![](http://bezpesen.ru/wp-content/uploads/2021/01/xdon_quixotte_kulaev_bybaranovsky.jpg..jpg)
Жесткие ограничения во всем – заполняемость не более четверти зала — вылились в настощий праздник для тех, кто остался с искусством
На этом примере докажу как классическое искусство поднимается на фоне пандемии. Не так давно, 2 дня назад всего, сходили в Мариинку, на старую площадку. На обычный спектакль “Дон Кихот”, созданный как хореографом Мариусом Петипа, разделившим славу с композитором Людвигом Минкусом. Балет создавался в далеком 1869 году. Всем известен литературный источник – роман испанца Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроу́мный ида́льго Дон Кихо́т Лама́нчский». Но то лишь повод к балету. Сюжет балета не имеет ничего общего с литературным источником. Все шоу состоит из 3 с лишним часов великолепных танцев под испанскую музыку в исполнении главных героев – Китри – Виктория Терешкина, Базиль – Кимин Ким. И великого множества характерных групповых танцев, исполняемых, тоже очень стильно, труппой театра – человек 25-30. Но главное почему на спектакль стоит пойти именно сейчас – разгул борьбы с эпидемией корона-вируса.
Свободное па-де-де из балета Дон Кихот
История постановки Дона Кихота
Первый том “Дон Кихота” вышел в 1605 году, когда автору было ни много, ни мало 58 лет. Второй том в 1615 году, за год до смерти Мигеля. Роман – пародия на рыцарские романы, которые к том моменту изрядно поднадоели читающей аудитории – романтическим женщинам. Из испанской литературы этот роман наиболее популярный в России.
Своим вторым рождением Дон Кихот обязан середине XVII века. История возродилась и вызвала повсеместный интерес в виде балета. Из романа был взят только один эпизод – история любви второстепенных персонажей замешанная на любви двух мужчин – богача Гамаша и деревенского юноши цирюльника Базиля к просто красавице Китри. В романах женские персонажи не принадлежат к каком-то классу, их главной качество – красота. Как обычно в романах Китри предпочитает бедного Базиля а не богатого Гамаша, хотя в жизни все бывает наоборот.
![](http://bezpesen.ru/wp-content/uploads/2021/01/xdon_quixotte_kulaev_bybaranovsky.jpg..jpg)
Автор идеи сделать из романа балет неизвестен. Это то ли Франц Хильфердинг, то ли Луи Мелон, либо Жан Омер или Шарль Дидло, неизвестные сейчас хореографы. Третьим рождением история Базиля и Китри возродилась в балете Мариуса Петипа, хореографа и композитора Людвига Минкуса из России. Они поставили балет в 1869 году, сначала в Москве, потом – в Петербурге. Балет имел оглушительный успех. Роль Китри на сцене исполняли знаменитые балерины – например, Анна Павлова. Мужские роли в свое время исполняли Рудольф Нуриев, Михаил Барышников. Сейчас роль Базиля исполняет лауреат международных конкурсов Кимин Ким, а Китри – народная артистка России Виктория Терёшкина.
Музыка Минкуса в Кихоте
Людвиг Минкус оказался идеальным композитором для Дон Кихота. Он знал особенности каждого из латино-американских танца. Музыка такого типа всегда имеет несколько планов – есть крупный план и в дополнении к нему, несколько мелких. Скажем один, два акцента есть па протяжении 2-x тактов, 4-рех, реже – 8-ми. Схема повторяется. В конце крупной конструкции из тактов, есть отклонение от привычного рисунка. Такова особенность испанской музыки.
![Разгул зрителя на волне пандемии - Мариинский театр. Дон Кихот. Спектакль.](http://bezpesen.ru/wp-content/uploads/2021/01/lyudvig-minkus-1.jpg)
Алоизий Людвиг Минкус родился в Вене, и умер там же. В 1853 году Минкус переезжает в Санкт-Петербург, где занимает позицию капельмейстера оркестра крепостного театра князя Юсупова. Россия была та страна, где только развивалась классическая музыка. С 1856 до 1861 года Минкус работает первым скрипачом в Московском Императорском Большом театре.. После открытия Московской консерватории был приглашён в неё профессором по классу скрипки. В 1869 году ставится балет Дон Кихот. И роль композитора в нем досталась Минкусу. Одна из причин он, как никто другой, знал особенности испанской музыки. Поэтому его на Дон Кихота специально пригласили. Музыка Минкуса идеально подходит к этой комедии. Другой дело, что музыка не запоминается, как это происходит с музыкой к Жизели или, скажем с музыкой Чайковского – по нескольким тактам угадывается музыка к Лебединому озеру или к Щелкунчику. С музыкой Минуса такого не происходит. Зато она идеально подходит для танцев, особенно – испанских.
![](http://bezpesen.ru/wp-content/uploads/2021/01/lyudvig-minkus-2.jpg)
В игре оркестра есть несколько запоминающихся сол. Например, соло арфы из 3-го действия – играет Людмила Рохлина.
И сквозь весь балет проходит музыка для ударных. Здесь даже понадобилось два ударника.
Разгул зрителя на фоне пандемии
Жуткий контраст – переполненный ложи рядом с ложами абсолютно пустыми. Например в бенуаре, в ложе, где мы должны были сидеть всего 8 мест. Из них 5 заполнены зрителями, что не дает возможности соблюсти минимальную дистанцию – 1,5 метра. И слава богу. Не смотря на все эти ограничения, работники Мариинки сделали все, чтобы мы получили полнейшее удовольствие от спектакля. Началось все с невоспитанных соседей. Пара в соседей, в соседней ложе, шумела. Двое зрителей – дама лет 40 и ее кавалер, далеко за 40, где-то ближе к 60-ти принялись в полный голос обсуждать увиденное. Режим примерно такой – минуту смотрят на сцену, потом 10 минут – комментарии. Никакие просьбы не шуметь не возымели никакого успеха. Кроме нас, пострадавших, вмешались работники Мариинки. Такая же реакция. Шум продолжался.
![](http://bezpesen.ru/wp-content/uploads/2021/01/zriteli-don-kihot-v-marriinskom-1-1024x768.jpg)
НА 15-й минуте кошмара я взорвался. Сотрудницы сказали что могут сейчас же вызвать охрану и разшумевшихся зрителей тут же удалят, но чтобы избежать скандала есть другое решение – нас пустят в любую из пустующих лож. Я поблагодарил, вернулся за спутницей и через минуту мы были в пустой ложе. Блаженство! Служительниц я готов был расцеловать, не взирая на всякие социальные дистанции. Через пару минут в соседнюю ложу пришли еще одни пострадавшие. Они вообще не говорили друг с другом, разве что самую малость и пиано-пианиссимо. Спектакль был спасен.
Система открывания-закрывания лож сделана грамотно, как будто для условий корона-вируса – есть возможность открыть каждую из лож ключом, и точно также, закрыть её – таким образом открываются ложи независимо. Не в каждом театре есть такая система.
Алексей Орешкин