У вас есть желание приобщить ребенка к музыке? Тогда попробуйте как Вивальди, Бетховен, Чайковский рисуют гром. Заодно протестируете ребенка на музыкальность. 

Природные явления были по-своему близки всем этим композиторам. Так или иначе они старались их передать. Разными инструментами. Существует как минимум три произведения, посвященные грозе. У Вивальди — цикл концертов “Времена года” (1723 год), в нём концерт № 2 соль минор «Лето», третья часть так и называется Presto “Летняя гроза”. Далее , в 1802 году, была написана Бетховеном Соната для фортепиано № 17 ре минор, под неофициальные названием: «Буря”. И, наконец “Гроза”, увертюра в тональности ми минор, написанная 24-летним Петром Чайковским также летом, в июне ― августе 1864 года. 

Как минимум, с двумя из этих произведений надо ознакомить ребенка, раздумывающего о смысле бытия.

“Летняя гроза” Вивальди

Первое знакомство должно быть для ребенка первым впечатлением, оно запомнится на всю жизнь, поэтому подготовиться к нему следует с полной серьезностью.

Застаньте дитё в самый неожиданный момент. Например подкрадитесь к нему сзади, когда он ничего не подозревая, играет в игрушки, и тут же врубите на полную громкость “Грозу” c самого начала:


Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония». Солист — Родион Петров, скрипка.

Душа его распахнется словно распашенка, сначала свернется, затем развернется и будет парить над бездной безоглядных чувств. Она вспыхнет и запылает. Даже самые малые эмоции разгорятся и будут пылать так до самого финала. Вивальди при самом первом исполнении, в 1723 году, играл партию первой скрипки. Она была как ураган.

Новая техника игры на скрипке — перо вместо медиатора

Ребенок вздрогнет от первого впечатления. Его душа внезапно распахнется. Да, забыл сказать, пригласите к  первому исполнении врача. Самому вам будет некогда. Пульс ребенка может участится до 140-160 ударов в секунду. Это нормальная реакция. Так и должно быть. Бывают случаи, когда давления останется тем же и пульс не участился. Это плохо. Значит ребенок ничего не почувствовал. Стало быть у него душа не лежит к музыке. Срочно сверните эксперимент. Но если частота сердечных сокращений увеличилась до 170-200, срочно вызвовите скорую. На этом закончится эксперимент по прослушиванию концерта в в стиле барокко.

Впечатления от первого прослушивания бывают самыми разными, но чаще всего преобладает восхищение с привкусом восторга.

Исполнитель — Пина Кармирелли

Соната N 17 ре минор “Буря” Бетховена

Предположим, однако, что вам достался думающий ребенок, который перед тем, как попробовать йогурт, десять раз перечитает описание к нему и найдет сколько жиров в нем содержится. Таких детей лучше приучить не к лету Вивальди, а к сонате ре минор Бетховена – тут и страстный тон высказывания,и психологические контрасты высокого уровня напряжения, и приёмы импровизации.

Сам Бетховен, когда писал эту вешь, придерживался определенного плана. Разные части, по Бетховену, назывались по разному, но главная тема была сельскохозяйственная — поля, дороги, Буря над полем и т.п. Изначально темы так и назывались. Но, постепенно, Бетховен приходит к названию “Буря”, хотя нигде не упоминает его.

Автор — Людвиг Ван Бетховен

В частности, в одном из писем к графу Францу Брунсвику он пишет: «Вокруг меня мчатся звуки, и в душе моей часто бушует такой же вихрь». Это образы, связанные с «Бурей».

 Один из современников Бетховена, который много с ним общался в последние годы жизни и стал его биографом, Антон Шиндлер, спросил у него, что он подразумевал в этой сонате N 17, какое содержание? Бетховен ответил ему: «Прочтите “Бурю” Шекспира». Для Бетховена эта пьеся была очень важна. Отзвуки «Бури», последней пьесы Шекспира, которую Бетховен читал в немецком переводе, встречаются в целом ряде его писем и других документов.

Буря на море – вот лучшая иллюстрация, месиво волн чередующееся с ровным током теченья, отдающиеся в небесах громыханьем  грома. Мы нашли  яркое подтверждение этой версии:


Л. Бетховен, «Буря», соната №17, часть 3 (Allegretto) – исполнитель Вильгельм Кемпф.

Несмотря на бурный характер повествования Бетховен говорит о грозе, о буре с потрясаюшим спокойствием.

Волна, постоянно рвущая вперед, волна, обгоняющая саму себя и разбивающаяся в клочья. Иногда волну пытаются оседлать, тогда она становится светлее и покорней, но тут же взрывается сотней брызг. И снова катит и катит. На волне появляется одинокий сёрфер, он мчит вперед, совсем не толкая свою доску, он развивает чудовищную скорость, но лишь затем, чтобы сорваться  с волны, рассыпавшейся в осколки.

Истинный инструмент Бетховена — эолова арфа

Конечно ребенку будет лучше всего услышать сонату “Буря” на море. Сделайте ему такой подарок, повезите его в Крым или на Кавказ, а лучше всего туда где волны достигают высоты в 2-3, а лучше 4 метра – на Кабо Верде (где я ни разу не был) или на волны Доминиканской республики, где я был. Дайте ему послушать сонату N 17 Бетховена, глядя на настоящую бурю на море. Это будет незабываемое впечатление, которое останется с ним на всю жизнь и, может быть, сделает из него музыканта.

Гроза Чайковского

Самое сложное произведения, передающее образ грозы, это увертюра “Гроза” увертюра в тональности ми минор, написанная 24-летним Петром Чайковским в июне ― августе 1864 года. 

Детям луше её не слушать, разве что музыкальным вундеркиндам, вроде Елисея Мысина.

“Гроза” была навеена одноименной драмой Островского, где в финале главная героиня кончает жизнь, кинувшись вниз с обрыва. Основную часть увертюры составляет подготовка к грозе, лирическая мелодия, каких мастер Чайковский.           Мелодия  готовит в воздухе повышенную электризованность на разности потенциалов, которая разрешается ударом грома.

Гроза прошла, но память о ней осталась

“Грозу”, несмотря на переделки, так и не исполнили при жизни Чайковского. Её не одобрял Антон Рубинштейн, начальник Чайковского по консерватории. Её называли “музеем антимузыкальных  курьезов”.

Премьера ‘Бури” состоялась в Cанкт-Петербурге Санкт-Петербурге 7 марта 1896 года под управлением Александра Глазунова, который увертюру, напротив, чрезвычайно ценил. Вся драма завивается от начала до конца за 13 роковых минут.

В начале звучит несколько пробных выстрелов грозы, которые готовятся вступлением ударных (литавры).

Госоркестр России имени Светланова. Дирижёр — Андрей Рубцов

Затем льется лирическая мелодия всем оркестром, ведущая партия у скрипок. Она несколько раз прерывается звуком грозы. Вступает вторая мелодия, драматическая. Она постепенно развивается, захватывает весь оркестр. Её сменяет первая мелодия. Они наезжают друг на друга. Идет драматическая битва двух мелодий. Вмешивается третья. В итоге одна мелодия побеждает – Катерина бросается с обрыва.

Выбор

В итоге – какое же из трех произведений, посвященных грозе, оказалось лучшим. Уж точно – не последнее, не Чайковский. Все три-четыре темы выделяются среди других мелодий, сочиненных тем же композитором за долгое время. Но “Гроза” – не лучшее из произведений Чайковского. Первое произведения, которое он создал и создал знаменитым было “Лебединое озеро”, когда Чайковскому было 37 лет. Так что 24-летняя “Буря” к явным хитам не относится.

Соната “Буря”, напротив, входит в число лучших творений Бетховена. Он создал ее в 1802 году, когда ему было 32 года. Это самый расцвет его творчества. Чайковский был поздним композитором, а Бетховен – ранним.

1723 год относится и к периоду активного творчества композитора Антонио Вивальди. Он создал цикл “Времена года” когда ему исполнилось 45 лет.

Из двух последних я затрудяюсь выбрать лучшую. И поздний Вивальди и поздний Бетховен одинаково прекрасны. И хорошо ложатся на ухо юным гениям.

Алексей Орешкин