Чижик впервые за 80 лет создал программу новой классической музыки
Раскупорить из подсознания, вывести наружу, сыграть с чувством как свое, эффектно завершить произведение, упаковать, бережно уложить в коробочку памяти и хранить до следующей раскупорки. Именно так джазово-классический пианист Алексей Чижик относится к произведениям классики, что показал концерт его трио “Bilimbo Music Trio” прошедший в Малом зале Петербургской филармонии 30 сентября 2022 года.
От Баха до Чижика – перерыв в классике закончился
Какое произведение можно назвать классическим?
Произведения классики, в джазовой обработке Алексея Чижика, представленные на концерте относятся к трем периодам классической музыки. Это эпоха барокко (конец 17 – первая половина 18 века) — Бах,Перголези, Рамо, Вивальди, потом длителный перерыв до произведений нео-классики со Стравинским, Шостаковичем и произведения нового направления, которые я бы назвал нео-классикой начала XXI века, а именно темы созданные самими Алексеем Чижиком и Владимиром Волковым. Произведения Чижика и Волкова идут в концерте единым рядом, перемежаясь, с приведениями Баха. И действительно они ничуть не хуже, а иногда да же лучше произведения классиков. Родилось новое направление классической музыки – нео-классика XXI века! Я давно ждал этого момента.
Ведь последние произведения классической музыки исчезли с уходом из жизни Шостаковича (1906-1975), Хачатуряна (1903 – 1978). Слава богу, Родион Щедрин живет, но не процветает с уходом Майи Плисецкой. Все это люди другой эпохи, какой-бы прекрасно-ужасной она ни была. Они многое выстрадали. Классики оставшиеся в Росси после революции 1917 года творили по суровым оком ЧК и Госдепа. И слава Богу они выжили, но ценой компромиссов. В 1948 году начали травить Шостаковича за формализм, в этом же грехе обвинили и юного Щедрина. В 1968 году Щедрин отказался подписывать письмо, поддерживающее ввод советских войск в Чехословакию. Потом настал перерыв, когда произведений в классике не появлялось – все играли музыку, преимущественно созданную до 1940-х. И только сейчас, в начале 2020-х годов, появилась новая музыка, с полным правом относящаяся в классике. Это музыка Чижика и Волкова.
История джазовых трио
Джазовые трио, состоявшие из пианиста, контрабасиста и ударника – трио Оскара Питерсона, Джорджа Ширинга, Билла Эванса – получили распространение в 1960-1980 годы. Продолжается эта традиция и сейчас. Все это были, и есть музыканты с классическим образованием. Потом всем им надоело играть написанный в нотах текст (а огромное большинство классиков так и играют!). И началась импровизация. Подобный путь прошел и Алексей Чижик. В 1997 он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. Помимо обычного пути классического музыканта , он прошел школу уличного музыканта, когда нужно играть и в дождь и в снег – много лет он работал (и сейчас, по-моему работает?) в Летнем саду, благо руководство сада относилось к этому благосклонно. Там в Летнем саду мы периодически встречались, когда я работал журналистом.
Как и многим классикам, Алексей Чижику хотелось играть не по нотам, в голове толпился не реализованный сонм идей. Результатом стала тщательно отработанная программа, посвященная 100-летию Российского джаза, которое отмечается в этом году. 1 октября 1922 года в Москве состоялся первый джазовый концерт Валентина Парнаха с оркестром. Про который неожиданно для себя все вспомнили. Я думаю, идея пришла Бутману. Инициатива пошла из Москвы. Стали отмечать 100-летие Российского джаза и в Петербурге. Очень кстати пригодилась и программа, разработанная Алексеем Чижиком и его джазовым трио Bilimbo Music Trio.
Бах и Вивальди в программе чижиковского барокко
Все в музыке начинается с классики. К сожалению, не многие в России рискуют играть классику в джазовой обработке, сии программы не распространены. Большинство классиков играет классику, то есть музыку в общем понимании от начала, середины 17 века до середины 20-го. Благо все написано в нотах. На этом строится все классическое образование. Мало найдется программ посвященных классике в джазовой обработке. Трио Алексей Чижика сделала такую программу, присоединив к произведениям классики в джазовой обработке свои произведения – темы Алексея Чижика и известного контрабасиста Владимира Волкова.
В концерте Bilimbo Music Trio 8 произведений из 13 относятся к классике (кроме танго “Кумпарсита”), но все в джазовой обработке Алексея Чижика. Одной из первых прозвучала известная всем тема “Весна” из цикла концертов “Времена года”. Это трудно объяснить, но Весна в Чижиковском исполнении звучит иронично, что впрочем свойственно Чижику с его врожденным чувством юмора. Тема как всегда в джазе, вначале и в конце. Само произведение в исполнении классических музыкантов занимает по времени полчаса. В исполнении Bilimbo Music Trio взята лишь небольшая часть произведения, тема “Весна”. И занимает минуты 3-4. Из них теме посвящено от силы минута, все остальное – со вкусом сделанная обработка. Браво, как говорят, брависсимо.
Менуэт Баха прозвучал очень нежно, мягким звуком на вибрафоне, плавно отрываясь от земли и улетая в неведомые дали. Вибрафон – второй или даже первый инструмент для Алексея Чижика. Он единственный вибрафонист в России, играющий на нем пятью палочками, что невероятно трудно. Одну палочку можно держать двумя пальцами. Получается что на одной из рук у него должно быть шесть пальцев, но он каким-то невероятным способом обходится пятью.
“Стабат Матер” высоко духовное произведение также барочного музыканта Джованни Перголези (1710-1736), необычайно юного , было исполнено перкуссионистом Йоелем Гонсалесом. Пока Гонсалес играет мелодию на ханге (перкуссионный инструмент, состоящий из двух металлических полусфер), его поддерживает остинантный ритм на вибрафоне. Продолжается развитие благодаря соло на контрабасе Владимира Волкова (кстати, великолепное), чем-то напомнившее мне по стилю контрабасиста Нильса Хейгенса Петерсена (играл в трио Оскара Питерсона). Ранее “Stabat Mater Dolorosa” мне доводилось слышать в Большом зале Филармонии, примерно год назад, исполненное любимой мной вокалистки Юлии Лежневой, гастроли которой в Петербурге в этом году отменились, подозреваю что из-за украинско-российской войны.
Тема “Дикари” Жана Филиппа Рамо (1683-1764), как рассказал Алексей Чижик, изначально была написана Рамо для маримбы, под впечатлением от звука этот инструмента. Но маримба легко заменяется парящим звуком вибрафона Алексея Чижика. Прослушав Рамо я понял что мы потеряли, не услышал как Чижик исполнил бы, например полонезы Шопена. Есть трио замечательного польского пианиста Анджея Ягодзинского, чей целый альбом “Метаморфозы” посвящен джазовым интерпретациям Шопена. Чижик тоже типичный романтик и музыка его близка к Шопеновской по настроению.
Произведения XX века – от Шостаковича к Стравинскому
Вообще этот концерт, как и многие другие, стал открытием для меня замечательной оперы Дмитрия Шостаковича (1906-1975) “Нос”. Балет, чья музыка полна больших секунд – это блюдо как плов, немыслимый для меня без аромата зиры. Вообще замечено, что Чижик меняет вибрафон на фортепьяно в произведениях, где музыка этого требует – например, какой-то острый ритм. Благодаря именно фортепьяно прозвучал галоп из оперы “Нос”. Если так и дальше пойдет, появится кому скрестить шпагу на поле мультиинструментализма с Давидом Голощекиным.
Обработка темы Лили Марлен Норберта Шульца (1911-2002) сделана так авангардно, как это мог только Владимир Волков. Но работа принадлежит Алексею Чижику. Вообще взаимопроникновение – это тема для научного труда, посвященного музыке Чижика. Чувствуется, что музыканты трио “Bilimbo Music Trio” сыграны на протяжении многих лет. Скерцо из балета “Жар-птица” Игоря Стравинского (1882-1971) показало что эта музыка в исполнении Bilimbo Music Trio прекрасно обходится и без балета. Музыка, насыщенная ритмом, сама по себе вытанцовывается.
Произведения Чижика – человека из ниоткуда
Тема “Коломбина” ” с её лирической напевностью Алексея Чижика открывала этот концерт, а тема “Пьеро” того же автора его завершала (не считаем “Кумпарситу” как тему не автора). Меж ними, в разных местах программы были “Осенняя песня” в ритме самбы, “Тарантелла” с её рваным ритмом, африканская “Калимба”. Темы названы так не случайно. Все эти образы напоминают мне русского певца Александра Вертинского, сценический образ которого тоже был Пьеро. Он был человеком, как говорится “ниоткуда” (вспомните одноименную песню и ее героя No One Man ). Алексей Чижик тоже человек “ниоткуда”. Он всегда где-то там, на высоте полета своих мыслей. При музыке, свершено не сопоставимой по масштабу (Вертинский вообще не был музыкантом), они, Чижик и Вертинский, люди прирожденно артистичные. Все движения Чижика поразительны своей пластикой, когда он поднимает руки или когда их опускает.
Пластикой своих движений он мне напомнил французского актера Жерара Депардье, особенно если смотреть на Чижика издалека. Эта вскидываемая постоянно прямая челка и у того, и у другого, их перманентно танцующие руки. При том, что лицами они совершенно не похожи.
Все темы Чижика, при всей непохожести друг на друга, одинаково хорошо запоминаются, также как темы Иоганна Себастьяна Баха. Это ли не признак гениальности? Ай да, “Огурцы” (так переводится Bilimbo)!
Алексей Орешкин
Личная страница ВК Алексей Чижика с расписанием ближайших концертов https://vk.com/chiswick