И для мужчин, которые могут почувствовать нежность к деревяшке
Фагот древний инструмент появившийся еще у Баха (1685-1750). Очень низкий инструмент. Басовый. В этот смысле он близкий к контрабасу. Но духовой. И деревянный. Главная роль его в оркестре – басовый аккомпанемент. Но во многих произведениях, более поздних, он используется как сольный инструмент и на него возложена главная роль. У Баха, Генделя и Гайдна фагот выполняет функцию баса, что важно, но неинтересно. Впервые у Моцарта он лидирует и на этот случая написаны Концерт для фагота с оркестром Си бемоль мажор.
Из истории фагота
Из волынки фагот превратился в сладкозвучный инструмент благодаря реконструкции
Первый инструмент тип фагота появился в Италии в XVI-м веке. Автор изобретения неизвестен. Слово “дульциан “ с итальянского переводится как “нежный”, “сладкозвучный”. С самого начала, т.е. в XVI-м веке используется как басовый инструмент. Только позднее, с Моцарта, — как сольный инструмент.
Изобретателем фагота считается Аббат Афраньо дэльи Альбонззи в 1539 г. Он взял низкие свирели и приделала к ним мех. Как выяснилось со временем, у созданного клириком музыкального прибора общего с настоящим фаготом почти ничего и не было, и в сущности это была обычная, простая волынка, дополнительно оборудованная язычками из металла, имя же настоящего создателя неизвестно. Однако известно, что нынешний фагот появился благодаря реконструкции старинного инструмента с наименованием бомбарда, а еще некоторые его называли «поммер». Бомбарда, сам по себе инструмент больших размеров, была разделена на две отдельные части, для того, чтобы было легче проводить изготовление и транспортировку.
За счет изменения тембра звучания сначала фагот называли «дульцианом», что с итальянского переводится как «сладкий и нежный». Со временем из фагота убрали трубы раздувательного меха. Эту реконструкцию произвел мастер музыкальных инструментов Сигизмунд Шэльтцэр в начале XVII столетия.
Позже появилась такая форма произведений как концерт для фагота с оркестром. Первый концерт для фагота с оркестром был сочинен Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1774 году. Возможно роль застрельщика на него возложена потому что фагот уж слишком выделяется по тембру. Заметил это только Вивальди в 1716 году. Он выделяется среди басовых инструментов, частный случай – басовая партия фортепиано или контрабассовая. Фагот – инструмент, который не спутаешь ни с каким другим инструментом по тембру.
Если выбрать только басовые партии, то функция баса предоставляется в музыке до Моцарта у – Баха(1685-1750), Генделя(1685-1759),Гайдна (1732 – 1809). Но сольные партии у фагота начались с Вивальди (1678 – 1841) . Возможно роль застрельщика на него возложена потому что фагот уж слишком выделяется по тембру и заметил это только Вивальди в 1716 году. Он выделяется среди басовых инструментов, частный случай – басовая партия фортепиано или контрабассовая. Фагот – инструмент, который не спутаешь ни с каким другим инструментом по тембру.
Дальше фагот продолжил использоваться у Моцарта (1756-1791), Карла Марии Вебера (1786 – 1826), Россини (1792-1868) …
Функция фагота
Фагот в своей главной функции как басовый инструмент конкурирует только с контрабасом в симфонических произведениях. Но современные девушки используют фагот для произведений, совсем не написанных для фагота. Например Лола Дискурс или Евгений Баев играет на фаготе Баха:
Стать что ли фаготистом?
Финансовый затраты на проект
Если вы еще не стали фаготистом, подумайте в какую телегу впрягаетесь. Стоимость фагота – от 1000 долларов до 60000-70000 тысяч . По сегодняшнему курсу доллар стоит 80-90 рублей. Кроме фагота вам понадобятся трости . Трости большинство фаготистов делают самостоятельно с помощью специального станка из заготовок из тростника. Заготовку надо смочить и потом гнуть пополам. Частота смены тростей зависит от время жизни тростей – от получаса. В общем много возни ради прекрасного, мягкого звука. Фаготистами начинают становиться в 6-7 лет, но можно и позже. Первые два три года учатся играть на флейте. Потом вам выдают пол-фагота и вы да этом полуфабрикате учитесь получать звук. Для развития полезны занятия плаванием. Чтоб развивать легкие и учиться дышать. Потом вам наконец дают полностью собранный фагот … Впереди путь в 10 лет самостоятельных занятий и дальше до бесконечности, потому что совершенству предела нет.
- Фагот, спектр – 3,5 октавы
- Материал. Клен либо палисандр, бокал из металла
- Габариты. Длина инструмента — 1,3 м, длина трубы (общая) — 2,5 м.
- Происхождение. Фагот происходит от куртала, евро одноязычкового цельного инструмента (16 века).
- Систематизация. Духовой инструмент, т.е. который производит звуки с помощью вибрации воздушного столба.
- Увлекательный факт. Фагот по-итальянски значит «кучка дров, приготовленных для костра», а поэты ассоциировали глубочайшее звучание этого инструмента с «речью Бога морских глубин»
- Изобретатель. Аббат Афраньо дэльи Альбонззи в 1539 г. Взял низкие свирели и приделала к ним мех.
Фагот у Вивальди – первое произведение у фагота в стиле барокко
Неплохое начало — 39 пьес для фагота
Вивальди (1678 – 1841) открыл тему написания концертов для фагота в пышном стиле барокко. До этого фаготы играли чисто басы – партии разной степени сложности. Вивальди, как минимум, написал 39 концертов для фагота! Самый первый — в период 1716-1717 гг., раньше знаменитого цикла “Времена года” (1725). Если не считать концертов, для которых нет нот – потеряны, туда сюда. Новые ноты периодически находят. В любом случае Вивальди самый первый и по числу концертов для фагота, обгоняет Моцарта, у которого всего один концерт, в 1774 году. Так что Вивальди придумал первый концерт на 60 лет раньше Моцарта. Как всегда форма АВ(медленно)С(быстро). Плюс вступление и проигрыши на скрипках. После каждой части проигрыш скрипок. Продолжительность концерта 13 минут.
Для музыки эпохи барокко характерно наличие украшений, мелизмов. И в этой партии сие видно. В общем для начинающих это произведение не подойдет. Состав оркестра подобран для исполнения – в числе аккомпанирующих инструментов струнные и клавесин. Ни медных духовых, ни ударных вы здесь не найдете. Когда звучит сольная партия фагота, ему аккомпанирует или контрабас, или виолончель и клавесин. Скрипки, альты в этих эпизодах молчат. Там же где скрипки играют, они звучат либо тихо, либо в промежутках, когда фагот не звучит.
Фагот у Гайдна, Генделя и прочих
Композиторы писали для фагота много и изобильно
Первое, что сделал Гайдн, получивший место придворного композитора у князя Эстерхази — написал три симфонии, в которых дал волю воображению в работе над партиями фагота. Особенно примечательна в этом плане 3-я часть симфонии N 6 — «Утро». Она была написана весной 1761 года , вскоре после поступления композитора на службу к князю и стала первой написанной им на новом месте службы. Гайдну исполнилось 29 лет. Это так называемые ранние симфонии, вскоре была сразу же написаны симфонии N 7 и N 8, называющиеся «Полдень» и «Вечер» соответственно. Симфония «Утро» называется так, потому что у нее медленная 1-я часть.
Слушайте с 11 минуты 47 секунды. Тут в 3-й части соло фагота. Кстати соло играет девушка, что характерно.
Фагот у Моцарта в Венской классике
То, что врач прописал – для девушек с большими и добрыми руками
У Моцарта главная роль отдана фаготу в его произведении Концерт для фагота с оркестром Си бемоль мажор, написанному в 1774 году. Этот концерт относится к периоду рококо. Хрупкая с виду девушка управляется с инструментом в 7-10 кг весом как будто со 300-грамной флейтой. Девушек в фаготе привлекает чрезвычайно нежный звук. Поэтому их становится все больше, несмотря на сложность игры.
От напряжения сморщивается её белоснежный лоб, но через несколько секунд распрямляется. Для того, чтобы управляться с фаготом девушки нужны соответствующего роста с крупными кистями рук. Посмотрите какие цепкие руки у немецкой фаготистки Катарины Мётцлер:
Мужчины тоже должны быть соответствующего роста и с длинными и цепкими пальцами. Как, на пример Юрий Скворцов из Саратовского филармонического оркестра.
Послушайте внимательно концерт Моцарта второй раз и вы сделаете для себя открытие — в партии для фагота существует двухголосье, но не одновременное. Яркое разделение одного инструмента на два голоса – бас перемешивается с темой. Чего нет в более ранних музыках стиля барокко и рококо. Точно такое же двухголосье есть у партии скрипки в партите Баха , на которой можно сыграть две ноты одновременно. Но у фагота только одна. Бах, надо заметить, проворонил целую эпоху барокко для фагота. Он в свое вермя не создал ни одного произведения для фагота. Только теперь, в наше время, темы Баха, переделывают для фагота.
Стиль – венская классика. Что характерно для Моцарта – классика мелодичная.
Фагот у поздних классиков
Антон Мария Вебер — продолжение классики на новом уровне
Оркестр дополняется ударными и медными духовыми
Новое время – новые звуки. Композитор Антон Мария Вебер (1786 – 1826) создает виртуозную импровизацию для фагота с оркестром Фа мажор, 3 ч. — солист Иван Зорин, дирижёр Евг.Хилькевич. Концерт для фагота с оркестром F-dur op. 75 (1811год)
40 лет музыки были отданы Карлу Мария Веберу именно этому инструменту. Но произведение всего одно. Карл родился на 30 лет позже Моцарта. Развились соответственно и партии фагота. На фаготе две руки работают независимо и поэтому когда правая рука нажимает близкие по звукоряду ноты, левая рука может совершать большие скачки и наоборот.
Антон Веберн относится к поздним классикам. Но посмотрите как пополнился состав оркестра по сравнению с концом XVIII века – с самого начала вступление на ударных, затем вступает валторна(медный духовые) и далее по ходу партитуры звучат флейты в комплекте с кларнетами.
Рассцвет фагота у Чайковского
В музыке Чайковского полно фагота в самых разных формах – симфонии, ноктюрны, арии из опер
Наиболее ярко он звучит в 6-й симфонии Чайковского — фагот играет тяжелое, скорбное соло, сопровождающееся звуком контрабасов. Для начала послушайте 1-е такты симфонии – так играет фагот, причудливый деревянный инструмент – состоящий из двух деревянных труб и массы органов управления ими (преимущественно отверстия и откидные клапаны). Вот как он звучит в 6-й симфонии Чайковского:
Начав с малого с 7-й минуты фагот повторяет мелодию. Потом в помощь фаготу играет бас-кларнет, потому что фаготу с арией не справиться, слишком тихо. А бас-кларнету это легко. Бас-кларнет играет всего 4 ноты во всей опере, а получает полную ставку. В некоторых оркестрах они очень маленькие.
Еще один шедевр Чайковского – ноктюрн на фаготе. Привет Шопену.
Однако делают на фаготе и арию Ленского из оперы Чайковского “Евгений Онегин”, конечно без слов. Фагот поет не хуже любого голоса.
Также легко переделывается Чайковский в пьесе из Времен года.Также легко переделывается Чайковский в пьесе из Времен года.
И наконец опять Петр Чайковский в современной обработке Ивана Костлана:
Фагот оказался очень певучим инструментом имитирующим человеческий голос. Он изображает суету при сборке пшеницы или ржи. А затем медленная тема – вероятно, перекур у жнецов.
А вот та же тема в оригинале на фортепиано. Чайковский. Времена года. Жатва. Август. Исполняет Андрей Писарев.
Фагот в опере
Вступление фагота к арии Неморино из оперы Любовный напиток Гаэтано Доницетти. Играет с арфой.
Финал оперы «Набукко» Верди с вступлением фагота и женским вокалом.
Инструментальная музыка
Сольная каденция фагота из “Шехерезады” Римский Скорчился (жаргонное название у музыкантов композитора Римского-Корсакова).
Контрфагот
Старший брат фагота
Это инструмент, который звучит на октаву ниже фагота. У некоторых исполнителей низкие звуки превращаются в кашу, но у профессиональных исполнителей нет этого.
Рихард Штраус “Мюнхен-вальс” с партией контрфагота. Партия котрфагота уныла и однообразна – всю дорогу бас играет “картошками”. Чисто аккомпанимент.
У Равеля есть произведение цикл “Сказки матушки Гусыни” и в нем пьеса IV “Красавица и Чудовище” Роль чудовища исполняет контр-фагот. Он свою партию играет на 7 минуте (точно в 7 мин.30 с.). Должен играть, но в этом оркестре, прославленного Юрия Темирканова контр-фагота просто нет! Есть два обычных фагота. Но чудо — на 11 минуте все-таки звучит контр-фагот! Где он спрятан на ролике не видно.
Но есть запись той же пьесы оркестром в Веймаре, где все прекрасно видно. И контр-фагот в том числе. Ориентируйтесь на ту же 11-ю минуту. Также можно посмотреть свои партии на фаготах.
Фагот сейчас в XXI веке
Дискурс — это фамилия или обсуждение?
Новое направление сейчас – переделывать под фагот шедевры прошлого, например никогда не игравшиеся прелюдии Баха. На этом специализируется Лола Дискурс (Lola Descours)
Те же произведения хорошо звучат переделанные под классическую гитару, вспомним Андреаса Сеговийю.
И наконец опять Петр Чайковский в современной обработке для фагота Ивана Костлана:
А это другое исполнение Олега Вайнштейна из Петербурга. Разница в ньюансах – у других пианистов не бывает такого мягкого туше. Колоссальный контраст между первой частью и второй. Сравните с исполнением на фаготе.
Фагот оказался очень певучим инструментом имитирующим человеческий голос. Он изображает суету при сборке пшеницы или ржи. А затем медленная тема – вероятно, перекур у жнецов.
Я завершаю обзор фагота как инструмента симфонического оркестра.
Список произведений для фагота
Концерты для фагота с оркестром, которые вошли в этот обзор:
- Вивальди Концерт для фагота ми минор, RV 484, 1716?
- Вивальди № 1 для гобоя, струнных и бассо континуо си-бемоль мажор, 1716-1717
- Вивальди № 7 для гобоя, струнных и бассо континуо си-бемоль мажор, RV Anh. 142 1716-1717
- Вивальди концерт для гобоя , второй в ми минор , RV 277, известный как Il Favorito (Фаворит) 1729
- Моцарт. — Концерт для фагота B-dur. 1778 год. КV 191. , 1774
- Анна Мария Вебер ,Концерт для фагота с оркестром F-dur op. 75 (1811)
- Чайковский Симфония N 6 “Патетическая”, 1896
- Чайковский Ноктюрн опус 4 N 19, 1888
- Морис Равель. “Cказки Матушки Гусыни”. Пьеса “Красавица и чудовище”, 1908
Стар