Оказался фестивалем рок-музыки под названием Вино и гастрономический променад в Хевизе

Все фестивали в Вегрии проходят по одной и той же коммерческой схеме. Mузыканты играют музыку, люди пьют вино. Вот, например Фестиваль вина – 2021 “Wine & Gastro Promenade Heviz 19-22.08.2021”. Он чем-то похож на фестиваль пива, проходивший в середине июля, ровно месяц назад, в приморском городке Хевизе.  Фестиваль вина начинался с угощения публики вином, прошлого-позапрошлого года и, конечно, джазом. Точки с образцами вина всех заводов Венгрии разбросаны по разным краям фестиваля, который проходит на главной улице Хевиза, улице Rakoczi.

День первый: диксиленд и испровизационный джазовый дуэт

Первыми в программе значился  с выступления джазового дэта Babos – Piller Jazz Duj, состоящего из кларнетиста Вabosa и клавишника Pillera. Piller, клавишник был  был, а вот  Babosa не было. И его блестяще заменила вокалистка из выступавшего в тот же день диксиленда Happy Dixieland Band. Как обычно первым выступает разогревающий состав (с 18.30 до 19.30), а потом основной (с 20.30 до 22.00). Восстановленный из пепла состав, путем  замены кларнетиста на очаровательную вокалистку, как водится, сыграл с листа. Так, прямо на наших глазах, родился джазовый дуэт.

Fly me to the Moon

Половину тем знали и клавишник и вокалистка, из них часть джазовые стандарты, например How Hide the Moon. Но большую часть составляют джазовые стандарты на венгерском языке –  современные пьесы джазовых венгерских музыкантов, которые публика знает и поет. Представьте, что публика знает на слова темы Давида Голощекина и поет. Такое явление есть на венгерской сцене. Но пока что не встречается на петербургской. Публика тоже поет.

Венгерская тема на родном языке

Следующим участником программы  был диксиленд Happy Dixieland Band в составе – ударные, банджо, клавишные, труба, тромбон, кларнет, вокалистка, … всего 8 человек. Вокалистка  была та же самая, но чувствовалось что для нее это основной состав. Она играла на сцене словами,  жестами, выражением лица – в зависимости от содержания текста, телом. Казалось на сцену сошла известная джазовая вокалистка из 20-30-x годов времен великой депресии или сама Лайза Минелли из мюзикла “Кабаре” 1972 года на Бродвее и одноименного фильма.

 

Кабаре

Импровизировали в диксиленде  все по очереди. Характерный , немного приглушенный тембр выдавал мастерскую импровизацию  Лизы, вторую или первую женщину, известную нам по другим составам на предыдущих фестивалях.

Соло тромбонистки, кларнетиста, трубы и …

С нею в паре играл трубач, также из состава Fidelis Brass Band, успешно выступившему на фестивале в середине июля (смотри наш отчет — http://bezpesen.ru/muzykanty-sovremennosti/hevizskij-festival-ot-klassiki-do-roka-i-obratno ). Диксиленд Happy Dixieland Band —  c опытом репетиций на базе городка Хевиз. Среди поющих человек три солиста ансмамбля , кроме вокалистки – банджист, ударник и кларнетист. Он же выступает в роли ведущего – на выступлении. Вся командп сформировалась в Хевизе.

День второй – французский шансон, гитарная музыка, венгерская фолк-музыка

Аккордионист Габор Зaйц (Gabor Sajcz) играет один. В репертуаре французский шансон и танго. Играет чрезвычайно изобретательно. Конечно есть подкладка – готовый минус, записанный на фонограмму, там же записан бас, а дальше авторская аранжировка, продуманная до мелочей. Французский шансон предсатвлен чрезвычайно мелодичными песнями Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Мирей Матье и других. Все это без слов, в инструметальном изложении. Зачастую автор отклоняется о темы и играет всевозможные вариации. Сохранился стиль французского шансона, кажется, что ты слышишь голоса певцов. При этом никаких слов – магия, да и только. Все это переплетается с классическим танго, которое оказалось чрезвычано в тему – испанская музыка и французская. Соедины Габором Зайком – это его находка. Десять баллов за композицию! Одного испанского танго в репертуаре Габора как в ходячей энциклопедии. Ну и, конечно, не удалось обойтись без Вегерской рапсодии N 5 Иоганнеса Брамса.

Вслед за этим фантастически аккордеонистом выступало гитраное трио Tritonus Guitar Show. Молодые гитаристы придумали свою программу в стиле классическая музыка. Темы полностью свои. Замешаны на частом употреблении тритонов. Название не случайное. Это эксперементальная музыка. Каких только приемов не употребляется – например один из гитаристов играет в ряде тем на струнах, проложенных бумагой. Звук резкий, акцентированный, гитара звучит как ударные иструмент, но сквозь приглушенные звуки слышна мелодия. Публика с интресом все это слушала.

Pantika Band играет венгерскую фолк-музыку в её самом корневом варианте – тымы скорее всего из XVII – XVIII веков. Интсрументы – чрезвычайно маленькие гитары дополненные одной большой, щипковый котрабас с глубоким звуком в нижнем регистре, без смычка и … Название этого инструмента я не знаю – но струнный, типа мандолины, щипковый иструмент с высоким звуком. Он отчетливо слушен во всех композициях. И сверху, надо всей этой покладкой парит женский вокал! Это надо слышать.

Завершающим был ансамль Pepita 77 Ваnd c классическим составом – гитара, бас, клавиши, ударные и опять женский вокал. Играют все с уклоном в попсу. На редкость бездарно.И этот ансамбль выбран в качестве основной гуппы в День святого Патрика, венгерский национальный праздник 20 августа!

День третий – старые знакомые

В этот день выступила старая знакомая группа, по фестивалю в июле – Фани Немет с инструменталистами, Nemeth Fani Bend. Прошлый раз они играли тяжелый рок. А на этот раз выступали с детской программой, рассчитанных на маленьких зрителей. И время подходящее – в 17 часов. Программа сделана мастерски. Со сценрием.  С массой мелодий, рассчитанных на повторение – и дети все это дружно поют.  Программа театрализовна – артисты перевоплощаются в разные роли, например Фанни играет Бабу Ягу на скоростной электро-метле и весь ансамбль повязывает женские платочки. И все это после прораммы с тяжелым роком. Воистину Фани Немет показала себя как универсальная вокалистка, которая может спеть все и немного больше.

Ансамбль Szinus – группа состоящая из одних саксофов, играла в своем традиционном составе – сопрано (на этот раз руководитель ансамбля взял сопрано вместо тенора), тенор, альт, баритон. Классический квартет. Опять прозвучала тема Фредди Меркьюри из Ночи в опере. И масса других тем с изобретательными аранжировками.

День четвертый – скрипичный дует и СaboWabo Party Band

На день четверый поразил дуэт Full Live Duo – скрипач  Женя, клавишник – Янош. Они играли обычные джазовые стандарты – Нow hide the Moon, Autumn Leaves, That Is My Whey (Frank Sinatra), … но как они это делали! Джазовая импровизация на высоте – приятно слушать. Особенно украшали вариации скрипача Евгения – чувствовалась консерваторская подготовка, Женя закончил в 80-х годах Санкт-Петербургскую филармонию. Особенно интересно как будет клавишник играть соло, что должен делать скрипач? Oн играет пицикато – скрипка звучит как гармоничесий инструмерт и, одновременно, поддерживает ритм двойными нотами, фрагментами аккордов.

Администрация фестиваля зарабатывает арендой – было порядка 8 точек с разливным вином, хенд-мейд сувениры, керамика, красивая гравировка стекла. За счет аренды платят музыкантам – порядка 100 евро в час каждому.  На эти средства удается привлечь отличных музыкантов. Например 1,5 часовое шоу диксиленда обошлось в сумму – 1200 евро. Производители вина все это окупают.

Завершающим фестиваль было трехчасовое выступление ансамбля СaboWabo Party Band – гитара, бас-гитара, клавиши, ударные и вокалистка с широчайшим  диапазоном голоса, как минимум три октавы. Вокалистка высокого роста, голос низкого диапазона с заходом в высокий. Ей по контрасту сопоставлены тенора вокалистов, как раз высокие – поют по очереди гитаристы, особенно бас-гитарист – у него голос мощный как у Ронни Джеймса Дио и одновременно у Клауса Майне. В приведенных отрывках выступления вы сами оцените его вокал.

Алексей Орешкин