В какую погоду вы не играете на нем – вам всегда хорошо. Лечит от меланхолии

Гобой — мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

Гобой в оркестре. Выражение лица — довольное

По гобою настраивают весь оркестр.

Гобоистам поручают партии, который слышны всегда на фоне оркестра, чего не скажешь о фаготе, ради слышимости которого партии других инструментов приходится приглушать. Гобой прорезает даже самые запутанные прихоти инструментовки и выгодно выглядит на фоне других инструментов благодаря высокой тесситуре. Сольные партии гобоя начинаются с Вивальди или с Баха, в зависимости от времени написания.

Вивальди дал гобою жизнь

Партия насыщена мелизмами

Вот вам первый пример. Вивальди сочинял замечательные соло для гобоев, правда, весьма непростые. О его музыке можно сказать печаль её светла.

Антонио Вивальди Концерт для гобоя ля минор. Ансамбль Солистов МГАСО п\у Павла Когана. Владимир Вяткин – Гобой

Еще один пример:

Вивальди. Концерт для гобоя с камерным оркестром. Светлана Усачёва — гобой. Ансамбль солистов симф. оркестра «Русская филармония». Дирижёр Антон Паисов. Музыкальные ассамблеи Царицыно. 2015 год, июнь.

Бах – концерт для скрипки и гобоя

В музыке Баха полно полифонии

Это, например, концерт для гобоя и скрипок в Сm и Гольдберг-вариации в Н.

Bach — Concerto for Oboe and Violin in C Minor BWV 1060R 
This Concerto for Oboe and Violin in C Minor, performed by Emma Black and Shunske Sato for All of Bach, is a reconstruction of the supposed original form of the concerto for two harpsichords in C Minor. In this version, each instrument makes full use of its own timbre and characteristics. In the finale, the violin clearly gets more scope than the oboe to show off its most virtuoso side, while in the second movement – a rocking Siciliano – both instruments become closely entangled. Recorded for the project All of Bach on December 6th 2019 at Stadsgehoorzaal, Leiden.

Гобой в старинном стиле, профессиональный — стоит от 500 долларов. Причем концерт для гобоя со скрипками был изначально написан для двух клавесинов, а новая версия подготовлена как концерт для гобоя. И тоже звучит замечательно. Тональность печальная, но примерьте на себе.

С Гольдберг-вариациями та же история. Они тоже написаны для других инструментов, а переложены для классического квартета Евгением Рощиным-Ивановым (здесь он и как исполнитель гобоист) — двух гобоев, английского рожка и фагота.

И.С. Бах — Гольдберг-вариации (переложение Евгения Рощина-Иванова для двух гобоев, английского рожка и фагота) Исполнители: Евгений Рощин-Иванов (гобой), Фёдор Освер (гобой), Павел Чередниченко (английский рожок), Степан Кузьминых (фагот).

Такова история многих современных переложений.

А вот еще история о том, как современные музыканты подготовили Баха без всяких переложений, которые предпринимаются для того, чтобы минимизировать состав музыкантов до минимума.

И.С.Бах -Концерт для гобоя, скрипки, оркестра BWV 1060R 24.02.2016 Камерный оркестр Мариинского т-ра. Cm. У этих музыкантов есть целый оркестр высококлассных специалистов. Они просто сыграли концерт полным составом

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) — Концерт для гобоя, скрипки, струнных и бассо континуо до минор.
I.                  Allegro II. Largo ovvero Adagio III. Allegro Пётр Легкодухов (гобой) Илия Дьяков (скрипка) Камерный струнный оркестр Мариинского театра (Лан Чи Фам, Ольга Михайлова, Андрей Покатов, Алёна Чернокоз, Виталий Мальков, Полина Удалова, Ольга Тимофеева (скрипки), Антон Колобов, Алёна Комаровская (альты), Владимир Гаврюшов, Александр Пересыпкин (виолончели), Антон Устин (контрабас), Михаил Блехер (клавесин)) Фойе Стравинского (Мариинский-2).

И всего-то – состав 15 человек. Правда все равно состав не полный – этот концерт подготовлен для фойе. Михаил Блехер играет на клавесине, мой знакомый.

Моцарт – концерт для гобоя с оркестром

Музыка полна мелизмами и другими украшениями

Музыка, где с первых нот убеждаешься, что гобой создан для исполнения виртуозами. Знакомая по её незатейливой гармонии.

Моцарт концерт для гобоя с оркестром C Dur, KV 314 Mozart oboe concerto C-Dur Мирославский Эмиль – гобой.  I, II и III части гобой — Камерный оркестр «Инструментальная капелла» Дирижёр —Вячеслав Валеев Рахманиновский зал московской консерватории Большой фестиваль «Двойной трости» 2016 09 декабря 2016 год

Шуберт — 9-я симфония и другие вечные романтики

Исключение — тема в мажоре

В романтической музыке гобой нашел себе применение. Эта тема Шуберта – редкое исключение как тема в мажор. Подавляющее большинство тем в миноре и в среднем, ближе к медленному темпе

Гобоистка Валери Ксю. Шуберт 9-я симфония.

Та же тема в исполнении целого оркестра:

SCHUBERT, Symphony 9, 2th movement Deutsche Radiophilharmonie Conductor Christoph Poppen Vilmantas Kaliunas Oboe

Сен-Санс Взлетающий жаворонок

Музыка, которую всякий узнает с первых нот. Кажется что музыка не должна существовать сама по себе, её уместно слушать на фоне кинофильма.

Соната для гобоя и фортепиано (фрагмент) Композитор: Камиль Сен-Санс Исполнители: Андрей Матюхин (гобой), Елена Константиниди (фортепиано). 28 сентября 2023 г. Малый зал Московской консерватории.

Здесь мелодия гобоя похожа на взлетающего жаворока.

К. Сен-Санс Соната для гобоя и фортепиано / C. Saint-Saëns Sonata for Oboe and Piano

Исполнители: Андрей Матюхин (гобой), Елена Константиниди (фортепиано) Место события: Малый зал Московской консерватории.  Дата события: 17.05.2023

Чайковский и гобой – вечная любовь

Рекордсмен по применению гобоя в партитурах — Чайковский

Чайковский страшно любил гобой и использовал его где только можно и где нельзя. Из-под его пера вышли хиты к “Cпящей красавице”, “Лебединому озеру”, “Щелкунчику”, 2-я часть к 4-й симфонии и т.д. и т.п. В подавляющем большинстве гобой играет главную тему.  В “Лебедином озере” это вообще соло, с которым ассоциируется балет.

Tchaikovsky — Oboe solo in Swan lake. Alexander Koreshkov. Александр Корешков (гобой) БСО им. Чайковского, дирижер — В. И. Федосеев

Есть продолжение этой темы, где сценическое действо покажет Майя Плесецкая:

Майя

Вот танцевальная тема из балета ”Щелкунчик”:

Новиков Иван – 12 лет

Наконец, 2-я часть симфонии N 4 Чайковского:

Российский Национальный Оркестр Художественный руководитель Михаил Плетнёв Дирижёр Владимир Горбик. Всего 2 музыканта играют на гобое. А слышно замечательно на фоне оркестра.

«Вторая часть симфонии выражает другой фазис тоски. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уж где-то далеко. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое.» (П. Чайковский).

Вторая  часть написана в тональности Bm. Кроме Среднего раздела — там тема в F-dur с нисходящим движением мелодии.

Симфония написана  в 1877 году. Премьера состоялась в Москве, 22 февраля 1878 года оркестром под управлением Н. Г. Рубинштейна.

Кстати – это единственная симфония, посвященная женщине – Надежде фон Мекк. Её , вероятно, обозначает нисходящий тетрахорд. Впрочем есть еще сюита С посвященная П.В.Чайковской, сестре композитора. Но там нет гобоя.

Гобой – минорный инструмент ?

Произведения в мажорных тональностях звучат как минорные по настроению

У меня создалось впечатление, что на гобое и на английском рожке играют в минорных тональностях и медленно. Решил проверить. И вот что получилось. Генеральные тональности всех произведений, подряд.

  1. Антонио Вивальди. Концерт для гобоя А минор.
  2. Моцарт концерт для гобоя с оркестром C мажор, KV 314.
  3. Шуберт. Симфония N 9. C мажор.
  4. К. Сен-Санс. Соната для гобоя и фортепиано. D
  5. Чайковский. Балет Лебединое озеро. Соло гобоя. Нm.
  6. Чайковский. Тема гобоя из балета Щелкунчик. Нm (может и не си, но минор по слуху)
  7. Чайковский. 2-я часть симфонии N 4. Генеральная тональность всей симфонии Fm , во второй части, где доминирующая роль гобоя, есть отклонение в одноименный мажор.
  8. Бах. Гольдберг-вариации. Н

9.     Бах. Bach — Concerto for Oboe and Violin in Cm

10. И.С.Бах -Концерт для гобоя, скрипки, оркестра BWV 1060R  Тональность Сm

Итого – 6 произведений лучших для гобоя написаны в миноре, 4 – в мажоре. «Аргентина Ямайка 6 ноль». Значит все таки гобой печальный инструмент. Интересно другое – даже если творение написано в мажоре, оно все равно печальное.

Английский рожок

Гольдберг вариации Баха

Полифония Баха

Близкий к гобою инструмент. Более длинный и соответственно ниже по звучанию на квинту. Транспонирующий инструмент. Если как на гобое берете ноту соль, то звучит до.

English Horn, a.k.a. cor anglais, is a double-reed woodwind instrument.

Английский рожок используется в барочной музыки вместо вымершего вида oboe d,сassia, как будто вымерший вид динозавра поменяли на похожий на него в животном мире драконов с острова Комодо. Правда английский рожок длиннее гобоя как бутылка в 0,77 литра вместо бутылки в О,5 л, а драконы с Комодо длиннее чем в 2-3 раза роста человека.

Такая вот ящерица — дракон с острова Комодо. Он больше человека в пропорции человек/английский рожок.

Пример – Вагнер повторно ввел английский рожок заново в оперную партитуру после Баха. Спустя два века. Пример – cоло английского рожка из оперы Вагнера “Тристан и Изольда”

R.Wagner : English Horn solo from Tristan und Isolde / Sho Music Festival Online

Звук английского рожка низкий, таинственный и немного гнусавый. На конце рожок похож на  грушу. К Англии не имеет никакого отношения. Изготавливается из африканского розового дерева, которое растет в засушливых местах континента. Можно срезать заготовку для рожка на Африканском континенте. Визы в Африканские страны в большинстве своем бесплатные. Тут краткая инструкция по рожку.

Вкратце об английском рожке.

Английский рожок применим и в пьесах древних и в пьесах молодых. Применению английского рожка в теме Хиндемита в сонате для английского рожка и фортепьяно:

Пауль Хиндемит «Соната для английского рожка» Исп. Силкин Данила

Или в Гольдбергских вариациях Баха. Здесь играют 4 инструмента слева направо:гобой, английский рожок, фагот и гобой. Играют все четыре инструмента одновременно. Фагот – басовый инструмент. Каждый свою партию. Попробуйте разобраться, это просто:

И.С. Бах — Гольдберг-вариации (переложение Евгения Рощина-Иванова для двух гобоев, английского рожка и фагота) Исполнители: Евгений Рощин-Иванов (гобой), Фёдор Освер (гобой), Павел Чередниченко (английский рожок), Степан Кузьминых (фагот).

Английский рожок нашел использование в многочисленных темах русских композиторов в образе восточной неги и истомы – Глинка ария Ратмира в “Руслане и Людмиле”, Римский-Корсаков в “Шехерезаде”, персидские и половецкие пляски у Мусоргского и Бородина.

Тамара Синявская – Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмила» (1978)

Почему Тамара Синявская поет мужскую партию я ей богу, не пойму. Но подголоски у гобоя слышны однозначно.

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер Дмитрий ЮРОВСКИЙ Государственный Кремлевский Дворец, март 2017.

Партии гобоя здесь не играют ведущей роли, она у скрипки. Гобой здесь вспомогательный, но вливает свою струю в тему неги.

А. Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Концерт «Безумные танцы» Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер — Фабио Мастранджело. Запись т/к «Россия-Культура» 29.01.2016 Московский международный Дом музыки, Светлановский зал.

Аккомпанемент и соло. Дуэт.

С какими инструментами сочетается английский рожок и гобой

Замечено – если гобой играет соло, то вторым инструментом в качестве аккомпанимента с ним играет арфа или гитара, или фортепиано, в общем гармонический инструмент (на котором можно играть аккорды). Причем арфа и гитара, и фортепьяно соединяются с гобоем в самых разных жанрах – от Баховской или Телемановской полифонии до современного джаза 50-x годов.

Ансамбль. Бах.

Bach — Concerto for Oboe and Violin in C Minor BWV 1060R — Black and Sato | Netherlands Bach Society.  Performed by Emma Black and Shunske Sato for All of Bach, is a reconstruction of the supposed original form of the concerto for two harpsichords in C Minor. In this version, each instrument makes full use of its own timbre and characteristics. In the finale, the violin clearly gets more scope than the oboe to show off its most virtuoso side, while in the second movement – a rocking Siciliano – both instruments become closely entangled.

Гобоистка Эмма Блэк использует профессиональный инструмент стоимостью более 500 тысяч долларов. Сделан в барочном стиле.

Еще один Бах:

И.С.Бах -Концерт для гобоя, скрипки, оркестра BWV 1060R 24.02.2016 Камерный оркестр Мариинского т-ра

Гобой + Арфа. Клод Дебюсси.

К. Дебюсси. Пять пьес для гобоя и арфы. Эмиль Мирославский (гобой), Оксана Егорова (арфа): «Мечты», Арабеска № 2, «Вереск» (из цикла прелюдий), Прелюдия и Менуэт (из «Бергамасской сюиты»).

Фоно + гобой, Сен-Санс:

Camille Saint-Saëns Oboe Sonata in D major Op. 166 Marta Meštrović, oboe Ivan Batoš, piano. Zagreb Music Academy 21. 9 2019.

Гобой плюс гитара. Это композиция в восточном стиле. Вместо гитары играет синтезатор. Изобильно используются трели и другие мелизмы. Хорошо тренироваться, используя фонограмму в качестве подкладки и импровизируя в гармоническом миноре или во фригийском ладу (с пониженной второй ступенью).

Фригийский лад – для поклонников “Металлики” и Римского-Корсакова

Применение ладов для создания восточного и мрачного колорита

У Фригийского лада пониженная вторая ступень. Именно поэтому он стал любимым ладом поклонников “Металлики”

и многих тяжело-металлических групп (Accept, Iron Maiden и пр.). Также у металлистов и поклонников hard and heavy в почете уменьшенный лад Римского-Корсакова и гармонический минор. Понижение второй ступени делает звучание произведений в этом ладу темным и мрачным. Фригийский лад полюбился поклонникам хэви-металл.

 Образец применений фригийского лада – “Шехерезада” Римского-Корсакова и Enter Sandman “Металлики”. Особенно показательна тема Meталлики – здесь и пониженная вторая и пониженная пятая. Конечно, это сделано умышленно. Это рокеры только прикидываются, что не знают нот. Все они знают и вовремя используют.

 Как жаль что люди, владеющие стилем хэви-металл и хард-кор не владеют фаготом. Они как то все больше на гитарах. А фаготисты специализируются на классике. Да у фагота слишком мягкий тембр для этого и волосы у фаготистов слишком короткие.

Послушаем “Enter Sandman” “Металлики”:

Metallica — Enter Sandman Live Moscow 1991 HD

Фригийский лад очень часто встречается в еврейской народной музыке и в музыке народов Востока – азербайджанской, иранской. Казалось бы что может быть у евреев и поклонников Ислама. Ответ простой – музыка.

Финансовые затраты на гобой

По затратам гобой уступает фаготу, но не на много

Сам гобой (новый) стоит от 300 до 500 тысяч рублей. Профессиональные гобои – от 500000 руб.  Трость для гобоя – от 2500 до 25000 рублей. Большинство гобоистов делают трости сами. При этом под разные произведения требуются разные трости. Сколько этих тростей понадобится один бог знает. Приспособление для заточки тростей – 500 руб. Минимальный срок службы полчаса. Кейс для гобоя – 10000-16000 рублей. Минимальный набор гобоиста 350 тысяч рублей. Все эти веши продаются в магазине на улице Глинки в Петербурге, рядом с консерваторией.

Фагот в барочном стиле

На гобое можно учиться играть сразу, без промежуточных иснструментов, в отличие от фагота. Лет с 10-ти. Но можно и с последних классов общеобразовательной школы. Людей взявшихся за освоение инструмента во взрослом возрасте я лично не знаю. Хотя пробующих силы на пианино – полно.

Анекдоты про гобоистов

Смеяться над гобоистами – стыд и позор. Но немножко – можно.

Шаг вправо, шаг влево

— Какой инструктаж проходят артисты балета перед заграничными гастролями?
— Па вправо, па влево — считается побег, гобой открывает огонь без
предупреждения!

Анекдот про Ленина, Светина и гобой

Эту историю рассказал Михаил Светин.
Он работал в театре Петропавловска в Казахстане. Играл в спектакле по пьесе Н.Погодина «Третья патетическая» художника Кумакина. А в свободное время от своих выходов на сцену подрабатывал в оркестре игрой на гобое. В молодости Михаил закончил музыкальное училище по этой специальности.
Второй акт спектакля начинался так: открывался занавес, на сцене осень, падают листья, садовая скамейка, гобой играет соло и под него выходит Ленин.
В гобое есть маленькая тросточка из камыша, которая должна всё время быть влажной. Если она высохнет, то звук будет резким и неприятным. Поэтому гобоисты перед игрой её держат во рту, и когда режиссер поднимает руки, вынимают изо рта, вставляют в мундштук и играют.
— Перед началом второго акта, — рассказывал актёр, — сижу я наготове в яме, держу гобой на коленях. Открывается занавес, проходит, согнувшись, к своему месту опоздавший валторнист. Я не удержался и заехал гобоем ему в задницу.
В это время дирижер поднял руки, и тут Светин обнаружил, что забыл положить в рот тросточку, она весь антракт находилась в гобое. И к тому же треснула.
Повисает пауза. Гобой не играет, Ленин не выходит. Светин начинает жестикулировать, показывая дирижёру, что играть не получится. Дирижер тоже мимикой умоляет музыкантов сыграть партию гобоя, но в оркестре уже истерика от смеха. Все хохочут, пытаясь подавить неуместные звуки.
Зрители, уставшие ждать Ильича, начали вставать со своих мест, подходить к оркестровой яме и заглядывать в неё, чтобы понять, что происходит. От этого оркестр ещё сильнее начинал биться в конвульсиях.
В итоге спектакль был сорван. Светину влепили выговор, лишили вознаграждения за работу музыкантом и выгнали из оркестра.

Кларнетист. Что делать — изображений нет гобоистов

Микроминиатюризация гобоя

Поехал при царе один русский духовой оркестр в Болгарию. Болгарскому царю понравилось выступление, и он велел казначеям каждому музыканту насыпать золота в инструмент до краёв. В тубу влезло 800 золотых монет, в б.барабан-400,в этот чёртов инструмент гобой не влезло не одной монеты!

Поехал после оркестр в Турцию. Турецкому султану не понравилось выступление, и он велел палачам взять инструменты и засунуть музыкантам знамо куда. Туба не влезла, б.барабан не влез. Этот чёртов инструмент гобой влез по си бемоль малой октавы!

Толкование снов

Толкование сна «Гобой»

Учить играть на гобое – обманывать самого себя.

Покупать гобой – в скором времени вам предстоит сменить профессию.

Сломанный гобой – кризис в творческих делах.

Икинс Томас (Филадельфия 1844-1916). Рисунок с модели

Посреди Атлантики

Гобоист Аллан Вогель после основательной учебы в Париже, в Нью-Йорке и Берлине спросил Роберта Блума, бывшего первого гобоиста оркестра Тосканини (NBC) : «как Вы считаете, какая у меня школа в большей степени — французская, немецкаи или американская?» Блум ответил: «Мне кажется, вы где-то на полпути между Америкой и Европой… — где-то посредине Атлантики».

Вопрос вопросов

Недавно мне задали гениальный вопрос «А гобой это что? Флейта или кларнет?…..»

Армстронг и саксофон

Достаточно интелегентные люди спорили при мне:
Кто на гобое играл?
— Армстронг!
— Да нет, Армстонг на саксафоне, а гАбон это во франции баян такой!!!

Чувство умора

Когда Энтони Кэмдена, бывшего первого гобоиста Лондонского симфонического оркестра, спросили, каким, на его взгляд, главным качеством характера должен обладать гобоист, он ответил: чувством юмора!