Как дирижерами оркестров становятся женщины

Женщины композиторы достаточно известны – Клара Шуман, Софья Губайдулина. Хотя их мало. Среди дирижеров их больше, хотя тоже редкая профессия для женщины. Вообще женщина любит дирижировать, хлебом её не корми, дай порулить. В быту. А на сцене? Обзор женщин дирижеров в этой статье.

Психосоматические причины подирижировать

Повод подирижировать среди женщин лежит на поверхности. Деньги и еще раз деньги. Хотя есть и нематериальные причины – стремление к лидерству и т.д. Но факт — женщины дирижеры гораздо больше зарабатывают, чем рядовые музыканты в симфоническом оркестре.

Алонда де ла Парра

Примеры для них среди известных людей – хоть пруд пруди: самые богатые мужчины-дирижеры – Валерий Гергиев (по неофициальным данным – самый богатый человек на планете), Владимир Спиваков (официальный годовой доход за 2021 год — 158,3 млн. руб.),, Юрий Башмет (альтист,заработал в 2021 году 60 млн.руб.),  Игорь Бутман ( саксофонист, он же худрук Московского джазового оркестра —  96 млн.руб. в 2021 г.).   Все они получают официальную зарплату именно как дирижеры. Путь к славе открыт. Первая ступень образование. Игорь Бутман ( в Музыкальное училище им. М.П. Мусоргского по классу саксофона – 1981 г., Музыкальный колледж Беркли в Бостоне1989 г.). А женщины?

Чрезвычайно трудно определить кто же из них был первым дирижером. Женщинами, знакомым с дирижированием, были женщины из XX века. Раньше их точно не было. Первая женщина в нашем веке была Надя Булаже из Парижа. Наде Буланже из Франции дебютировала как дирижёр в 1912 году.  Вслед за ней идет Фрида Белифанте из Амстердама, женщина с отклонениями.  Жанна  Эврар  возглавила собственный Парижский женский струнный оркестр в 1930-м.  Вероника Дударова была первой в СССР и вошла в Книгу рекордов Гиннесса как единственная женщина, более 50 лет работавшая с крупнейшими оркестрами. Обзор женщин-дирижеров в этой статье.

Надя Буланже – безусловно первая

Корни Нади, как можно догадаться, русские

Как мы уже говорили, Надя Буланже из Франции дебютировала как дирижёр в 1912 году. ,Во Франции. Оркестр был преимущественно мужским.

Надя была легендарной фигурой в музыкальном мире 20 века — пианистка, дирижёр и преподаватель композиции, к которой ехали учиться композиторы и дирижёры со всего мира.

Надя Буланже в молодости

Ей было уже под пятьдесят, когда она стала работать с Нью-Йоркским,, Бостонским и Филадельфийским оркестрами. Масштаб её личности, музыкальный интеллект и авторитет был настолько велик, что никому не пришло в голову оценивать её дирижирование с точки зрения половой принадлежности. Похоже, что ей тоже было недосуг рефлексировать по поводу того, какого пола её коллеги-музыканты в оркестре.

Однажды журналисты задали ей вопрос: «Вот вы женщина-дирижёр. Что вы чувствуете при этом?». Она ответила примерно так:

«Я уже пятьдесят лет как женщина. У меня было время привыкнуть и не испытывать по этому поводу никаких особых ощущений».

Надя Буланже и Стравинский

Однажды журналисты задали ей вопрос: «Вот вы женщина-дирижёр. Что вы чувствуете при этом?». Она ответила примерно так:

«Я уже пятьдесят лет как женщина. У меня было время привыкнуть и не испытывать по этому поводу никаких особых ощущений».

У неё, кстати, учились великие дирижёры 20 и 21 века: Даниэль Баренбойм, Леонард Бернстайн, Джон Элиот Гардинер.

Фрида Белифанте – женщина нестандартной ориентации

Она считала, что живет в свободной стране. Это где?

Фрида Белифанте родилась в далеком 1905 году и прожила яркую жизнь до 1995 года. Она была нидерландской виолончелисткой и дирижёром, первая женщина — постоянный дирижёр профессионального оркестра. Музыкальный талант ей передался от отца еврея —  Арона Белинфанте (1870—1924), который был пианистом и учителем музыки. Фрида с девяти лет играла на виолончели, а в шестнадцать впервые выступила перед публикой.

В 1922 году она познакомилась с Генриеттой Босман. Ей тогда было 18 лет, а Генриетте – 27. Новая подруга совратила Фриду. Но в 1911 году был принят закон, по которому были разрешены браки между однополыми людьми. Правда по этому закону они разрешались в возрасте 21 года. Но подруги решили, что им плевать на закон. 3 года – какая ерунда. Они даже не скрывали своих отношений, бравировали ими. И надо сказать успешно. Фриду не посадили, хотя могли.

Фрила Беллифанте(слева) и Генриетта Босман — даже книги они читали только вместе

Я не была осторожна. Я всегда говорила: я могу это, я хочу попробовать, я же живу в свободной стране”, говорила Фрида.

Вместе с половой зрелостью наступила зрелось музыкальная – Фрида решила попробовать себя в роли дирижера.  Правда это произошло позже – в 1930 году. Подтолкнул её к этой роли сексальный пртнер, на этот раз – мужчина. В 1929 году она рассталась с подружкой, но согласилась выйти за муж за флейтиста и дирижера Йохана Фелткампа. Правда согласилась с одним условием – никаких сексуальных контактов. Йохан смирился. В этой паре диктовал условия не он.

Фелткамп был посредственным дирижёром, и Фрида решила превзойти его в мастерстве на этом поприще. О каком либо дирижерском образовании история умалчивает. Безуслоовно не любая женщина может стать дирижером. Но Фрида смогла.

Освоение роли дирижера шло 8 лет. Но в 1938 году созданный Белинфанте оркестр выступил в знаменитом амстердамском Концертгебау, сама же она становится первой женщиной — постоянным дирижёром профессионального оркестра, выигрывает престижный дирижёрский конкурс в Швейцарии и получает почетное приглашение дирижировать оркестром Швейцарии.

Брак с Йоханом распался раньше – в 1936 году. Больше Фрида не могла выйти замуж. Перед ней стояли иные цели.

В 1947 году, в возрасте сорока трех лет, Фрида Белинфанте эмигрирует в США, где, начиная с 1954 года, становится дирижёром Orange County Philharmonic Orchestra (Калифорния). Но в в 1962 году оркестр был распущен: официальной причиной была нежелательность конкуренции с лос-анджелесским филармоническим оркестром, неофициальной — гомосексуальность дирижёра. Фрида сломалась. Даже в Америке она не смогла быть дирижером. И прожила тихой сапой до 1995 года. Не прикасаясь в дирижерской палочке. Куда более завидна роль китаянки, закончившей Петербургскую консерваторию по классу дирижирования. Она до сих пор дирижирует.

Чжэн Сяоин – первая “дирижерка” в Китае

В русском языке нет слова дирижер в женском роде. Но женщины такие есть!

Хорошенькое дело – первого дирижера мужчину в мире даже не отметили, а ведь он был в древности, зато в Китае зафиксирована первая женщина дирижер. Ей стала Чжэн Сяопин. Она родилась  в уезде Юндин провинции Фуцзянь, что на востоке Китая в 1929 году. Сейчас ей 95 лет. Поначалу она не собиралась стать дирижером. В 1947 году Чжэн Сяоин поступила в Пекинский медицинский институт «Сехэ», позже она училась сразу на двух факультетах Женского университета Цзиньлин — биологическом и музыкальном. На музыкальный факультет она поступила сознательно. В 1948 году её направили (в социалистическом Китае люди не выбирают судьбу) на работу в ансамбль художественной самодеятельности.  В 1952 году Чжэн Сяоин поступила в Центральную консерваторию Китая в класс композиции, а с 1955 года она приступила к изучению дирижирования (Фрида Белафонте сделала это в 1930 году).

Многоликая Чжэн

В 1960 году (о, счастливая судьба!) она была направлена на учёбу в СССР, в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». В СССР женщин принимали на учебу в класс дирижеров.  Eе взяли в класс заменитого профессора Геннадия Рождественского!

В 1962 году Чжэн Сяоин она дирижировала симфоническим оркестром Москвы на премьере оперы «Тоска» Пуччини. Благодаря блестящей дирижерской работе она была признана в качестве одного из лучших дирижёров Китая. Ей 33 года. Дальше все пошло но накатанной дорожке.

Она дирижирует,  как в Китае, так и зарубежом на таких оперных постановках «Дух цветов», «Сотая невеста», «Травиата», «Вечерний журавль», «Кармен», «Женитьба Фигаро», «Мадам Баттерфляй», «Севильский цирюльник» и других. Чжэн работает дирижером в Центральном симфоническим оркестром Китая, Шанхайским симфоническим оркестром, Центральным симфоническим оркестром радио, Центральным симфоническим оркестром оперного театра и пр.

Чжэн в процессе

В 1981 году Чжэн Сяоин была присвоена первая премия в области дирижерского искусства; в 1985 году она получила орден Почётного легиона, учрежденный французским правительством в сфере литературы и искусства; в 1997 году Чжэн Сяоин была особо отмечена как деятель культуры, внесший большой вклад в развитие Китая. Её имя было включено в реестры выдающихся деятелей культуры и искусства, в том числе её биография содержится на страницах издания, выпущенного библиографическим центром при  Кембридже.

В общем счастливая дирижерская работа продолжается. В 2011 году (наконец то!) госпожа Чжэн Сяоин стала обладателем пожизненного жалования за высокие достижения в Китае. У неё неплохая зарплата. О семейном положении Чжэн ничего неизвестно.

Вероника Дударова – первая женщина-дирижер в СССР

Сама пылающий костер – её стиль дирижирования

Родилась в Баку (1916 год !)(ныне — в Азербайджане), в осетинской семье из аристократическом роду Дударовых. Естественно, как и многие порядочные люди, её отец Асламбек Камбулатович Дударов был  инженером нефтяного промысла, из-за чего был  репрессирован в начале 30-х годов. Чтобы стереть этот факт из биографии ее мать изменила в паспорте Вероники отчество на Борисовна. Прошло отца было замаскировано. Отец  обладал развитым слухом и увлекался музыкой, как впрочем и её мать.

Уже в три года она подбирала мелодии на рояле на слух. В возрасте 6 лет Дударова начала учиться игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одарённых детей при Бакинской консерватории.  Любовь к дирижёрскому искусству привил ей венгерский дирижёр Стефан Штрассер , который приезжал в Баку на симфонические сезоны. Штрассер собрал одарённых детей-музыкантов и занимался с ними теорией музыки, в их числе была и юная Вероника.

Скобка вниз — вряд ли это о чем-то говорит

В 1933—1937 годах Дударова училась в музыкальном училище при Ленинградской консерватории  по классу фортепиано. [ В 1937 году Дударова с матерью переехали в Москву, где Вероника  на подготовительном отделении Московской консерватории, куда и поступила на факультет дирижирования. В 1939 году Дударова держала экзамены в Московскую консерваторию на факультет дирижирования. Профессия дирижёра считалась исключительно мужской, и появление Дударовой было неожиданным для членов приёмной комиссии.  На вопрос почему она решила стать дирижёром, она отвечала: «Потому что я не помещаюсь на фортепиано. Я слышу музыку только симфонического оркестра». Она была первой девушкой в консерватории и позже  стала первой женщиной дирижером в СССР и в дореволюционной России.

Личная жизнь Дударовой

Властные мужчины — лидер в КГБ самый подходящий вариант для дирижера

В 1941-м году Дударова вышла замуж за шахматиста Бориса Вайнштейна, а в 1943 родила ему сына Михаила. Семья не уезжала в эвакуацию, Вайнштейн работал в Главоборонстрое. Михаил быстро делал карьеру в КГБ – он всегда ходил в начальниках:  с августа 1940 был заместителем начальника управления промышленности и спецстроительтва ГУЛАГа НКВД, затем МВД СССР. Веронике нравились властные мужчины и перспективные. В течение все войны семья была в Москве. К 1945 Михаил дослужился до звания генерала КГБ. В 1950-м они развелись.

Второй брак с композитором Юрием Владимировым  длился с 1950 по 1961 год. Третьим мужем Дударовой стал учёный-биолог Гавриил Деборин Гавриил Деборин, они поженились в 1963 (Веронике тогда было 47) и прожили до его смерти в 1998 году.

В интервью 2006 года Дударова говорила, что у неё было 5 мужей. Только зарегистрированных. Поди проверь.

Загадка Дударовой – многочисленные травмы при дирижировании

Кто говорит, что дирижер не опасная профессия? Дударова доказала своей жизнью обратное.

Дударова говорила, что «дирижёр должен быть тираном» и работала соответственно: современники называли ее «железной Вероникой» и «огненным дирижёром». Дударова очень темпераментно управлялась с оркестром. Иногда по выходу с репетиции или с концерта это заканчивалось высокой температурой, как у нее самой, так и у музыкантов оркестра.

Дударова в 70 лет — неплохо сохранилась

В 1993 году Дударова гастролировала в Андорре. Во время одного из выступлений, под конец исполнения произведения, из-за свойственного ей темпераментного дирижирования, упала с дирижёрского пульта. Боясь создать паузу и помешать оркестру, она продолжила дирижировать лёжа до самого конца произведения. Легенда или нет? Нет, факт. Другой раз это закончилось трагедией.

В 1994 году, за 4 дня до юбилейного концерта в честь 220-летия присоединения Осетии к России и 210-летия основания Владикавказа, Дударова сломала ногу. Чтобы не отменять концерт, она попросила сделать обезболивание, сделать на сцене подставку для гипса и вынести её на сцену вместе с дирижёрским пультом до поднятия занавеса. Между прочим ей тогда было почти 80 лет (точнее – 78).

Кроме “железной Вероники” у Дударовой было множество прозвищ. «Королевой бисов» Дударову прозвали после того, как в 1986 году в Мадриде «Болеро» Равеля по настоянию публики бисировали целиком.

Свой оркестр

В 1991 году Дударова создала Симфонический оркестр России, став его главным дирижёром и художественным руководителем. Музыкантов в этот оркестр она собирала сама. Был жесточайший конкурс на место (это подогревалось сулимыми гонорарами). Состав оркестре регулярно обновлялся. Причиной очередного конкурса был не возраст музыкантов (их принимали в состав оркестра без ограничений возраста) а пьянство.  Вероника Дударова не говорила музыкантам “не пейте”. Она не ставила на музыкантах крест.

Коллеги Дударовой вспоминали курьёзный случай, когда дирижёр трижды увольняла за пьянство и прогулы тромбониста из своего оркестра, однако потом неизменно принимала его на работу, поскольку он проходил конкурсное прослушивание лучше других претендентов. В итоге тромбонист вообще бросил пить. Ему в этом помогла Дударова.

Дударова сама подбирала музыкантов для оркестра

До оркестра всей Росси у Дударовой был свой Московский оркестр. Она возглавила его в 1960 году. Она работала в Московским государственном академическом симфоническом оркестре как главный дирижёр и художественный руководитель, и проработала на этом посту до 1989 года. После смерти Дударовой оркестр объединился с Российским национальным оркестром. РНО известен как  академический музыкальный коллектив, созданный в 1990 году Михаилом Плетнёвым. РНО (первоначально называвшийся Российский национальный симфонический оркестр — РНСО) стал первым негосударственным симфоническим оркестром в постсоветский период.

Дударова прожила долгую и счастливую жизнь – 92 года. Став первой женщиной дирижером в СССР и в дореволюционной России.

Дирижеров-женщин становится все больше

Им удается то, что никак не получалось у мужчин. Например, им легче дирижировать Моцартом и Россини

Женщинам труднее с глубоким, тяжелым материалом, таким как Шостакович, Прокофьев, Брукнер, Рихард Штраус. Наверное, артисты оркестра лучше принимают женщин-дирижеров в сочинениях Моцарта, Россини или барочной музыки

«Дирижера можно сравнить с полководцем. Это что-то масштабное, серьезное и харизматичное. Если женщина-дирижер этими качествами обладает, то она, безусловно, добьется правильного результата,

— объясняет Арсений Шупляков, дирижер Мариинского театра.

Арсений Щупляков — дирижер Мариинки


 

Юрий Темирканов сказал как-то: “Дирижер-женщина – это противоестественно…” И не пояснил. Все. Сказал, как отрезал. Приходится другим специалистам расшифровывать. Почему у женщин так ловко не получается, как дирижировать оркестром.  У них у всех версии разные. Например отметил что женщины стоят перед оркестром не так как надо.

Василий Петренко, один молодой российский дирижёр, сделавший успешную карьеру на Западе, высказался несколько лет назад в интервью норвежской:

—  Если на дирижёрском подиуме симпатичная девушка, музыканты начинают думать о чём-то другом.

Не пояснил.

— Для меня немножко нелогично [когда выступает женщина], потому что мы к публике стоим спиной, — рассуждает Дмитрий Волосников, дирижер московского театра “Новая опера”. —  Одеты во фрак или даже просто в рубашку навыпуск. Но такая одежда все равно предполагает строение мужской фигуры. Когда к зрителю спиной стоит женщина, то все волей-неволей смотрят ей сзади куда-то в другое место.

Тоже не пояснил. Но, думаю, все догадались о чем речь идет.

Какими качествами должна обладать женщина-дирижер?

Тут мнения всех, и женщин и мужчин, сходятся примерно в одном — женщина-дирижер не должна быть тряпкой.

Дударова говорила, что «дирижёр должен быть тираном» и работала соответственно: современники называли ее «железной Вероникой» и «огненным дирижёром»[

Её отличали несгибаемый характер, сила воли, высочайший профессионализм. Коллеги и журналисты отмечали её самобытную, экспрессивную манеру исполнения и способность тонко чувствовать музыку . Вот качества  «женского» прочтение знаменитых партитур лауреатом всероссийских и международных конкурсов Ольгой Власовой и лауреата международных конкурсов Камелия Хоанг в городе Стерлитамаке: воздушные жесты, элегантность, детальная проработка, плавная фразировка, смелые акценты, яркая эмоциональность и драматизм.

Он прошёл сквозь горнило, он всё ещё раскалён и светится яростным внутренним светом,довольно ярко и точно высказал в 1967 году американский критик, автор книги «Великие дирижёры» Гарольд Шонберг. —  Он — один в нескольких лицах: музыкант, администратор, исполнительный директор, министр, психолог, техник, мыслитель и распределитель… Но прежде всего он вождь людей. Отец. Учитель, который знает все.

Виктория Добровольская — главный дирижер Российско-китайского симфонического оркестра

Заметьте, он говорит он, вместо того чтоб не сказать она. Но книга 60-х годов. Теперь взгляд на женщину-дирижера шире. Времена изменились. Тоталитарной модели отношений мало кто сегодня симпатизирует, и последние диктаторы-дирижёры ушли в прошлое. Уже не принято швыряться в оркестрантов дирижёрской палочкой, как Артуро Тосканини, или уничтожать их словом и взглядом, как Евгений Мравинский или Отто Клемперер.

«Дирижера можно сравнить с полководцем. Это что-то масштабное, серьезное и харизматичное. Если женщина-дирижер этими качествами обладает, то она, безусловно, добьется правильного результата,

— объясняет Арсений Шупляков, дирижер Мариинского театра.

Выделяя женщин из дирижеров, можно отметить какой-то необыкновенный взгляд и форму одежды – несколько мужиковатую, но ряд женщин сохранили свою женственность … А впрочем смотрите сами.

Ольга Власова

Чтобы стать дирижером симфонического оркестра, приходится проходить десятки отборов и много лет учиться: музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория, аспирантура или ассистентура и минимум десять лет практики в оркестре. Но даже после этого велика вероятность, что работу найти будет сложно из-за большой конкуренции.

Василий Синайский даёт женщине шанс, если она «активна и некрасива»

А теперь посмотрите на эту женщину-дирижера. Дирижер из Мексики Алондра де ла Парра. Она не красива?

Ольга Власова, дирижер, певица и музыкальная руководительница театра «Практика»:

Трудности, начинаются уже на этапе поступления на факультет симфонического дирижирования. Потому что девушек там никто не ждет.

Ольга Власова на прогулке

Когда Виктория Добровольская, ныне главный дирижер Российско-китайского симфонического оркестра, училась на дирижерско-хоровом отделении Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, она решила поступить на факультатив оперно-симфонического дирижирования. Дело было в 2007 году.

— Я была первой женщиной [поступающей на оперно-симфоническое дирижирование] после большого перерыва, — рассказывает Вика Добровольская. — До меня факультет оканчивали Сабрие Бекирова в 2000 году и еще, задолго до этого, пара женщин». При этом, будто забыв недавнюю историю, преподаватели убеждали Викторию, что женщин на кафедре никогда не было.

«Ладно бы еще страшные, но красивые поступают. Им-то зачем?»

— недоумевал пожилой профессор, принимавший экзамены у Виктории.

Мирга Гражине-Тилла — восходящая звезда из Литвы

Виктория Добровольская:

— Женщина-дирижер — явление крайне редкое: в мире оркестрового дирижирования доминируют мужчины.

«Один очень известный человек в нашем исполнительском мире,

— улыбается Добровольская,

— спрашивал меня на вступительном экзамене: “Ну хорошо. Допустим, мы вас примем. Ну а дальше? Вы же не устроитесь никуда. Кто вас, бабу, на работу-то возьмет? Зачем вам это? Что вы будете с этим дипломом делать? Молиться на него?”

Но занявшись вплотную дирижированием, музыканты не оставляют прежних своих профессий, на пример Камелия Хоанг дает концерты в качестве пианистки, а учится на 2-м курсе Московской консерватории. Есть и более продвинутые дирижеры. Летом 2017 года 31-летняя Лидия Янковская была утверждена музыкальным руководителем Чикагского Оперного Театра.

Камелия Хоанг

В заключении – немного статистики. В США, согласно отчету Лиги американских оркестров, опубликованному в июне этого года, доля женщин-дирижеров с 2014 по 2023 год выросла почти вдвое: с 12,9 до 23,8%. 11 из 21 премьеры нынешнего года — это работы женщин-композиторов, а треть из 84 концертов фестиваля включали музыку, написанную когда-либо женщинами.

Во Франции проводится конкурс исключительно среди женщин-дирижеров — La maestra. В 2024 году он пройдет уже в третий раз. Франция, как помним мы, первая страна допустившая женщину за дирижерский пульт жранцуженку в русскими корнями Надю Булаже  в далеком 1912 году.