Не ну ну, а да! Первый фестиваль женщин-композиторов оперы прошел с 7 февраля 2024 года  в Москве

В Театральном зале Московского международного  Дома музыки. На нем  женщины берутся доказать всем мужикам, что они тоже достойны сочинять музыку . На нем выступали не самые известные народу женщины-композиторы. Оперы. Потому, что опера – общедоступный жанр, который женщинам под силу.

Татьяна Чудова — первая женщина композитор

Распространенным явлением стали женщины дирижеры. Постепенно освоят они и палочку композитора.

На фестивале “Приглушенные голоса” были отобраны десять опер камерного формата, созданные талантливыми женщинами-композиторами и представляющие различные музыкальные стили: «Русские женщины», «Сон Татьяны», «Голова профессора Доуэля» и «Чайковский — Фон Мекк» Татьяны Чудовой; «Кабильдо» Эми Мерси Бич; «Доказательство» Мисси Маццоли; «Блюзовый зов освободит тебя» Анны ЛеБарон; «Ждана» Алины Небыковой; «Сны и не сны» Анны Кузьминой; «Периодическая система» Алины Подзоровой.

На открытии прозвучали оперы Татьяны Чудовой «Сон Татьяны» и «Русские женщины», а также «Кабильдо» Эми Бич. Фамилии большинству слушателей никому ничего не говорят. Ничего не говорят и имена – Татьяна. Кое о чем говорит фамилия Фон Мекк. Но начало положено и когда-нибудь из этих имен сложится музыка будущего.

«Фестиваль уникален тем, что не только отмечает великий вклад Татьяны Чудовой, но и поднимает важный вопрос о роли и талантах женщин-композиторов в музыкальной истории, — комментирует Юлия Петрачук, основатель и артистический директор компании «Лирики Классик», а также продюсер фестиваля. — Современные оперные премьеры, а также сотрудничество с выдающимися режиссерами и артистами делают этот музыкальный праздник уникальным мостом между прошлым и будущим подчёркивая, что талант не поддается гендерным границам».

Первый сезон фестиваля, который охватит несколько городов России, посвящён Татьяне Чудовой, выдающемуся композитору, автору более 500 работ — в этом году ей исполнилось бы 80 лет. Первый советский и российский композитор, музыкальный педагог, профессор кафедры сочинения композиторского факультета Московской государственной консерватории . Она воспитаннице Тихона Хренникова, известного не с лучшей стороны – он из кожи вон старался, чтобы погубить Шестаковича. Татьяна регулярно проводила мастер-классы[2] в различных городах России и за рубежом: г. Красноярск (2012)[3], г. Магдебург (1985), Венгрия (1985), Чехословакия (1988), Италия (2003), Испания (2004).

Вот образчик её симфонии N 4, написанный ей в 1988 году, когда Татьяне было 44 года.

Tatyana Chudova — Symphony No. 4 (1988) | Татьяна Чудова — Симфония №4 (1988)
 

Я послушал эту её симфонию. Впечатление катастрофы – музыка мрачная, потусторонняя, написанная в состоянии глубокой депрессии. Вряд ли она найдет много слушателей.

Послушал следующее произведение – для 25 баянов, 4 аккордеонов, арфы и ударных.

Называется “Восторженная музыка”.

Опять та же история – ни одной запоминающейся мелодии, хотя все продумано. Музыка убедительная, только непонятно, в чем тебя хотят убедить.

Споры от том может ли быть женщина композитором идут давным давно. Мужики, в чем только женщин не обвиняли и все ради того, чтобы доказать женщинам (а прежде всего самим себе) что пылкое создание на двух длинных ногах быть композитором не может. Между тем Первой женщиной композитором была известная жена тоже композитора Роберта Шумана Клара Шуман (1819 – 1896, в девичестве – Вик). Сочинять музыку она начала рано. Ее первые произведения были вполне на уровне музыки тех времен. Многие композиторы мужчины ими восхищались – Роберт Шуман, Иохим Брамс, Иоганн Гёте, Николо Паганнини. Однако первым удачным произведением был концерт Ля минор для фортепиано с оркестром и виолончелью.

Концерт произведений Клары Шуман

Клара Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром a-moll op. 7. 2 часть.

Варвара Кутузова (фортепиано). Соло на виолончели — Борис Лифановский

Только теперь произведения Клары стали исполнять. Сколько лет, пойдет со дня рождения Татьяны Чудовой или кого-нибудь из действующих композиторов, когда их произведения начнут исполнять?

Правда на Первом фестивале произведения Чудовой уже испонялись. Но кто их услышал? Только ограниченный контингент Театрального зала Московского международного  Дома музыки.  Количество мест в зале колеблется от 400 до 524 в зависимости от вида мероприятия. Новый зал Московского международного Дома музыки, где всё сделано по последнему слову техники, номинально рассчитан на 286 зрителей. Когда зал Мариинского театра их соберет – 1800 человек? На оперу Татьяны Чудовой мало кто пойдет. Она, к сожалению, малоизвестна.

Все это понимает и Владимир Спиваков руководитель и главный дирижёр  и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки. Национальный зал пока что используется как репетиционный зал для двух  его коллективов.

Но участницы первого в Москве фестиваля женщин-композиторов полны энтузиазма доказать всем мужчинам что они этого достойны. Быть может в будущем наконец произойдет перелом в сознании масс и композиторами будут исключительно женщины. А мужики будут тихо плакать в сторонке и в гневе кусать рукава своих пиджаков.