Концерт, посвященный 70-летию именинника, прошел в б-ке им.Маяковского
Зал для юбилейного концерта виолончелиста Виктора Соболенко (Библиотеке им. Маяковского на Невском, 20), был выбран достойный, с великолепной акустикой. Зал завершается сферической ротондой на последнем этаже. Один звук не накладывается на другой. Музыка как будто воспаряет над залом, уходит вверх и исчезает.
Наблюдение за музыкантами, готовящимися к священнодействию, отдельное удовольствие. Все моложе, как минимум лет на 20. Виктору Соболенко с виду лет 50. На самом деле ему 22 декабря 2023, в день концерта, исполнилось 70. Так очевидно музыка воздействует на музыкантов.
Что-то в них выдает творческих людей. Все длинноволосы, вплоть до звукооператора (на фото). На голове Осипенко легкомысленный хвостик.
Собранный на одно выступление ансамбль (периодически играют вместе) состоял из трех музыкантов – Виктора Соболенко, Дмитрия Петрова (скрипка) и Михаила Блехера (фортепиано).
Зал заполнен на все 99 %. Человек 150 по меньшей мере. Процентов 20 – публика молодая. Остальные от 50 и старше. В зале много приглашенных. ,Меня, например, пригласил известный фотограф Павел Маркин.
Только свои сочинения
Вся музыка, исполнявшаяся в концерте, принадлежала Виктору Соболенко. Это нетипично. Процентов 90, а то и 95, музыки, исполняемой на классических концертах сегодня, написано лет 100 тому назад. Что же – пора предоставить место и самым молодым, покуда живы.
Об авангарде в музыке
Началось с авангарда. Пьеса “6 вариаций на тему для скрипки и виолончели”, написана в 1993 году. Пьеса не вся авангардная – части авангардные контрастируют с мелодичными. Как правильно заметил Виктор Соболенко, авангард – понятие относительное.
Для меня он начинается там, где пропадает внятно различимая мелодия. В нем (так же, как в джазе) красиво звучат септаккорды (мэджи), расположенные последовательно в таком порядке – тоника, большая терция, малая, большая. Для меня не приемлемы обращения, когда большая септима превращается в малую секунду. По крайней мере они должны быть плавно подготовлены предыдущим развитием музыки.
В программе концерта прозвучали “6 вариаций”. Тогда молодому по нынешним меркам композитору было около 40 и его тянуло, как сказал бы Маркс, к отрицанию отрицанием. Музыка, создаваемая молодыми музыкантами, как правило, наполнена вопящими диссонансами. Уж если это рок, то непременно тяжелый. То же самое происходит с классической музыкой. С возрастом музыканты становятся степенными, основательными, более спокойными. А их музыка мелодичной. Её можно напеть.
Молодая музыка – 2022, 2023
Точно по контрасту, чем старше музыканты, тем музыка их моложе. Самое раннее произведение Виктора Соболенко, “Осенняя прогулка” относится к 2022 году. Прочие опусы 2023 г. – “Трио для фортепиано, скрипки и виолончели” и наконец “Русские в Черногорье”. В последней явно прослеживаются венгерско-цыганские корни, как в музыке. На самом деле Соболенко никогда в Черногории не был – но это же не мешает сочинять о ней музыку.
Музыка тонко продуманная, состоит из множества частей. Например “Трио” имеет явные признаки сонатной формы – экспозицию, разработку и репризу. Все части не затянуты, а продолжаются ровно столько, чтобы каждая новая часть начиналась логично. Все композиции укладываются в 9-13 минут.
В конце Соболенко вместе с виолончелисткой из Мариинского театра Екатериной Травкиной сыграл грузинскую песню без слов. Когда концерт закончился, остался неосвещенным факт, когда состоится следующий. Концерты Виктора проходят нечасто – от одного (в период пандемии) до четырех в год. В промежутках он сочиняет. Результатом стали 200 с лишним пьес, сочиненных за время карьеры.
В ближайшее время я опубликую интервью c Виктором Соболенко
Алексей Орешкин