Самый плодотворный композитор – 14 опер и 40 произведений для баса
Джованни Боттезини (1821-1879) один из первых музыкантов, кто сделал из своего увлечения — игрой на контрабасе – работу. Мало того что он великолепно играл на контрабасе. Он создал произведения для контрабаса, который до этого числился как чисто аккомпанирующий инструмент.
Джованни Боттезини родился в Италии, в семье кларнетиста Пьетро Боттезини. В 1835 году отец направляет его учиться в Миланскую консерваторию. Но там свободные места имелись только в классе фагота и контрабаса (фагот тоже исполняет партии в нижнем диапазоне). Джованни выбрал контрабас. В 1839 он блестяще заканчивает консерваторию и занимается сольной карьерой. По окончании консерватории он получает премию в 300 франков за отличное исполнение на контрабасе.
На все эти деньги он покупает контрабас мастера Карло Антонио Тесторе (1688-1764), на котором проиграл большую часть своей жизни. Контрабас сделан из качественного дерева и покрыт золотисто-желтым лаком. Он отличался богатым звучанием. Карло Антонио специализировался на низко звучащих инструментах. Делал только большие скрипки.
Паганнини контрабаса
“Под его смычком контрабас плачет и ревет …”
Уже в 1840 концерты Боттезини в его родном городе Креме пользуются огромным успехом, и молодому музыканту предлагают работу во многих городах Италии и Вене. Боттезини становится концертмейстером группы контрабасов театра Сан-Бенедетто в Венеции, где он знакомится с Джузеппе Верди. Настоящую сенсацию произвёл его концерт в Лондоне 26 июня 1849 года, после которого музыкальные критики назвали Боттезини «Паганнини контрабаса». Сезон 1861―1862 Боттезини провёл в Палермо, затем работал в Барселоне и Мадриде. В начале 1880-х Боттезини отправляется в Южную Америку, выступает в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро, после чего возвращается на родину и работает в Королевском театре Турина.
“Один из величайших музыкантов, потрясающий исполнитель-виртуоз. Под его смычком контрабас вздыхает, плачет, поет, хрипит, дрожит, ревет, словно полноценный оркестр, способный и на мощные вспышки, и на самые мягкие звучности», — так о Боттезини писали его современники.
Оперный композитор
14 опер – это не как у Чайковского: всего 10
Помимо сольной карьеры, Боттезини также получает известность как композитор. В 1846 он отправляется в Гавану, где дирижирует своей первой оперой ― «Христофор Колумб». Всего за свою жизнь он написал 14 опер. Этому творчеству он посвятил 32 года своей жизни. При этом ни одна опера не получила большой известности, помимо исключений.
1855―1857 Боттезини работал в качестве дирижёра Итальянской оперы в Париже (здесь была поставлена вторая его опера ― «Осада Флоренции»), в антрактах нередко исполняя на контрабасе собственные импровизации на оперные темы. Успехом пользовались его оперы «Винчигерра» и «Али Баба». Кроме того, Боттезини успешно выступал в роли дирижера чужих опер. Например 24 декабря 1871 года Боттезини дирижировал премьерой оперы Верди «Аида», состоявшейся в Каире. В этом городе Боттезини провёл ближайшие несколько лет.
Всего Боттезини стал автором 35-40 произведений для разных инструментов. Боттезини играл на трёхструнном контрабасе, который настраивал на один тон выше обычного строя, и использовал «французскую» постановку смычка (держа смычок наподобие виолончельного), что по тем временам было достаточной редкостью. Для удобства сольного исполнения мастера сконструировали трёхструнный контрабас, струны которого настраивались по квинтам (G1, D, A ― соль контроктавы, ре, ля большой октавы, то есть на октаву ниже виолончели, но без струны до) или по квартам (A1, D, G ― ля контроктавы, ре, соль большой октавы). С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы вышли из употребления.
Многочисленные сочинения Боттезини, написанные для контрабаса, до сих пор входят в репертуар исполнителей на этом инструменте. Приведем примеры.
Духовные сочинения
Сочинение духовной музыки – реквием длинною в 1,5 часа
Среди духовных сочинений Боттезини самым ярким является Реквием (Messa da Requiem) для четырех солистов, смешанного хора и симфонического оркестра, написанный в 1887 году на смерть любимого брата Луиджи. Премьера Реквиема состоялась в Каире в 1887 году, и лишь спустя несколько лет он был исполнен на родине композитора в Италии, где на Национальной музыкальной выставке в Милане завоевал Серебряную медаль. Если у вас хватит сил дослушать до конца … Произведение занимает 1,5 часа.
Giovanni Bottesini «Requiem» — live stream / Дж. Боттезини «Реквием» – запись 2 июня 2021 г.
Исполнение Реквиема Дж. Боттезини в Москве 2 июня в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла.
Концерты Боттезини для контрабасов
В консерватории Джованни изучал гармонию, контрапункт и занимается композицией у у Никкола Вакаи и Франческо Базили
Боттезини посвятил своему учителю Луиджи Росси два дуэта для двух контрабасов. Но к сожалению ни одного, ни двух дуэтов для контрабасов я ни нашел, а нашел исполнение того же дуэта контрабасом и голосом – две барышни, одна краше другой, пели – одна поставленным голосом, но не душой (Елена Коржевская) другая, Мария Шило играла вроде бы на контрабасе, но не слышал я в этом, с позволения сказать, ничего басового. И это Боттезини?
Из известных произведений его концерт для контрабаса N 2 си-бемоль минор звучал на редкость хорошо, он и до сих пор исполняется массово, особенно среди контрабасистов.
И, наконец, исполнение, которое меня покорило:
Здесь на контрабасе играет Хонги Томас Лай (Гон Конг).
.
Но начинал Боттезини не с этого концерта. Для начала он сочинил концерт N 1 в Фа диез миноре. Боттезини излагает оба концерта в миноре – как будо чувствует минорную сущность.
Концерт для контрабаса с оркестром №1 фа-диез минор (1892)
- Allegro moderato
2. Andante
3. Allegro con fuoco
Тарантелла с контрабасиней
Танцующие тарантеллу больны безумием
Вот еще одно произведение Дж.Боттезири — Тарантелла для Контрабаса с оркестром
Начиная с XV века в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом торантула (название паука тарантул, также как и танца, производят от названия южно-итальянского города Таранто). Здесь сольную партию исполняет очаровательная тарантина. Если вы после этого исполнения заболеете тарантизмом … Кстати партия контрабаса сыграна необычайно тонко – так как сложна из-за больших скачков.
В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двухдольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. В XVI веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии.
На балетной сцене тарантелла стала популярной благодаря балету Казимира Жида «Тарантул» (1839), поставленному в парижской Опере специально для Фанни Эльслер. В 1964 году виртуозное па-де-де[англ.] на музыку тарантеллы Готшалка поставил хореограф Джордж Баланчин .
Элегия – о чем напел контрабас
Эле́гия — жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.
Изначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определённого размера: двустишием гекзаметр-пентаметр. Слово ἔλεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. А вот что такое звучит в исповеди Виктории Чешевской и Томазо Карлини:
Элегией увлекался Пушкин. Первые стихотворения в этом жанре он написал ещё в Михайловском в 1825-26 годах, самая знаменитая «Элегия» («Безумных дней угасшее веселье…») написано Пушкиным в 1830 году.
Элегия также встречается в музыке у Сергея Рахманинова в одноимённом сочинении в 1892 году и у Федора Шаляпина — в оперной арии «Элегия» (музыка Жюль Массне, слова Луи Галле) в 1908 году.
Также “Элегия” называется фильм 2008 года, с Пенелопой Крус и Беном Кингсли, который тоже раскрывает понятие слова элегия.
Конец карьеры
В начале 1880-х Боттезини отправляется в Южную Америку, выступает в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро, после чего возвращается на родину и работает в Королевском театре Турина. В 1887 Боттезини в последний раз в жизни посетил Англию, где была исполнена его оратория «Гефсиманский сад». По рекомендации Верди в начале 1889 Боттезини получает место директора Пармской консерватории, но всего через полгода он умирает. По завещанию музыканта, его похоронили рядом с могилой Паганини. Николо был его кумиром. Джованни был Паганнини Контрабаса, но так назывался только потому, что контрабас менее популярный инструмент чем скрипка.