Был ли Чайковский композитором духовной музыки?

Книгу Галины Сизко “Духовный путь Чайковского” представили 20 октября пра-пра-правнук Надежды Филаретовны Фон-Мек Денис Андреевич Фон Мекк, автор книги (заочно) и Международный грантовый конкурс “Православная инициатива 2019-2020”. Деньги на все давала Православная инициатива, потому такое специфическое название книги. Задача выступающих была доказать, что православие тут “при чем” и это им отчасти удалось. Но вот при чем тут Петр Ильич Чайковский ?

Денис Андреевич Фон Мекк — пра-пра-правнук Анны Мекк, спонсора композитора

Книга доказывает, что только благодаря православию Петр Ильич такой умница. На самом деле отношение к православию у Петра Ильича было сложное. Поскольку основная вера как тогда, так и сейчас православие, он на самом деле был сомневающимся. Его серце было открыто и другим религиям. Книга на самом деле написана 20 лет назад, благо Галина Степанова Сизко и работает сотрудником музея Чайковского в Клину, где ПИЧ провел 8 последних лет своей жизни.

Все в жизни подталкивало Петра Ильича к тому, чтоб он не относился к церкви так серьезно, но не подтолкнуло. Взять, хотя бы историю с написанием Петром Ильичом Чайковским “Литургию”. В феврале он пишет Юргенсону, своему издателю из Флоренции: ‘’Не нужно ли тебе духовных пьес? Выгодно ли тебе будет папечатать полную литургию моего сочинения? Я бы с большой любовью занялся этим.” Написать-то написал, но не подумал согласовать написание с русской православной церковью, которая имела особые права на написание подобных тем в ту пору. В 1878 году он занимается Литургией. Чайковский пишет фон Мекк:

“Известно ли Вам, что музыкально-церковное композиторство составляет монополию Придворно-певческой капеллы, что запрещено печатать и петь в церквах все, что не принадлежит к числу сочинений, напечатанных в изданиях капеллы, которая ревниво оберегает эту монополию и решительно не хочет допустить новых попыток писать на священные тексты? Издатель мой Юргенсон нашел средство обойти этот странный закон, и если я напишу что-нибудь для церкви, то он напечатает мою музыку за границей”.

Ансамбль «Гусли в космосе», слева — руководитель ансамбля Елизавета Панченко

 В 1878 году Литургия Чайковского вышла в свет, но т.к. церковная музыка составляла монополию Придворно-певческой капеллы, произведение было конфискованно и возник судебный процесс между директором капеллы Н.И.Бахметевым и нотоиздателем П.И. Юргенсоном. Длившийся более двух лет, он был завершен в пользу Юргенсона. Таким образом лед тронулся. В 1881-1882 гг. Чайковский написал “Всенощную” и т.д. Путь произведениям духовным, написанным не служителями церкви был открыт. И все же, произведения духовные не стали главным направлением в композиторстве Чайковского. Нам, людям неискушенным куда милее Щелкунчик, первый концерт и Пиковая дама.

Анастасия Фомина — звончатые гусли, член дуэта

В завершении вечера в Библиотеке им. Маяковского выступил ансамбль “Гусли в космосе”, состоящий всего из двух человек – Елизавета Панченко (фортепиано за неимением органа в библиотеке) и Анастасия Фомина (гусли). Они сыграли попурри на темы Чайковского и других композиторов.

Алексей Орешкин