За что она отвечает?

Вместе с фортепиано скрипка является главным инструментом классической музыки. С середины XVIII века она составляет основу симфонического оркестра и струнного квартета. Уже в XIV веке народные музыканты в Польше, западных регионах Украины и Белоруссии использовали трёхструнные смычковые инструменты с настройкой по квинтам без ладов на грифе.

Но все же первые школы скрипичных мастеров появились на севере Италии. В итальянском городе Кремона основывается школа Андреа Амати (1505—1577), мастерами которой, Антони Страдивари (1644—1737) и Джузеппо Гварнери (1698—1744), конструкция и звучание скрипки доводится до совершенства. А где были скрипки, там были и мастера игры на этом инструменте. Одни из первых скрипачей и композиторов для скрипки  был Антонио Вивальди (1678- 1741). Наиболее известной из его работ были я четыре скрипичных концерта «Времена года», созданные в 1720 году.

Антонио Вивальди. Времена года.

Камерный оркестр Санкт-Петербургской консерватории Солист и дирижер Андрес Карденес. Кстати, Андрес Карденес доказывает, что оркестр прекрасно может обходиться без дирижера, если солист он сам. Руки заняты. Появление скрипки в оркестре – конец карьеры дирижера.

Характерная роль скрипки в оркестре уныла и однообразна

Аккомпанемент и еще раз аккомпанемент, функция скрипки в оркестре

Что характерно для скрипок? Они все время играют, во всех произведениях. Минимум пауз, в то время как на других инструментах очень даже бывают. Очень недогружен в симфонических оркестрах ударники. В то время как в джазе они играют почти всегда. Большая часть этой скрипичной игры – аккомпанемент аккордами. Классический пример такой игры – аккомпанемент в арии Сasta diva в опере “Норма” Беллин . Как пишет Владимир Зисман в книге “Путеводитель по оркестру и его задворкам” – “даже человек далекий от музыки, прислушавшись к партии скрипок, ощутит всю унылость и слабую увлекательность этого творческого процесса, от которого правая рука очень быстро начинает сначала хотеть отвалиться, а затем просто отваливается”.

Аида Гаррифулина. Ария «Нормы». Париж, 2018. Опера, В.Беллини.

Я понимаю, что все внимание сосредоточено на солистке Аиде Гариффулиной, но постарайтесь вслушаться в аккомпанемент скрипок: без всякого разнообразия, одна гармония.

Такая антигуманная механистичнось, если говорить о партии вторых скрипок и альтов, свойственна всей итальянское опере и большинству балетов. Где же тогда музыканты отрываются? В концертах для скрипки с оркестром, также как отрываются пианисты в концертах для пианино с оркестром. Правда в концертах для скрипки бывают паузы для фортепьяно, где дается воля другим инструментам. Скрипачам паузы не даются, они играют до последнего вздоха в балетах Адана и балетах Делиба. А потом умирают.

Адольф Адан. Па де де из балета «Жизель». Исполняют Валентина Ганибалова и Сергей Викулов (1973)

Смерть скрипача на работе – не такое уж редкое явление. А все из-за крайне ограниченной роли на работе. Впрочем, скрипачей спасает звукоизвлечение. Когда скрипач учится различным способам, то есть так называемым штрихам, у него получаются звуки воистину ужасные. И главное громкие. Но ничего не поделаешь – окружающим приходится терпеть или разводиться со скрипачом, потому что скрипка главный смысл его существования. Не жена. Она на втором месте.

Даже в профессиональных сообществах скрипачей бывают репетиции без слушателей.

Валентина Береснева

— Иногда мы проводим репетиции своей группы в отдельных кабинетах – в театре таковые имеются – а уже потом «показываем» свою работу дирижеру, — рассказывает Валентина Береснева, которая проработала в оркестре Екатеринбургского театра оперы и балета первой скрипкой более сорока лет.

Разнообразие штрихов – особенность скрипки

Чем портаменте отличается от глиссандо?

Терминология штрихов окончательно сформировалась в XIX веке, хотя сами штрихи частично употреблялись уже во времена барокко и в венской классической школе. Штрихи используются на всех щипковых инструментах и струнных. Так, скерцо из Четвертой симфонии Чайковского на две трети (первую и третью) исполняется всеми струнными пиццикато, что звучит совсем не тривиально. Особенно это заметно в конце скерцо.

Чайковский Симфония №4, Scherzo Томская государственная филармония. Исполняет оркестр Новосибирской филармонии. Дирижер: ЛЮДМИЛИН АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Еще большее разнообразие штрихов в октете Шуберта. Там скрипки играют всеми возможными способами – даже обратной стороной смычка, то есть деревяшкой (штрих называется Col legno). Так написано в труде того же Владимира Зисмана. Я прослушал этот октет, минут на 40-50, но так там Сol Legno, не нашел. Надо еще раз послушать, в другом исполнении.

Октет Шуберта

На другой записи, из Сольцберга, в группу струнных, преимущественно немецких, влилась одна наша соотечественница, скрипачка – Алина Погосткина (в группе скрипок она вторая слева – трепетная по сравнению с нордическими немцами и их женщинами с квадратными подбородками).
June 10, 2016, Solsberg Festival – Stadtkirche Rheinfelden
Franz Schubert : Octet in F Major, D.803

Список скрипичных штрихов и приемов игры занимает не одну страницу. Попробуем их перечислить. Это:

  1. Пицикато – игра рукой по струнам легким касанием пальцев (pizz)

Пример игры пиццикато

Пиццикато (итал. pizzicato) и arco классифицируются не как штрихи, а как приёмы.
  1. 2. Соl legno (итал.) – игра обратной стороной смычка.

Прослушал весь октет Фа мажор Шуберта, но так и не услышал Col legno. Зато услышал деташе у виолончели в последней части.

3. Деташе – (фр. détaché);  каждая следующая нота начинается там где заканчивается предыдущая и начинается с новым направлением смычка (вверх, вниз – меняется на противоположное)

4. Гранд деташе (фр. grand détaché) – несколько нот подряд при одном направлении смычка;

5. Спиккато (итал. spiccato) – игра отскоком смычка, каждая нота – отдельно и с акцентом. Между акцетами – пауза. Отрывистый штрих.

Спиккато
  1. 6. Сонфиле  (фр. sonfile — тянущийся звук);
  2. 7.Легато – смена нот по ходу движения смычка в одну  или другую сторону. Ноты соединяются плавно, без пауз.
  3. 8. Мартле (устаревшая норма — «мартеле») (фр. martelé) – каждая нота берется с акцетом, на второй половине штриха звук резко гаснет. Акцентированое начало и затем на второй половине исчезает звук.
  4. 9. Сотийе(фр. sautillé) – от слова подпрыгивать, что роднит его со спиккато. За одно движение берутся две ноты или одна, играется кистью.
  5. 10. Маркато  (фр. marcato) – акцентированное деташе, акцент в начале, постепенно громкость снижается.
  6. 11. Виотти-штрих – по две ноты в каждом направлении штриха. Первая – слабая, вторая – акцетированная.
  7. 12. Штрих Пагганини – триоли с акцентом на раз.
  8. 13. Стаккато волант (staccato Volant) или летучее стаккато – два или три отрывитстых звука в каждом направлении.

14. Рикошет —  (фр. ricochetитал. saltellando или нем. Springbogen); исполняется броском смычка на струну и весом смычка. И это далеко не все штрихи:

Одно не понимаю – почему классические скрипачи не используют прием глиссандо, за редким исключением. Его нельзя использовать на рояле. Но на скрипке-то сам Бог велел. Вот смотрите как они используют глиссандо, эта скрипачка как будто белены объелась:

Кривое глиссандо

Вот этот скрипач в 10 раз лучше играет. И он объясняет почему глиссандо не так часто используется в классике, но все же используется – там, где музыка произошла от народной, например в венгерском чардаше. Глиссандо  часто применяется в кантри музыке, в джазе и роке.

Мастерское глиссандо! Исполнитель играет ноту, затем от неё лёгким движением скользит пальцем к следующей

Разница между портаменто и глиссандо достаточно тонка. Умелое и нечастое использование приёма portamento может очень хорошо украсить музыкальную фразу. Если скольжение затянуто и слишком подчёркнуто, тогда речь идёт уже о приёме глиссандо.

В общем все штрихи хороши в зависимости от места, где они применяются. От каждого движения скрипач не устает.

О физической усталости среди скрипачей:

– Подбородок не устает, руки тоже, хотя профессия нервная. Я за собой ни психической, ни физической усталости с годами не замечала, но то, что с годами затрачивается все больше энергии – это правда, — говорит Валентина Береснева.

Валентина Береснёва

Концерты для скрипки с оркестром

Концерт для скрипки с оркестром – вот где скрипачи отрываются по полной. Большинство концертов для лидирующего инструмента с оркестром как раз написаны для скрипки. По этому показателю скрипка соперничает разве что с фортепиано.

Самое яркое соло, к примеру, звучит в Шехерезаде Римского-Косакова и Третьей сюите Чайковского.

Соло скрипки начинается с 4-й части, с Праздника в Багдаде.

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер Дмитрий ЮРОВСКИЙ Государственный Кремлевский Дворец, март 2017.

В симфонической музыке Римского-Корсакова главная тема играется скрипкой, но в качестве контраста подголосками вступает весь оркестр, потом снова главная тема у скрипки и далее идет разработка – у флейты, у английского рожка (подголоски), у труб (подголоски), бубна который цементирует тему единым ритмическим рисунком, гобоем (подголоски), потом главную тему номер 2 играет опять флейта, снова гобой, валторны, скрипки все вместе, тутти, тему N 3, после быстрой части играют медленно скрипки, с темой N 1 во второй раз вступает скрипка  с подголоском арфы и завершает тему. И все это всего за 12 минут!

В Третей сюите Чайковского соль мажор главная тема отдается на откуп скрипачам. Их много.

Чайковский Сюита № 3 часть 3 — Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, дирижер — Игорь Мокеров.

Это только третья часть. Вся сюита занимает минут 45. 12 января 1885 года – состоялась премьера сюиты в Петербургской консерватории. С подголосками флейты, гобоя, кларнета и особенно фагота…

Сюита N3 П.И.Чайковского. Дирижер-Георгий Рождественский, 1987 год.

Для скрипки с оркестром написано великое множество концертов – концерты Сибелиуса, Паганини, Мендельсона, Моцарта, Чайковского, Шостаковича, Хачатуряна, Лало, Баха. Из перечисленных концертов, в например, слушал концерт Сибелиуса в исполнении Джошуа Белла в декабре 2019 года в Петербургской консерватории

Российский национальный оркестр. Дирижер Михаил Плетнев. Солист Джошуа Белл.

Арам Хачатуян вплетал фрагменты народной музыки в симфоническую:

В исполнении н.а.РСФСР В.Климова (скрипка) и Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии под управлением н.а.РСФСР Д.Китаенко «Концерт для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна.

Концерт для скрипки без оркестра

Одним из ранних произведений стал  концерт для скрипки без оркестра, соло – это “Чакона” из Второй партиты Баха. Она на самом деле не одноголоса.  Идет перекличка между двумя партиями – одна на высоких тонах, другая – на низких. Выдающимся исполнителем этой Чаконы был Ицхак Перельман:

Сочинения Баха для скрипки соло — это какая-то «отдельная Вселенная».

И Перельман это блестяще передаёт. Перельман также с гитаристом Джоном Уильямсом исполняли дуэты Никколо Паганини и Мауро Джулиани. Паганнини ведь тоже сначала был гитаристом.

Для разнообразия слушаем, как исполняет Чакону гитарист Андреас Сеговийя в 1959 году:

Своя интерпретация Чаконы. Андреас Сеговийя

По другому играет Чакону Яша Хейфец (1901-1987), он в Чаконе мне нравится больше:

Яша Хейфец играет как на гитаре.

Евреи-скрипачи – они даже на Луне встречаются

Им в помощь приходят люди всех национальностей

Почти все знаменитые на весь мир скрипачи – евреи. Почему?  Этого никто не знает. Только музыка имен и фамилий это предает – Яша Хейфец, Фриц Крейслер, Миша Эльман, Ефим Цимбалист(параллельно играет на цимбалеах), Мирон Полякин, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Иегуди Менухин, Гидон Кремер, Виктор Пикайзен, Михаил Фихтенгольц.

В наше время тоже плеяда современных скрипачей евреев: Джошуа Белл, Максим Венгеров, Ицхак  Перельман, Шломо Минц, Пинхас Цукерман, Гила Шахам, Хагай Шахам, Владимир Спиваков, Вадим Глузман.

Есть объяснения этому.

Ни одна еврейская свадьба не обходится без скрипача – среди скрипачей много евреев. Эта традиция передается из поколения в поколение.

Итальянская семья Амати — знаменитые изготовители первых скрипок — возможно также еврейского происхождения. Скрипки и виолончели Амати отличаются изысканной формой и бесподобным звучанием. Учеником Амати был прославленный скрипичный мастер Антонио Страдивари.

Хагай Шахам

«Скрипка — куда более сложный инструмент и намного более универсальный, — говорит Хагай Шахам. — К тому же, в оркестре гораздо больше скрипачей, чем кларнетистов. Так что скрипачу легче найти заработок».

Однако среди современных скрипачей не так много евреев, как прежде, и их нельзя считать исключениями:

Дэвид Гарретт (Германия), Валдис Заринш (Латвия), Алина Погосткина (Германия, происхождение – Россия),Юлиан Рахлин (Россия – Австрия), Андре Рье (Нидерланды), Сергей Хачатрян (Армения), Светлана Сурганова (пока что Россия, но больше выступает как вокалистка), Владимимр Шаинский (скрипач и композитор), Лев Маркиз (Россия-Нидерланды), Вадим Репин (Россия), Ванесса Мэй (пост Китай)

Алина Погосткина

В общем существует тип музыкантов , большая часть концертов которых проходит за границей.  Но это объяснимо – в Европе больше работы

Знаменитые инструменты и кто на них играет

В мире есть три бренда, играть на инструментах которых, почетная обязанность – это Амати, Гварнери и Страдивари. Все это мастера одной из древнейших скрипичных школ – Итальянской, чей расцвет пришелся на начало-середину XVII века. С тех пор прошло 3,5-4 века, а скрипичные мастера не придумали ничего нового, превосходящего качества тех инструментов.

На знаменитых инструментах играют знаменитые люди.

Али́на Алекса́ндровна Пого́сткина (род. 18 ноября 1983, в Ленинграде) — немецкая скрипачка российского происхождения. В 1992 году вместе с семьёй переехала в Германию. Семья Погосткиных жила в Гейдельберге, некоторое время зарабатывая как уличные музыканты. Потом Алина Погосткина постепенно начала концертную карьеру. В 1995 году она выиграла первый конкурс скрипачей (имени Людвига Шпора в Веймаре) в 12 лет; и победила в 2005 г., когда ей исполнилось 22 , на Конкурсе имени Сибелиуса. Погосткина играет на скрипке А. Страдивари (Sasserno 1717), предоставленной ей японским фондом Nippon Music Foundation.

Большинство выдающихся скрипок принадлежат различным фондам, потому что у большинства скрипачей нет таких денег. Впрочем бывают исключения. У Дэвида Гарретта своя скрипка. “Многие годы я играл на чужих скрипках Страдивари — брал их напрокат, — рассказывает Гарретт.- Как-то раз мне предложили скрипку 1772 года, работы Джованни Гваданини, ученика Страдивари. Инструмент стоил 1 миллион фунтов стерлингов. Я взял кредит и выплачивал его много лет. Скоро скрипка стала практически продолжением меня самого. В декабре 2007 года я сделал последний платеж, и Гваданини стал моим.”

Дэвид Гарретт со своей скрипкой Джованни Гваданини, 1772 года

Владимир Спиваков владеет скрипкой Страдивари стоимостью 2,5 миллиона долларов.  Специально для Спивакова ее купили меценаты и передали ему в пожизненное пользование.

«Я играю на ней лет десять, наверное. Но два года она не давалась. Не давалась – и все тут! Свой характер показывала. Скрипка не прощает, когда на ней не играют долго: расстраивается все время, трещит, свистит. Живое существо!»,

– рассказал Владимир Спиваков.

Владимир Спиваков со своей скрипкой Страдивари

Для того, чтобы хорошо играть на скрипке нужна развитая мускулатура. Это доказывает Владимир Спиваков:

Редкая минута, когда знаменитый скрипач за пределами спортзала

В итоге все свои сбережения скрипачи тратят на скрипки,  если им, конечно, не везет со спонсорами.

Сколько стоит скрипка Страдивари? За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от  1 тысячи до 3 тысяч инструментов. На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари.  В целом скрипка Страдивари может стоить 2 – 7 миллионов долларов. Для сравнения, семейство Джузеппе Гварнери создал чуть больше  100 инструментов , Амати – несколько сотен.

Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини. Две скрипки Страдивари были во владении Давида Ойстраха. Одна ему выдавалась напрокат из Гохрана.

Скрипичные парадоксы – рок -скрипачи

Большой соблазн – сыграть на скрипке рок-музыку. Можно даже сыграть то же самое известное произведение, например 5-ю симфонию Бетховена , но с аккомпаниментом на бас-гитаре, электрогитаре , ударных. (Классический состав для рока.) Этому соблазну не устоял Дэвид Гарретт.

Версия Бетховена Дэвида Гарретта – 4-х минутная симфония.

Для исполнения в роке создаются авторами специальные аранжировки.  Как правило, скрипачи играют версии до 13 минут, только часть произведения, по сравнению с оригиналом в 33-35 минут. Такие рок-версии не утомляют слушателей. Краткость – сестра таланта. Версия Дэвида Гарретта занимает по времени всего 4 минуты. Играя рок, скрипачи не забывают и классику. Шопена, например. Ноктюрн N 20 C#minor. Играет тот же Дэвид Гарретт. Сравните с исполнением на фортепиано:

Ноктюрн N 20 Шопена — не забыть!

Подача классики специфична. Здесь все посажено на метр, партия ударных держат ритм и бас-гитара. А все остальные инструменты играют дополнительную функцию, как то – гитара, синтезатор.

Мнения об исполнении рок-скрипачами адаптированной классики разные. Например Ванесса Мэй, по мнению первой скрипки оркестра “Классика”  Вячеслава Овечкина, она владеет техникой на уровне ученика 2-го класса музыкальной школы. Что не мешает ей собирать полные залы. Вот известное произведение Баха —  токката и фуга Ре минор, тоже посаженное на метро-ритм. Исполняет Ванесса Мэй.

Ванесса Мэй, Бах Токката и фуга Dm в купальнике — чего не сделаешь ради популярности

Рок-скрипачи вынуждены играть только до боли известные произведения классики, надеясь что любители рока их знают.

Однако, в виде исключения, существуют рок-скрипачи, играющие рок как таковой, произведения, принадлежащие им самим. Вот, например Самвелл Вервиньян. Он правда исполняет классику, но сильно разбавленную народной музыкой:

Самвелл Вервиньян

Или Ара Маликян из Армении, его  интерпретация темы из Криминального Чтива, пронизанная еврейской музыкой:

Ара Маликян тема из Криминального чтива

Найти чисто роковое произведение нам так и не удалось. Рок-музыку родили гитаристы. Довольно часто произведения, предназначенные для скрипки, переделывают в гитарные. Но не наоборот.

Джазовые скрипачи

В джазе сложилась прямо противоположная ситуация: существуют чисто джазовые скрипачи, и их достаточно много, но все же меньше, чем саксофонистов: Стефан Граппели (1908-1997), Жак Люк Понти (1942), Стаф Смит (1909-1967), Давид Голощекин (1944), Дидье Локвуд (1956 – 2018).

Джазовая скрипка родилась в 1930 году, когда на ней стал играть Стаф Смит. Он создал ансамбль, обходящийся без ударника : контрабас, скрипка, фортепьяно. Они записали достаточно много музыки и на одной единственной звукозаписывающей компании — «Asch». Cтафф  выходил на сцену в потрёпанном цилиндре, а иногда — с попугаем на плече.

Стафф Смит — сценический образ

 На этой записи он выступает с трио Оскара Питерсона:

Desert sandes — тема Оскара Питерсона

Стафф играл также в группе Джеллли Рол Мортнона, выступал с Коулменом Хокинсом (Coleman Hawkins) и с молодыми музыкантами, такими как Чарли Паркер (Charlie Parker) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Это было в 30-е годы. Играли они традиционный свинг. Стаффа считают первым скрипачом, использовавшим электрические методы усиления на скрипке. Но он продолжал выступать на старинной скрипке Гварнери.

Характерный прием Стаффа – глиссандо. Он применяет его во многих вариациях, и это формирует характерный почерк музыканта.

Дидье Локвуд шёл к джазовому мэйнстриму со стороны академической музыки и рока. В 16 лет он завершил классическое образование (Парижская консерватория), увлёкся джазом. В январе 2001 в предместье Парижа, Булонь-Бийянкур, открылся Музыкальный центр Дидье Локвуда, который стал одним из лучших джазовых колледжей в Европе. Дидье Локвуд множество раз гастролировал по России. Прочные творческие связи установились у него с российским классическим пианистом Даниилом Крамером, с которым он много раз выступал в различных российских городах — начиная с 2002, когда он впервые приехал в нашу страну со своей супругой, певицей Каролин Казадезюс:

Дидье Локвуд в Минске — своя музыка

Не существует музыки, которую нельзя сыграть на скрипке. Не существует скрипки, на которой нельзя играть любую музыку.

Алексей Орешкин