие от всех остальных членов оркестра.

Духовные произведения Листа на тромбоне

Вторая половина XIX-го века – опять уклон в духовное

Во второй половине века продолжилась тема написания духовных произведений. Например, соло бас-тромбона, написанным Ференцем Листом для тромбона и органа. Это духовное произведение позднего периода творчеста Листа (1862 год), когда  он готовился принял сан аббата (в 1865 году), но от мира не удалился, а посвятил себя педагогике и оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам. (С 1861 г. Лист предпринимает попытку реформы церковной музыки, пишет ораторию «Христос» (1866))

Franz Liszt, Hosannah (Wouter Iseger, bass trombone, Wouter van Belle: organ)

Произведение написано для тромбона с максимально низким звуком – бас-тромбона и занимает лишь несколько минут, таким образом слушающие его, мучаются, но не слишком долго.

Franz Liszt, Hosannah (Wouter Iseger, bass trombone, Wouter van Belle: organ)

В нем тромбон играет ведущую роль. Произведение называется Хосанна и исполняется в церкви при полном отсутствии слушателей. Теперь, правда, слушателей намного больше, благодаря интернету.

Революция тромбонных соло: “Болеро” Равеля

С этим соло тромбон вырвался на свободу и стал исполнять самые разные функции, вплоть до смешных

Обзор известных тромбоновых соло начинается с Болеро Равеля (написано не так уж давно – в 1928 г. ) .Cоло начинается неожиданно – ни с того, ни с сего, после почти 10 минут молчания, в верхнем регистре. Оно написано как будто специально для тромбона – звук постоянно блуждает, взятие нот характерно непременными подъездами. В отличие от фортепьяно звук на тромбоне определенной высоты, берется не сразу, а с более низкого звука, плавно въезжая в него, благо тромбон позволяет сему осуществиться благодаря кулисе.

Болеро Равеля

Исполнено в Московской филармония 27.09.2020г. Российским национальным молодежным симфоническим оркестром.  Дирижер: Димитрис Ботинис. Соло тромбона — Старшинов Максим, тромбонист и композитор.

Святослав Рихтер в своём дневнике после очередного прослушивания писал про это произведение Равеля: «Каждый раз неповторимый момент гигантского подъёма и торжества ритма. Сколь бы я ни слушал это сочинение, каждый раз это как первый раз. А потом в течение недель Болеро продолжает мысленно звучать внутри, надолго растягивая удовольствие. Браво, Monsieur Равель».

Разные исполнители играют по разному
Разнообразные вариации

“Вальс фантазия” Глинки – ранний разгон тромбона

Вальс-фантазия — музыкальное произведение М. И. Глинки (вернемся назад на 90 лет). Первая версия, написанная в 1839 году для Е. Е. Керн, представляла собой фортепианную пьесу. Она быстро обрела популярность и впоследствии неоднократно оркестровалась, в том числе для тромбона самим композитором. Всего существует четыре редакции; последняя (наиболее известная) была создана в 1856 году.

Новосибирский симфонический оркестр

Основные темы поручены струнным и деревянным духовым инструментам; солируют инструменты контрастного тембра — тромбон, соло тромбона начинается с 6 минуты пьесы (точнее – 6 мин.15 сек.) Соло, конечно, выразительное, но краткое. Писалось Михаилом Глинкой для члена императорской фамилии, то есть для музыканта-любителя.

А знаете, что — мне плевать для кого это писалось, но тема за душу берет и не отпускает. В нее на самом деле влюбляешся.

Современные произведения для классического тромбона.

Произведение Colors написано композитором Бертом Аппермонтом из Бельгии в 2003-2005 году. Исполняет лауреат XVI международного кокурса им. Чайковского Максим Старшинов.

https://vk.com/maksimstarshinov

Это лишь пример классического соло. Их может быть много.

Вот тема, Чардаш не безызвестный на тромбоне в Филармонии.

Чардаш на тромбоне.

Тема написана не для тромбона, но её тоже играет тромбонист. И звучит здорово.

Чардаш, тромбон. Исполняет Лауреат международных конкурсов Кирилл Струц.

Конечно, в тем масса помарок, особенно когда киксы. Но это ж на тромбоне приходится играть, на самом неповоротливом инструменте.

Джаз-тромбон

Тема всех времен и народов – “Караван”

Но по настоящему тромбон нашел себя в джазе. Только здесь раскрылись его безграничные возможности. Многие джазовые темы написаны именно тромбонистами. Вы знаете самую известную джазовую пьесу, которая звучит на всех концертах? Это, конечно тема “Караван” тромбониста Хуанеса Тизола и пианиста Дюка Эллингтона. Ее знают даже те люди, которые ничего о джазе не знают.

— Ну а сейчас мы начнем концерт по заявкам, мы сыграем тему, которую вы все знаете, — сказал саксофонист Макс, завершая 2-х часовой концерт в клубе “Cвои” Красной поляны. – Только я вас умоляю пусть это будет не Караван. Вы знаете какую-нибудь джазовую тему, кроме Каравана?

Публика замялась, засмущалась, некоторые даже с горя пошли курить! Я решил молчать, пока публика не назовет тему. Надеялся, что назовут например хоть “Поезд на Чатта-Нугу” Гарри Уоррена, которую тоже, кстати, написал музыкант оркестра под руководством Глена Миллера, тоже тромбониста. Кончилось тем, что ничего не назвали. И пришлось играть “Караван” в стиле босса-нова. Cо скрипом. Вот исполнение другое, не менее классное — с Бетховеном вначале, и «C другой стороны» (тема из фильма «Бриллиантовая рука»).

https://www.youtube.com/watch?v=BCJ2SYmo_Mg

«Caravan» Duke Ellington Oleg Akkuratov jazz improvisation Олег Аккуратов «Караван» Дюк Эллингтон

Тему Караван, написал в 1936 году Хуанес Тизол,  тромбонист, совместно с руководителем оркестра Дюком Эллингтоном, пианистом. Первая часть темы в гармоническом фа миноре, принадлежит Тизолу, построена на повторяющемся рифе при меняющейся гармонии. Вторую часть сочинил Дюк. В первом квадрате композиции Эллингтон подкреплял тему кратким повторяющимся контрапунктом саксофона и тромбона, нагнетая, таким образом, призрачную, экзотическую атмосферу и демонстрируя своё умение вести одновременно несколько голосов. Затем мелодия переходила от одного инструмента к другому. Каждый раз солирующему голосу вторил подголосок: кларнету — тромбоны с сурдиной, тромбону — саксофоны и так далее.

Тема в исполнении автора Хуанеса Тизола

А вот тема в исполнении соавтора, Дюка Эллингтона

Два автора, а смогли поделить славу

“Серенада солнечной долины” и эпоха свинга

Тема вторая по популярности в джазе – “Серенада солнечной долины” (“Moonlight Serenade”)

И тоже, ее, как ни странно, написал сам тромбонист Глен Миллер. В этой записи он не играет на тромбоне, а только дирижирует. Звучит заглавная тема фильма, который попал к нам в послевоенные годы. Песни из фильма, вышедшего на экраны напевала моя бабушка, Ирина Федоровна Бажунова, родившаяся около 1910 года и заставшая момент выхода фильма на экраны по ленд-лизу (26 июня 1944 г., почти за год до Победы).

В этой теме, “Чаттануга Чу Чу”, Гленн Миллер солирует на тромбоне сам

Джек Тигарден – революция в свинге

Глен Миллер скромно оценивал свои успехи, как тромбониста. Лучше его, по его мнению, играли на тромбоне – Томм Дорси из оркестра Тома и Джима Дорси, организованного в 1934 году, Джек Тигарден (играл в своем оркестре), оркестр Бена Поллака (барабанщик), Луи Армстронга и т.п.).

Basin Street Blues: Jack Teagarden and his Orchestra

В исполнении Тигардена никогда не было ровных восьмых длительностей: всегда присутствовал офф-бит (ударение на слабую долю). Тигарден почти не использовал сурдину, а приглушал звук с помощью изобретённого им приёма: он снимал раструб тромбона и на трубку надевал обычный стакан. Часто такой приём музыкант использовал для пьес в миноре («Tailspin Blues», «Makin’ Friends»), где тромбон звучал загадочно и пугающе. Манера игры Тигардена определяется чаще всего как «ленивая», «податливая», «сексуальная». В немалой степени Тигарден был самоучкой и разработал множество необычных альтернативных позиций и новые спецэффекты на тромбоне. Часто его музыкант считается самым инновационным джазовым тромбонистом эпохи пред-бибопа. В частности, отмечают его соло в высоких регистрах, отсутствие строгого музыкального размера исполняемых соло, использование в игре трели губами. Его вклад заключается и в том, что тромбон в оркестре с его традиционных вторых ролей перешёл в группу солирующих инструментов.

Харуки Мураками включил Джека Тигардена в первую книгу Джазовых портретов, сказав что «Тигардена хочется слушать вновь и вновь. Пожалуй, в наши дни столь интимного джаза уже не услышишь»

Великие тромбонисты из мира классики сейчас

Быть может, это подробности, но бывают сопрано-тромбоны, тенор-тромбоны, альт-тромбоны (от ми-бемоля малой октавы и на кварту выше чем тенор-тромбон), и бас-тромбоны. Отличаются тромбоны мензурой (которая зависит от длины) и специальными приспособлениями повышающими звук тромбона на кварту или на квинту.

Самый распространенный вариант – альт тромбон. Современные тромбонисты делают аранжировки для тромбонов классической музыки. В октябре 2014 г. в Концертном зале петербургской консерватории прошел концерт русских тромбонистов, посвященный их аранжировкам для тромбона. Начался концерт с сюиты к опере “Пиковая дама” Петра Чайковского”. Ее исполнил тромбонист Мариинского театра Александр Горбунов:

«Пиковая дама» опера Чайковского на тромбоне

Это исполнение на одном тромбоне.

Для сравнения увертюра в исполнении оркестра:

То же, но играет весь оркестр

Далее в исполнении 12 тромбонов разной высоты и ударных прозвучат 1.Увертюра к опере Михаила Глинки “Руслан и Людмила” (аранжировка Вячеслава Круглика). 2.Адажио из балета “Cпартак” Арама Хачатуряна (аранж.Марии Горячевой). 3.Увертюра “1812 год” Петра Чайковского (аранж. Марии Горявевой”) и, наконец, 4. Новая поэма “Винни Пух и пчелы” тромбониста Вячеслава Круглика.

Парад тромбонов в Мариинском театре 2014

А теперь съемки тех же произведения в авторских аранжировках для симфонического оркестра. 12 тромбонов здесь заменяет сифонический оркестр примерно из 50 человек. Сравните, потому что вопрос не простой, могут ли заменить тромбоны, приглашенные на эту аранжировку оркестр, которому надо платить гораздо больше, чем тромбонам. Хорошо ли звучат партии, первоначально рассчитанные на скрипки? Сравните и делайте выводы сами.

Глинка, опера «Руслан и Людмила»

 Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Исполняет Оркестр им.Паулавичюса, дирижёр — Алексей Васильев. Фрагмент Концерта студентов Санкт-Петербургского Училища им.Н.А.Римского-Корсакова. Концертный зал Мариинского театра, 14.05.2013 г..

Три-четыре тромбона исполняют только свою партию. По-моему соло тромбонов гораздо более бедное. Глинка делал большое дело, придумывая аранжировку для оркестра, которая звучит всего 5 с половиной минут. Аранжировка для 12 тромбонов не заменит оркестр, но она показывает возможности тромбона.

А.Хачатурян. Адажио из балета «Спартак». Дирижирует автор (1975)

Чайковский. «1812 год» (Tchaikovsky. 1812 Overture) Дирижер Александр Чернушенко, оркестр Капеллы Спб.
Тромбоны исполняют фрагментарное соло.

 

Характер тромбонистов – спокойствие и пофигизм

В отличие от скрипачей, которые все как один психи, тромбонисты абсолютно спокойны, невозмутимы. Если во время игры тромбонисту показать, к примеру, обнаженную женщину, тромбонист никак не прореагирует. Чем больше тромбон тем больше у человека абсолютный пофигизм ко всему, кроме того что он исполянет. Дело в том, что на тромбоне сложно перейти от одной ноты к другой плавно, незаметно, потому что для этого нужно за доли секунды изменить длину тромбона, например увеличить её ровно на 42 сантиметра 13 миллиметров. Тромбонисты это ловят на слух! Конечно, во время игры они верх сосредоточенности.

Жизнь тромбониста полна опасностей. Но им до всего до этого….

Рихард Штраус сказал: ‘’ Никогда не смотрите на тромбоны, это их только приободряет”.

В оркестре ни один музыкант не может стоять ближе к тромбонам, чем метров на 5-6. Это не безопасно – без всякого якова тромбонист может двинуть кулису и она сразит вашу голову.

Потому, наверное, тромбонисты – самые жизнерадостные и любвеобильные люди в оркестре.

Алексей Орешкин