Вам известен такой способ знакомства как рикошет. Что запущено, то и отразится? Александру Скрябину был даже очень знаком.

Скрябин:

  • Вы хотите заниматься музыкой? Кто же ваш любимый композитор?
  • Вы. Скрябин.
  • Мой тоже. Как мы совпали.

Поцелуй в ручку. Это диалог реальный между Александром Скрябиным и его второй женщиной Татьяной Шлёцер. Скрябин знал как вкручивать шурупы женщинам. Они познакомились.

Скрябин в молодости

— Помню – дождь, грязь, — вспоминает Татьяна, —  а мы не замечаем, шествуем через бульвары и беседуем. Скрябин как пламя. В 14 лет я услышала 3-ю Сонату. Это было самое сильное впечатление в моей жизни. Я мечтала увидеть его. И вот мы идем, не идем, а летим на крыльях какой-то новой жизни.,

Татьяна впервые узнала о Скрябине благодаря его нотам, широко публиковавшимся. Ей было тогда 14 лет.

3-ю Сонату Скрябина юная девушка услышала на выступлении в исполнении любимого самим Скрябиным пианиста Всеволода Буюкли. Она решила приехать в Москву из Витебска и во что бы то ни стало познакомиться со Скрябиным, благо её брат знал его лично  как музыкальный журналист. При помощи брата она и познакомилась со Скрябиным в ноябре 1902 года. Он был её кумир. Чтобы отсель регулярно видеть Скрябина она попросилась к нему в ученицы.

Татьяна Фёдоровна Шлёцер. Нос картошкой.

Послушаем 3-ю Сонату в исполниении одного из учеников Московской консерватории, только часть.

Киохей Имазуми, 3-я Соната, 1-я часть.

Киохей Имазуми

Но вот Евгений Брахман исполняет сонату фа-диез минор целиком:

Соната возвращается к 1-й части. А мы возвращаемся к началу нашей истории.

Дело в том, что Скрябин уже был женат на Вере Скрябиной (до замужества – Вера Ивановна Исакович), с 1897 года.

Скрябин и его первая жена Вера Исакович

Стало быть 5-й год, когда с ним познакомилась Татьяна Шлёцер. В браке у них родилось три дочери и сын. Любовь становится для Скрябина тяжелой повинностью. Вера погрязает в семейном быте. Заботы о дочерях и сыне сьедают ее время, как бывает во многих семьях. А Скрябин скучает. Он в основном занимается творчеством. А его жена обыкновенная женщина. Она давно забросила занятия музыкой, хотя также как и он, закончила консерву как пианистка.

Вера Ивановна Скрябина — первая жена

Появление Татьяны Федоровны. Действие второе.

И вдруг в его жизни появляется 19-летняя Татьяна Федоровна Шлёцер, которая относилась к нему с обожанием и во время его путешествий по Европе ездила следом. Он здесь, и она здесь. Он там, и она тут. Она слушает его стоя на коленях. Бог, истиный бог. Она делает вид, что его обожествляет. А это очень близко к его философии. Он себя чувствует полубогом.

“Мне показалась Татьяна Федоровна очень интересной, — пишет сам Скрябин. — Темная брюнетка, довольно смуглая. С очень красивыми большими томными глазами. Очень сдержанная, и, скорее, холодная.”

Наружность красивая, обращающая на себя внимани. В общем Скрябин втюрился.

Втюренный Скрябин. Нездоровый блеск в глазах

Тем временем Скрябин продолжает работу над своими произведениями. Он давно уже закончил серию из 12-ти этюдов-картин, созданный в 1894-1895 годах соч. 8. Исполняет Святослав Рихтер:

Святослав Рихтер за кадром

Вернемся к 3-ей Сонате. Послушаем ее в первородстве, в миди-обработке, где нет личности, обработки, просто ноты без исполнительской окраски:

3-я Соната целиком

Вера идет по стопам Татьяны. Битва двух женщин за сердце Скрябина.

 Татьяна всюду где Скрябин, она сопровождает его на гастролях. Эти перемещения вслед за гастролирующим музыкантом сопровождаются потрясающими любовными письмами со стороны Татьяны, где она не говорит о своей любви, а рассказывает о его творчестве, проливая свет на удивительное:

В 1904-1905 годах Скрябин окончательно рвет семью и связвает свою жизнь с Татьяной при этом не разведясь с женой, поскольку та категорически против.

1905 год. Скрябин уезжает прочь долой от этих баб. В Швейцарию. К тому же у него там гастроли.

Вера последовала примеру своей соперницы. Она как бы случайно посвящает себя Скрябину. Кроме того, Скрябина вернулась к своей профессии, начав активную концертную и преподавательскую деятельность. Она часто исполняла музыку Скрябина, всегда подчеркивая, что является его женой. Он, готовясь к расставанию с ней, тренировал её как концертирующую пианистку для исполнения … Скрябина. Она категорически против развода со Скрябиным. Она его, по прежнему его. Но поздно. Поезд уехал. Три точки, три тире. Поезд в безумном телеграфе передает сигналы бедствия – три точки, три тире, три точки. SOS – спасите наши души, мы бредим от удушья. Любовная лодка разбилась о быт. Семья Скрябиных расстается.

Он ушёл

Летом 1905 года Скрябина постигает тяжелая утрата  – умирает 7-летняя дочь Римма. Убитый горем отец отправляется в Швейцарию на похороны, а до предела ревнивая Шлёцер забрасывает его письмами, жалуясь на здоровье и умоляя вернуться. В ней живет страх, что горе сблизит бывших супругов. Этого не случилось, Скрябин вернулся в Больяско, где осенью у него родилась дочь, первая дочь от Татьяны — Ариадна. Всего у Скрябина будет 4 детей от законной супруги и еще 3-е от Татьяны.

Александр Николаевич Скрябин скоропостижно умер 14 апреля 1915 года в возрасте 43 лет — от общего стрептококкового заражения крови. Болезнь вспыхнула внезапно и свела Скрябина в могилу за неделю. Татьяна Фёдоровна находилась с ним до последней минуты как сиделка, медсестра и жена.

Этюд N 12 – пример Революционный. Op.8 No.12 D диез минор

Владимир Горовиц играет 12-й этюд Скрябина Op.8 No.12 D диез минор

Владимир Горовиц за исполнением Скрябина

В этом этюде борются две темы – тема левой руки и тема правой. Они дерутся за право существовать вместе. Второе название “Революционный”. Этот этюд — одно из самых ярких и известных сочинений Скрябина. Иногда проводят параллели между этим этюдом и этюдом Шопена ор.10, тоже №12.

Шопен — его версия революционного этюда

Этюд Шопена, прекрасный, патетический и жизнеутверждающий, в духе пламенного призыва, обращён к гражданину. Недаром этюд часто называют «революционным» и в связи с ним вспоминают и польское восстание 1831 г. против русского царизма, и знаменитую картину близкого друга Шопена французского художника Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах». Этюд Скрябина — это, скорее, создание одинокого, гордого, великого и трагического человеческого духа. Однако экспрессия, сила и мощь этой музыки бесподобны. Мы как будто присутствуем при какой-то трагической схватке титанов.

А вот в совсем новом исполнении – Даниил Трифонов в Берлине, ноябрь 2019 года.

И ничуть не хуже Владимира Горовица в конце его карьеры

Этот этюд – только пример неординарного гения Скрябина.

Алексей Орешкин