И для мужчин, которые могут почувствовать нежность к деревяшке

Фагот древний инструмент появившийся еще у Баха (1685-1750). Очень низкий инструмент. Басовый. В этот смысле он близкий к контрабасу. Но духовой. И деревянный. Главная роль его в оркестре – басовый аккомпанемент. Но во многих произведениях, более поздних, он используется как сольный инструмент и на него возложена главная роль. У Баха, Генделя и Гайдна фагот выполняет функцию баса, что важно, но неинтересно. Впервые у Моцарта он лидирует и на этот случая написаны Концерт для фагота с оркестром Си бемоль мажор.

Исполнение на фаготе — не такая уж простая задача

Из истории фагота

Из волынки фагот превратился в сладкозвучный инструмент благодаря реконструкции

Первый инструмент тип фагота появился в Италии в XVI-м веке. Автор изобретения неизвестен. Слово “дульциан “ с итальянского переводится как “нежный”, “сладкозвучный”. С самого начала, т.е. в XVI-м веке используется как басовый инструмент. Только позднее, с Моцарта, — как сольный инструмент.

Изобретателем фагота считается Аббат Афраньо дэльи Альбонззи в 1539 г. Он взял низкие свирели и приделала к ним мех. Как выяснилось со временем, у созданного клириком музыкального прибора общего с настоящим фаготом почти ничего и не было, и в сущности это была обычная, простая волынка, дополнительно оборудованная язычками из металла, имя же настоящего создателя неизвестно. Однако известно, что нынешний фагот появился благодаря реконструкции старинного инструмента с наименованием бомбарда, а еще некоторые его называли «поммер». Бомбарда, сам по себе инструмент больших размеров, была разделена на две отдельные части, для того, чтобы было легче проводить изготовление и транспортировку.

Легко разбираемый инструмент

За счет изменения тембра звучания сначала фагот называли «дульцианом», что с итальянского переводится как «сладкий и нежный». Со временем из фагота убрали трубы раздувательного меха. Эту реконструкцию произвел мастер музыкальных инструментов Сигизмунд Шэльтцэр в начале XVII столетия. 

Позже появилась такая форма произведений как концерт для фагота с оркестром. Первый концерт для фагота с оркестром был сочинен Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1774 году. Возможно роль застрельщика на него возложена потому что фагот уж слишком выделяется по тембру. Заметил это только Вивальди в 1716 году. Он выделяется среди басовых инструментов, частный случай – басовая партия фортепиано или контрабассовая. Фагот – инструмент, который не спутаешь ни с каким другим инструментом по тембру.

Если выбрать только басовые партии, то функция баса предоставляется в музыке до Моцарта у – Баха(1685-1750), Генделя(1685-1759),Гайдна (1732 – 1809). Но сольные партии у фагота начались с  Вивальди (1678 – 1841) . Возможно роль застрельщика на него возложена потому что фагот уж слишком выделяется по тембру и заметил это только Вивальди в 1716 году. Он выделяется среди басовых инструментов, частный случай – басовая партия фортепиано или контрабассовая. Фагот – инструмент, который не спутаешь ни с каким другим инструментом по тембру.

Дальше фагот продолжил использоваться у Моцарта (1756-1791), Карла Марии Вебера (1786 – 1826), Россини (1792-1868) …

Функция фагота

Фагот в своей главной функции как басовый инструмент конкурирует только с контрабасом в симфонических произведениях. Но современные девушки используют фагот для произведений, совсем не написанных для фагота. Например Лола Дискурс или Евгений Баев играет на фаготе Баха:

Евгений Баев, фагот и флейта. И.С.Бах виолончельная сюита в семи частях

Стать что ли фаготистом?

Финансовый затраты на проект

Если вы еще не стали фаготистом, подумайте в какую телегу впрягаетесь. Стоимость фагота – от 1000 долларов до 60000-70000 тысяч . По сегодняшнему курсу доллар стоит 80-90 рублей. Кроме фагота вам понадобятся трости . Трости большинство фаготистов делают самостоятельно с помощью специального станка из заготовок из тростника. Заготовку надо смочить и потом гнуть пополам. Частота смены тростей зависит от время жизни тростей – от получаса. В общем много возни ради прекрасного, мягкого звука. Фаготистами начинают становиться в 6-7 лет, но можно и позже. Первые два три года учатся играть на флейте. Потом вам выдают пол-фагота и вы да этом полуфабрикате учитесь получать звук. Для развития полезны занятия плаванием. Чтоб развивать легкие и учиться дышать. Потом вам наконец дают полностью собранный фагот … Впереди путь в 10 лет самостоятельных занятий и дальше до бесконечности, потому что совершенству предела нет.

  • Фагот, спектр – 3,5 октавы
  • Материал. Клен либо палисандр, бокал из металла
  • Габариты. Длина инструмента — 1,3 м, длина трубы (общая) — 2,5 м.
  • Происхождение. Фагот происходит от куртала, евро одноязычкового цельного инструмента (16 века).
  • Систематизация. Духовой инструмент, т.е. который производит звуки с помощью вибрации воздушного столба.
  • Увлекательный факт. Фагот по-итальянски значит «кучка дров, приготовленных для костра», а поэты ассоциировали глубочайшее звучание этого инструмента с «речью Бога морских глубин»
  • Изобретатель. Аббат Афраньо дэльи Альбонззи в 1539 г. Взял низкие свирели и приделала к ним мех.

Фагот у Вивальди – первое произведение у фагота в стиле барокко

Неплохое начало — 39 пьес для фагота

Вивальди (1678 – 1841) открыл тему написания концертов для фагота в пышном стиле барокко. До этого фаготы играли чисто басы – партии разной степени сложности. Вивальди, как минимум, написал 39 концертов для фагота! Самый первый — в период 1716-1717 гг., раньше знаменитого цикла “Времена года” (1725). Если не считать концертов, для которых нет нот – потеряны, туда сюда. Новые ноты периодически находят. В любом случае Вивальди самый первый и по числу концертов для фагота, обгоняет Моцарта, у которого всего один концерт, в 1774 году. Так что Вивальди придумал первый концерт на 60 лет раньше Моцарта. Как всегда форма АВ(медленно)С(быстро). Плюс вступление и проигрыши на скрипках. После каждой части проигрыш скрипок. Продолжительность концерта 13 минут.

Солист Сергей СОННОВ Симфонический оркестр Москвы «РУССКАЯ ФИЛАРМОНИЯ» Дирижёр Сергей ТАРАРИН Камерный зал Московского международного Дома музыки 29 декабря 2013 года

Для музыки эпохи барокко характерно наличие украшений, мелизмов. И в этой партии сие видно. В общем для начинающих это произведение не подойдет. Состав оркестра подобран для исполнения – в числе аккомпанирующих инструментов струнные и клавесин. Ни медных духовых, ни ударных вы здесь не найдете. Когда звучит сольная партия фагота, ему аккомпанирует или контрабас, или виолончель и клавесин. Скрипки, альты в этих эпизодах молчат. Там же где скрипки играют, они звучат либо тихо, либо в промежутках, когда фагот не звучит.

Фагот у Гайдна, Генделя и прочих

Композиторы писали для фагота много и изобильно

Первое, что сделал Гайдн, получивший место придворного композитора у князя Эстерхази — написал три симфонии, в которых дал волю воображению в работе над партиями фагота. Особенно примечательна в этом плане 3-я часть симфонии N 6 — «Утро». Она была написана весной 1761 года , вскоре после поступления композитора на службу к князю и стала первой написанной им на новом месте службы. Гайдну исполнилось 29 лет. Это так называемые ранние симфонии, вскоре была сразу же написаны симфонии N 7 и N 8,  называющиеся «Полдень» и «Вечер» соответственно. Симфония «Утро» называется так, потому что у нее медленная 1-я часть.

Гайдн Симфония №6 ре мажор ‘Утро’ Haydn. Symphony No.6 in D major. Государственный академический камерный оркестр России Дирижер и художественный руководитель — Алексей Уткин. Концерт 31 мая 2022 года в КЗ им. Чайковского (Москва)

Слушайте с 11 минуты 47 секунды. Тут в 3-й части соло фагота. Кстати соло играет девушка, что характерно.

Фагот у Моцарта в Венской классике

То, что врач прописал – для девушек с большими и добрыми руками

У Моцарта главная роль отдана фаготу в его произведении Концерт для фагота с оркестром Си бемоль мажор, написанному в 1774 году. Этот концерт относится к периоду рококо. Хрупкая с виду девушка управляется с инструментом в 7-10 кг весом как будто со 300-грамной флейтой. Девушек в фаготе привлекает чрезвычайно нежный звук. Поэтому их становится все больше, несмотря на сложность игры.

В.А. Моцарт (1756-1791) Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор (КV 191/186e, 1774) фрагменты
Солистка — лауреат международных конкурсов Анастасия БАТРАКОВА Камерный Оркестр Тарусы

От напряжения сморщивается её белоснежный лоб, но через несколько секунд распрямляется. Для того, чтобы управляться с фаготом девушки нужны соответствующего роста с крупными кистями рук. Посмотрите какие цепкие руки у немецкой фаготистки Катарины Мётцлер:

W.A. Mozart: Konzert für Fagott und Orchester in B-Dur KV 191. Katharina Mätzler, Fagott

Мужчины тоже должны быть соответствующего роста и с длинными и цепкими пальцами. Как, на пример Юрий Скворцов из Саратовского филармонического оркестра.

В. Моцарт — Концерт для фагота B-dur, 2 и 3 части. Солист Юрий СКВОРЦОВ, дирижёр Мурад

Послушайте внимательно концерт Моцарта второй раз и вы сделаете для себя открытие — в партии для фагота существует двухголосье, но не одновременное. Яркое разделение одного инструмента на два голоса – бас перемешивается с темой. Чего нет в более ранних музыках стиля барокко и рококо. Точно такое же двухголосье есть у партии скрипки в партите Баха , на которой можно сыграть две ноты одновременно. Но у фагота только одна. Бах, надо заметить, проворонил целую эпоху барокко для фагота. Он в свое вермя не создал ни одного произведения для фагота. Только теперь, в наше время, темы Баха, переделывают для фагота.

Стиль – венская классика. Что характерно для Моцарта – классика мелодичная.

Фагот у поздних классиков

Антон Мария Вебер —  продолжение классики на новом уровне

Оркестр дополняется ударными и медными духовыми

Новое время – новые звуки. Композитор Антон Мария Вебер (1786 – 1826) создает виртуозную импровизацию для фагота с оркестром Фа мажор, 3 ч. — солист Иван Зорин, дирижёр Евг.Хилькевич. Концерт для фагота с оркестром F-dur op. 75 (1811год)

Концерт для фагота с оркестром Фа мажор

40 лет музыки были отданы Карлу Мария Веберу именно этому инструменту. Но произведение всего одно. Карл родился на 30 лет позже Моцарта. Развились соответственно и партии фагота. На фаготе две руки работают независимо и поэтому когда правая рука нажимает близкие по звукоряду ноты, левая рука может совершать большие скачки и наоборот.

Антон Веберн относится к поздним классикам. Но посмотрите как пополнился состав оркестра по сравнению с концом XVIII века – с самого начала вступление на ударных, затем вступает валторна(медный духовые) и далее по ходу партитуры звучат флейты в комплекте с кларнетами.

Рассцвет фагота у Чайковского

В музыке Чайковского полно фагота в самых разных формах – симфонии, ноктюрны, арии из опер

Наиболее ярко он звучит в 6-й симфонии Чайковского — фагот играет тяжелое, скорбное соло, сопровождающееся звуком контрабасов. Для начала послушайте 1-е такты симфонии – так играет фагот, причудливый деревянный инструмент – состоящий из двух деревянных труб и массы органов управления ими (преимущественно отверстия и откидные клапаны). Вот как он звучит в 6-й симфонии Чайковского:

П. И. Чайковский | Симфония № 6 «Патетическая» | БСО им. П. И. Чайковского, Владимир Федосеев
Cначала – очень тихо в ppp (пиано-пианиссимо)

Начав с малого с 7-й минуты фагот повторяет мелодию. Потом в помощь фаготу играет бас-кларнет, потому что фаготу с арией не справиться, слишком тихо. А бас-кларнету это легко. Бас-кларнет играет всего 4 ноты во всей опере, а получает полную ставку. В некоторых оркестрах они очень маленькие.

Еще один шедевр Чайковского – ноктюрн на фаготе. Привет Шопену.

Sebastian Stevensson Bassoon Asuka Nakamura Piano
Tchaikovsky Nocturne op 4 no 19 Sebastian Stevensson, Asuka Nakamura

Однако делают на фаготе и арию Ленского из оперы Чайковского “Евгений Онегин”, конечно без слов. Фагот поет не хуже любого голоса.

Переложение для фагота и струнных Андрея Рубцова. Анастася Батракова (фагот) Камерный оркестр «Fragmenti di Mosca», дирижёр — Андрей Рубцов. Запись с концерта 10 октября 2019 года Рахманиновский зал Московской консерватории

Также легко переделывается Чайковский в пьесе из Времен года.Также легко переделывается Чайковский в пьесе из Времен года.

Петр Чайковский «Август» («Жатва») из цикла «Времена года» транскрипция для фагота и фортепиано Ивана Костлана Фагот — Николай Кустов Фортепиано — Юлия Грошева ННГК им. М.И. Глинки, 28.06.2023

И наконец опять Петр Чайковский в современной обработке Ивана Костлана:

Фагот оказался очень певучим инструментом имитирующим человеческий голос. Он изображает суету при сборке пшеницы или ржи. А затем медленная тема – вероятно, перекур у жнецов.

А вот та же тема в оригинале на фортепиано. Чайковский. Времена года. Жатва. Август. Исполняет Андрей Писарев.

Счас будем жать и сеять.

Фагот в опере

Вступление фагота к арии Неморино из оперы Любовный напиток Гаэтано Доницетти. Играет с арфой.

 Исполняет Павел Колгатин. В Петербурге. На итальянском языке в расчете на международную арену. Я искал текст на русском. Но увы! Даже Лемешев поет на итальянском языке.

Финал оперы «Набукко» Верди с вступлением фагота и женским вокалом.

Финал оперы Верди «Набукко». Вокал — Людмила Монастырская. Исполнителя на фаготе не пишут, свинство.

Инструментальная музыка

Сольная каденция фагота из “Шехерезады” Римский Скорчился (жаргонное название у музыкантов композитора Римского-Корсакова).

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. «ШЕХЕРАЗАДА» 3ч.
Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер Дмитрий ЮРОВСКИЙ Государственный Кремлевский Дворец, март 2017

Контрфагот

Старший брат фагота

Это инструмент, который звучит на октаву ниже фагота. У некоторых исполнителей низкие звуки превращаются в кашу, но у профессиональных исполнителей нет  этого.

Рихард Штраус “Мюнхен-вальс” с партией контрфагота. Партия котрфагота уныла и однообразна – всю дорогу бас играет “картошками”. Чисто аккомпанимент.

Мощная разработкой напоминает Вальс “Золушки” Прокофьева.

У Равеля есть произведение цикл “Сказки матушки Гусыни” и в нем пьеса IV  “Красавица и Чудовище” Роль чудовища исполняет контр-фагот. Он свою партию играет на 7 минуте (точно в 7 мин.30 с.). Должен играть, но в этом оркестре, прославленного Юрия Темирканова контр-фагота просто нет! Есть два обычных фагота. Но чудо — на 11 минуте все-таки звучит контр-фагот! Где он спрятан на ролике не видно.

VIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича в 2017
г. Торжественное открытие. Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича, дирижер — художественный руководитель и главный дирижер оркестра Юрий Темирканов. Морис Равель. «Моя Матушка-Гусыня» («Ma mère l’oye»).

Но есть запись той же пьесы оркестром в Веймаре, где все прекрасно видно. И контр-фагот в том числе. Ориентируйтесь на ту же 11-ю минуту. Также можно посмотреть свои партии на фаготах.

The Orchestra of the University of Music FRANZ LISZT Weimar, conducted by Prof. Nicolás Pasquet, plays Maurice Ravel’s «Ma Mère l’Oye» (Mother Goose), originally composed as a piano duet for 2 children, later transformed into a solo piano piece, then orchestrated and finally transformed into a ballet. Our Orchestra plays the Orchestra Version, which consists of 5 parts: I. Pavane de la belle au bois dormant Pavane of Sleeping Beauty II. Petit Poucet Little Tom Thumb / Hop o’ My Thumb III. Laideronnette, impératrice des pagodes Little Ugly Girl, Empress of the Pagodas IV. Les entretiens de la belle et de la bête Conversation of Beauty and the Beast V. Le jardin féerique The Fairy Garden The Concert took place at the Weimarhalle on December 8th, 2011.

 

Фагот сейчас в XXI веке

Дискурс — это фамилия или обсуждение?

Новое направление сейчас – переделывать под фагот шедевры прошлого, например никогда не игравшиеся прелюдии Баха. На этом специализируется Лола Дискурс (Lola Descours)

Лола Дискурс. Не правда ли хорошо знакомая прелюдия по исполнению на классической гитаре

Те же произведения хорошо звучат переделанные под классическую гитару, вспомним Андреаса Сеговийю.

И наконец опять Петр Чайковский в современной обработке для фагота Ивана Костлана:

Петр Чайковский «Август» («Жатва») из цикла «Времена года» транскрипция для фагота и фортепиано Ивана Костлана. Фагот — Николай Кустов. Фортепиано — Юлия Грошева. ННГК им. М.И. Глинки, 28.06.2023

А это другое исполнение Олега Вайнштейна из Петербурга. Разница в ньюансах – у других пианистов не бывает такого мягкого туше. Колоссальный контраст между первой частью и второй. Сравните с исполнением на фаготе.

Олег Вайнштейн. Концерт в Петербурге. Чайковский «Август»

Фагот оказался очень певучим инструментом имитирующим человеческий голос. Он изображает суету при сборке пшеницы или ржи. А затем медленная тема – вероятно, перекур у жнецов.

Я завершаю обзор фагота как инструмента симфонического оркестра.

Список произведений для фагота

Концерты для фагота с оркестром, которые вошли в этот обзор:

  • Вивальди Концерт для фагота ми минор, RV 484, 1716?
  • Вивальди № 1 для гобоя, струнных и бассо континуо си-бемоль мажор, 1716-1717
  • Вивальди № 7 для гобоя, струнных и бассо континуо си-бемоль мажор, RV Anh. 142 1716-1717
  •  Вивальди концерт для гобоя , второй в ми минор , RV 277, известный как Il Favorito (Фаворит)             1729
  • Моцарт. — Концерт для фагота B-dur. 1778 год. КV 191. , 1774
  • Анна Мария Вебер ,Концерт для фагота с оркестром F-dur op. 75 (1811)
  • Чайковский Симфония N 6 “Патетическая”, 1896
  • Чайковский Ноктюрн опус 4 N 19, 1888
  • Морис Равель. “Cказки Матушки Гусыни”. Пьеса “Красавица и чудовище”, 1908

Стар