
Только в интернете — пианистки сами не знали что соревнуются
В мире развиваются всяческие искусственно созданные соревнования музыкантов. Развиваются благодаря блогам. Мало вам настоящих соревнований. Однако такие соревнования оказались полезны.
Пример — берем для сравнения двух выдающихся пианисток Yuja Wang (Юйя Ванг – Китай, род. в 1987) vs. Khatia Buniatishvili (Катя Буниатишвилли – Грузия , тоже род. в 1987) и воспроизводим в их исполнении следующие произведения (запас времени – порядка 45 мин.):

Юйя Ванг
Участницы соревнования — Юйцзя Ван и Хатия Буниатишвилли
Раунд 1-й — разминка
Piano Duel — Yuja Wang vs. Khatia Buniatishvili
Round 1 — Intro piece
0:04 Scriabin: Prelude Op. 11 No. 11 (Yuja)
1:42 Chopin: Waltz Op. 64 No. 2 in c# minor (Buniatishvili)
В раунде первом Катя Буниатишвилли взялась за старое хорошо изъеденное произведения вальс до диез минор Шопена. Она целеустремленно развивает эту тему тонким и быстрым темпом, доводя его легкими касаниями клавиш до исступления …
А тем временем Юя Ван оседлала Скрябина с его 11-й прелюдией для фортепьяно с довольно сложной гармонией.
2-й раунд – техника исполнения
Round 2 – Technique
4:58 Prokofiev: Toccata Op. 11 in C (Yuja)
8:46 Liszt: La Campanella (Buniatishvili)
Второй раунд Юя взрывает яростной атакой на токкату N 11 С dur Прокофьева. До монотонности мощный ритм. Пожалуй похожий ритм был на той же токкате у Эмиля Гилельса в 1959 году, когда он играл её в Страсбурге и в некоторых современных рок-композициях. По технике исполнения она равна виртуозам-гитаристам.
Катя отвечает не менее сложной Кампанеллой Листа на тему Николло Паганини.
3-й раунд — лирика
На третьем раунде дошли до современной музыки – Рахманинова. Играет Юя. Вариации Косича. Медленный. Отвечает также медленной темой – лирические вариации Листа на тему Шумана. Современные пианистки не опускаются до исходника Шумана.
Итоги конкурса
Что в итоге выясняем? Две пианистки равного уровня развития. И тут вдруг выясняется каверзный перекос – Юйцзя (зовут ее Ван, как Кляйберна) родившись в Китае выбирает для исполнения сочинения исключительно русских авторов – Рахманинов, Скрябин, а Катя Буниатишвили – исключительно мировых: Листа, Равеля, Шуберта, Шопена. Так что их смешно сравнивать. Но нужно, чтобы почувствовать что Вам и никому другому от них нужно.
https://www.youtube.com/watch?v=x3p0ThHSBYo
Готовый продукт – тему Прокофьева Гилельс представил публике когда ему было 43 года. Неизвестно сколько он над темой перед этим работал. Юя показала публике ту же тему в 27 лет. Современные пианисты развиваются быстрее, им становятся по силам аналогичные мелодии раньше на 15 лет. Благодаря развитию интернета и вопреки развития тех ники.
Еще похожий ритм есть в токкате Шумана С dur. Но совершенно не похожая мелодия. Хотя именно Лист сделал свои вариации на тему Шумана абсолютно не похожие на классический исходник . Шуман стоял на переходе от классической музыки к романтической.
https://www.youtube.com/watch?v=JdAY_BIUD9w
VICTOR MERZHANOV — Schumann. Toccata in C Major, op. 7
3-й раунд — лирика
На третьем раунде дошли до современной музыки – Рахманинова. Играет Юя. Вариации Косича. Медленный. Отвечает также медленной темой – лирические вариации Листа на тему Шумана. Современные пианистки не опускаются до исходника Шумана.
Round 3 — Musicianship
12:47 Rachmaninoff-Kocsis: Vocalise (Yuja)
16:33 Schubert-Liszt: Ständchen (Buniatishvili)
4-й раунд – вершина развития вариаций
Round 4 — Finale
23:04 Scriabin: Etude Op. 8 No. 9 (Yuja)
27:29 Ravel: La Valse (Buniatishvili)
На Четвертом раунд Юя вернулась к бешеным вариациям Скрябина, перемежая их спокойными частями, чтобы показать равное владение лирикой и роматизмом. А Катя решила продемонстрировать покорение вершин Равеля, до которого я не дорос. Для меня Равель ограничивается . Созерцая женственные формы Кати или длинные красивые ноги Юя я совершенно таю, и не могу слушать музыку.

Катя в спортивной форме
5-й раунд – очное соревнование
36:47 J. Brahms Hungarian Dance No. 5 (Piano 4 hands) – обе играют в четыре руки. В знак примирения. Bonus number
В пятом раунде две конкурентки наконец встретились и играют, очень необычно правда, венгерский танец N 5 Брамса, потому что Брамс в свое время написал вариации в четыре реки. Очень озорно. Как будто специально для Кати и Юйи, и для меня, чтоб я не переругался с самим собой выясняя кто из них лучше.
Итоги конкурса
Что в итоге выясняем? Две пианистки равного уровня развития. И тут вдруг выясняется каверзный перекос – Юйцзя (зовут ее Ван, как Кляйберна) родившись в Китае выбирает для исполнения сочинения исключительно русских авторов – Рахманинов, Скрябин, а Катя Буниатишвили – исключительно мировых: Листа, Равеля, Шуберта, Шопена. Так что их смешно сравнивать. Но нужно, чтобы почувствовать что Вам и никому другому от них нужно.
36:47 J. Brahms Hungarian Dance No. 5 (Piano 4 hands) – обе играют в четыре руки. В знак примирения.

Катя
VICTOR MERZHANOV — Schumann. Toccata in C Major, op. 7

Юйя Ванг: «Так бы и пришпилила эту Катю!»
Морис РАВЕЛЬ — «БОЛЕРО» / Национальный Филармонический Оркестр России, Владимир СПИВАКОВ
В пятом раунде две конкурентки встретились и играют, очень необычно правда, венгерский танец N 5 Брамса, потому что Брамс в свое время написал вариации в четыре руки (как реки на просторе). Очень озорно. Как будто специально для Кати и Юйи, и для меня, чтоб я не переругался с самим собой выясняя кто из них лучше.
Из истории пианисток
Ван Юйцзя (род. 10 февраля 1987, Пекин, Китай) — китайская пианистка, обладательница множества международных музыкальных наград. Известна также как «летающие пальцы» за обладание виртуозной техникой и невероятной беглостью пальцев. Начала учиться в 6 лет. К 21 году она уже была признанной во всем мире концертной пианисткой и подписала эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon.

Юй
В феврале 2016 года, отступив от своего ранее преобладающего в течение 29 лет русского репертуара, исполнила Концерт для фортепиано № 9 Моцарта в Дэвид-Геффен-холле в Нью-Йорке под управлением Шарля Дутуа, а затем, дебютировла с Венским филармоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева в Мюнхене и Париже[31].
В январе 2023 года, в Карнеги-холле, дала, привлёкший к себе всеобщее внимание и признание, беспрецедентный более чем 4 часовой концерт, где впервые в истории фортепиано были исполнены все четыре фортепианных концерта Рахманинова и его Рапсодию на тему Паганини . Живет в Нью-Йорке. Не замужем.

Катя
Катя Буниашвилли – стартовала заниматься на фортепьяно в 3 года. В шесть лет дала первый концерт с камерным оркестром в Тбилиси. В 10 лет была приглашена выступить с концертами в Швейцарии, Франции, Германии, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Монако, Италии, Австрии, Дании, России, Украине, Армении, Израиле и США.
Хатия Буниатишвили свободно говорит на пяти языках, хотя живёт в Париже на высоком этаже под самой крышей. Дался ей этот Париж. Тоже на замужем, хотя ей уже 38. Если дальше так пойдет … То же самое с Катей. Посвятили себя фортепьяно вопреки всему.
Что касается виртуального конкурса в котором участвовали двое, по моему впечатлению они шли ноздря в ноздрю. Юйя открылась мне с новой стороны в покорении тихих звуков. Она владеет пиццикато, как Таривердиев гуслями …