Почему выбор пал на темы, посвященные богу на концерте в Петербурге
Юлия Лежнева выступала 29 сентября 2021 в Большом зале Петербургской филармонии. На сей раз она выбрала характерный для неё материал – преимущественно духовные песнопения эпохи раннего барокко: Гендель, Вивальди, Перголези, Рихтер.
Для разрядки напряженности схема чередования тем такая — в каждом отделении по 3 темы. В первой и последней солирует она, меж ними чистый инструметал – где солирует скрипка: руководитель и он же дирижер малого состава La Voce Strumentale Дмитрий Синьковский (от 9 до 11 человек).
Почему песни грустные
Потому, что духовные. В то время, о котором мы говорим, с начала XVIII века и по начало нового, XIX песни пелись в основном духовные, т.е. прославляющие мучения Христа. Эти песни исполнялись в основном в церкви. На концерте в филармонии исполнялись следующие песнопиния – Джованни Баттиста Перголези (1710-1736) Salve Regina (‘’Радуйся, царица”), Гендель (1685-1759) Gloria (“Cлава в вышних Богу” в первом отделении и во втором — Вивальди (1678-1741) Filiae maestae Jerusalem (“Cкорбящие дочери Иерусалима”), “Nisi Dominus”(“Песня восхождения”).
Приведе пару-тройку текстов из Salve Regina:
Радуйся, Царица, Мать милосердия,
Жизнь, сладость и надежда наша.
К Тебе взываем, изгнанные сыны Евы,
К Тебе воздыхаем, скорбя и плача
В этой долине слез.
Из “Скорбящих дочерей Иерусалима”:
Cкорбящие дочери Иерусалима,
Узрите Царя вселенной,
Вашего Царя, израненного
И увенчанного терновником.
Чтобы очистить пятна греха …
И так далее. Какую музыку, спрашивается, играть под такие кровавые песни? Грустную, конечно. Процентов 80-90 было минора, и, изредка, как весенний дождь на сохнущую пустыню – мажор. Лежнева, заранее, словно, готовила, этот репертуар. Это, её музыка. Доклассическая. К такой музыке нужно привыкнуть и выносить скорбь до конца. По-прежнему, восхитительны, были мелкие опевания нот. Она пела естественно, без надрыва, свойственного многим. Легкоо берутся нижние ноты репертуара, и легче легкого – верхние. Диапазон ее певческого голоса – три октавы сопрано.
Он не был заявлен ранее. Для всех это было полной неожиданностью. На одной из последних тем он отложил скрипку в сторону и запел. Партия была выше голоса самой Лежневой. Пользуясь своим тонких голосом и слухом, заточенным под скрипку, он восхитительно пел и сорвал на этом немалую долю аплодисментов.
Вокал Синьковского и оркестр
На первой партии в концерте Вивальди ре мажор для скрипки, струнных и баса он выводил все сольные партии виртуозно с массой оттенков и разнообразием приемов, как истинный скрипач. В соло концерта он играл как будто две партии одновременно, пользуясь попеременно то нижним, то верхним диапазоном инструмента.
Им же Синьковски написаны все партии в аранжировке, свойственной тому времени. На этот раз в оркестре не было виоллые де гамбо, но были пять скрипок, два альта, виолончель, котрабас, клавесин, гобой. Поразил звук клавесина, несмотря на свои размеры он слышен, если только голос поет с ним, пока молчат все остальные инструменты. Клавесинистка – героическая женщина. Не даром Лежева специально вывела ее перед всем оркестром на бисы. В аранжировке – масса находок. Например когда партии голоса и гобоя ведут всю основную тему. Гобой, при этом танцует партию, обыгрывая ее по нотам с вариациями. Они как бы взяли свое партии за скобки.
Из всех сольных тем мне особенно запомнилась Адажио и фуга соль минор из симфоннии N 29 Рихтера с ее главной темой, основанной на ходе вверх. Этот мызыкант за свою не короткую жизнь, лет 90 прожил, написал 90 симфоний! Не то что Бетховен, Чайковский набросавшие мелодии и все партии для десятка симфоний.
Алексей Орешкин