Концерт, посвященный 70-летию именинника, прошел в б-ке им.Маяковского

Зал для юбилейного концерта виолончелиста  Виктора Соболенко  (Библиотеке им. Маяковского на Невском, 20), был выбран достойный, с великолепной акустикой. Зал завершается сферической ротондой на последнем этаже.  Один звук не накладывается на другой. Музыка как будто воспаряет над залом, уходит вверх и исчезает.

Виктор Соболенко творит

Наблюдение за музыкантами, готовящимися к священнодействию, отдельное удовольствие. Все моложе, как минимум лет на 20.  Виктору Соболенко  с виду лет 50. На самом деле ему 22 декабря 2023, в день концерта, исполнилось 70. Так очевидно музыка воздействует на музыкантов.

Что-то в них выдает творческих людей. Все длинноволосы, вплоть до звукооператора (на фото). На голове Осипенко легкомысленный хвостик.

Звукооператор, фото-камера, кино-камера — как он совсем управляется?

Собранный на одно выступление ансамбль (периодически играют вместе) состоял из трех музыкантов – Виктора Соболенко, Дмитрия Петрова (скрипка) и Михаила Блехера (фортепиано).

Зал  заполнен на все 99 %. Человек 150 по меньшей мере. Процентов 20 – публика молодая. Остальные от 50 и старше. В зале много приглашенных. ,Меня, например, пригласил известный фотограф Павел Маркин.

Только свои сочинения

Вся музыка, исполнявшаяся в концерте, принадлежала Виктору Соболенко. Это нетипично. Процентов 90, а то и 95, музыки, исполняемой на классических концертах сегодня, написано лет 100 тому назад. Что же – пора предоставить место и самым молодым, покуда живы.

Об авангарде в музыке

Началось с авангарда. Пьеса “6 вариаций на тему для скрипки и виолончели”, написана в 1993 году. Пьеса не вся авангардная – части авангардные контрастируют с мелодичными. Как правильно заметил Виктор Соболенко, авангард – понятие относительное.

Для меня он начинается там, где пропадает внятно различимая мелодия. В нем  (так же, как в джазе) красиво звучат септаккорды (мэджи), расположенные последовательно в таком порядке – тоника, большая терция, малая, большая. Для меня не приемлемы обращения, когда большая септима превращается в малую секунду. По крайней мере они должны быть плавно подготовлены предыдущим развитием музыки.

Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007) — композитор, лидер авангарда

В программе концерта прозвучали “6 вариаций”. Тогда молодому по нынешним меркам композитору было около 40 и его тянуло, как сказал бы Маркс, к отрицанию отрицанием. Музыка, создаваемая молодыми музыкантами, как правило, наполнена вопящими диссонансами.  Уж если это рок, то непременно тяжелый. То же самое происходит с классической музыкой. С возрастом музыканты становятся степенными, основательными, более спокойными. А их музыка мелодичной. Её можно напеть.

Впервые вижу у этого виолончелиста — игра без опоры, без шпиля

Молодая музыка – 2022, 2023

Точно по контрасту, чем старше музыканты, тем музыка их моложе. Самое раннее произведение Виктора Соболенко, “Осенняя прогулка”  относится к 2022 году. Прочие опусы 2023 г. – “Трио для фортепиано, скрипки и виолончели” и наконец “Русские в Черногорье”. В последней явно прослеживаются венгерско-цыганские корни, как в музыке. На самом деле Соболенко никогда в Черногории не был – но это же не мешает сочинять о ней музыку.

Дмитрий Петров — скрипка

Музыка тонко продуманная, состоит из множества частей. Например “Трио” имеет явные признаки сонатной формы – экспозицию, разработку и репризу. Все части не затянуты, а продолжаются ровно столько, чтобы каждая новая часть начиналась логично. Все композиции укладываются в 9-13 минут.

В конце Соболенко вместе с виолончелисткой из Мариинского театра Екатериной Травкиной сыграл грузинскую песню без слов. Когда концерт закончился, остался неосвещенным факт, когда состоится следующий. Концерты Виктора проходят нечасто – от одного (в период пандемии) до четырех в год. В промежутках он сочиняет. Результатом стали 200 с лишним пьес, сочиненных за время карьеры.

Пианист Михаил Блехер и Виктор Соболенко за работой

В ближайшее время я опубликую интервью c Виктором Соболенко

Алексей Орешкин