Фестиваль назывался по-другому. Но смысл его в хорошей музыке самых разных жанров

Музыкальный фестиваль обрушился на головы местных жителе городка в Западной Венгрии Хевиз, как отголоски смерча, одноврtменно с наступлением самой теплой поры и ужасающего ливня, который застал меня посреди Хевиза. Фестиваль начался ровно 2 дня назад. С 15 по 18 июля в Хевизе проходит музыкальный фестивль “От классики до рока и обратно”, названный так в честь одноименного романа Джоан Роулинг. Музыкальные фестивали приходят и уходят, а курортники, посвятившие себя служению теплой воде в одном из крупнейших термальных озер Европы, остаются.

Бабос и Пиллер — дуэт классического джаза

Музыкальный фестиваль, обьединивший самые разные жанры, пророс на почве венгерской любви к музыке. Здесь любят музыку во всех её проявлениях, не взирая на жанры. Все хевизцы очень музыкально свистят, подражая звуком разных инструментам. На концерте во второй день фестиваля я застал бабушку лет 70-80-ти, которая равно тащилась как от выступления поющих баянистов в неизвестном мне стиле народной музыки до рок-певицы, представляющей тяжелый рок, латину, ча-ча-ча и бог знает что еще. Бабушка с упоением танцевала подо все. Курорт посвящен в том числе больным, пораженным параличом нижних конечностей. Они ездят по всему городу с бешеной скоростью на электрокарах. Несмотря на то, что ноги у них не работают, они всегда в прекрасном настроении.

Бабос-Пиллер, квинтет Synus, Танго-гармоника Заласпатиболла и рок Фанни Немет

Первый день фестиваля открылся с выступления дуэта Бабос-Пиллер Джаз Дуо. Всего два человека – кларнет (это Бабос) и клавиши (это Пиллер) играли традиционный свинг очень тонким, казалось сотканным из хрустальных нитей звуком. Так легко, непринужденно, звонко играет Бабос, и аккомпанирует ему Пиллер. Потом Пиллер берет на себя соло, играет 4-5 квадратов и уступает место Бабосу. Все соло звучат тихо, легким звуком. Слушаешь, забывая обо всем.

Второй день продолжил квинтет саксофонистов названный интригующе Саксофон-квартет “Cинус”.

Ночь в опере Фредди Мекьюри 1974

На самом деле их пятеро – саксофон-сопрано, саксофон-альт, саксофон-тенор – 2 штуки, включая руководителя ансамбля, саксофон- баритон. Начали они своей выступление и закончили на нем же с переложенного на пять саксофонов рок-произведения “Ночь в опере” Фредди Меркьюри 1974 года. Меж ними лежали классика, регтайм, произведение медленного плана, очевидно сочиненное одним руководителем и т.п.

Night in tne Opera — изумительное произведение. Все помнят как там перекликаются голоса солистов-вокалистов. В саксофонном изложении эти голоса перекликаются  аль-саксофон, тоненький прямой, с баритон-саксофоном, басовитым и с тенор-саксофоном, сливаясь в восхитительное тутти. Руководит ансамблем преисполненный юмора мужчина пенсионного возраста. В ансамблей его ученики – школьники и школьницы. Сказывается мастерство, полученное тенор-саксофонистом с  высшим образованием. Тут же на третей-четвертой теме они переходят на Баха, потом вперед на произведения классика джаза Кола Портера 1950-х годов. Изумительно звучат, несмотря на юный возраст солистов.

Synus играет классику

Вторым на выступлении второго дня было пятеро поющих аккордеонистов Танго-гармоника Заласпатибола (Заласпатибол – фамилия руководителя). Они все темы одновременно играют и поют. Со стилем – сложно. Таково мне в практике не встречалось. С одной стороны похоже на мануш. С другого бока – как танго. Публика знает многие темы и подпевает гармонистам на венгерском. Ритм зачастую маршеобразный. Пара тем из мануша – цыганского джаза. Звучит тоже классно. Состав смешанный по возрастам – трое мужчин солидных гран-сеьоров,    один – лет 35-40, один парень лет 17-ти.

Третьими во второй день фестиваля выступала венгерская рок-группа Bali Nemeth Fanival es zenekaraval . Лидер ансамбля — вокалистка Фани Немет (Nemeth Fani).

I will survival Funni Nemett

 Состав – ударные, клавишный, соло гитара, бас-гитара, две вокалистки (вторая Бaрбара Буки).  Когда запела первая, я понял что останусь с этой музыкой навсегда, до старости лет. Настолько голос был насыщен обертонами и сценической мощью. Она пела все,  и исполнение этого всего соответствовало самым высоким меркам рок-н-ролла. Её звали Nemeth Fani. Она пела ACDC “Higway to Hell”, что необычно, ча-ча-ча, что казалось странным, “Rouli” Creadense  Clirwater Revival и массу своих тем на венгерском и на английском.

Тяжелый рок Nemeth Fani

Исполнение “Higway to Hell”, вокал – отдаленный аналог Фанни Немет.

Magdi Ruzsa — Highway to Hell c венгерским драйвом
Nemeth Fani — лирика

Классик  Pяйхль – одинокий пленник дождя и его Прокофьев

На третий день фестиваля открылся выступлением одного молодого клавишника по фамилии Ряйхль.

Ряйхль непонятый

Он довольно долго, сосредоточенно настраивался. Расставляли инструмент, пульт группа поддержки, как я понял – папа и мама. Наконец Ряйхль начал играть серьезную симфоническую музыку, насыщенную диссонансами, полуменьшенными аккордами и малыми секундами. Я ничего не понял. Так прошла первая тема, вторая, третья и на четвертой, вжившись в образ, я начал понимать эту мрачную музыку, казалось написанную человеком, находившемся в состоянии глубокой депрессии. Пошла пятая, шестая, седьмая и на восьмой публика взорвалась. Люди до этого делавшие все что угодно – игравшие с детьми, пившие пиво и евшие снэки, вдруг все это бросили и принялись упоительно слушать. Гром апплодисментов взорвал зал. Было человек 7 или 8, отдавшиеся музыке до последнего грамма души.

Ряйхль Девятая соната Прокофьева

Когда концерт закончился, я подошел и спросил, что это было и вдруг понял, что это не девушка, а молодой человек, на котором футболка с изображением панк-группы.

 – Я играл большой фрагмент из девятой сонаты Прокофьева, — ответил  Ряйхль.  Sor ki  mit tud…(Кто знает, что)

 – Как оплачивают это выстпление?

— Нормально, я здесь уже не первый год выступаю.

Мне оставалось только порадоваться за молодого человека. Когда концерт закончился небо провало – хлынул дождь и засверкали молнии. Мы остались в пятером с молодой семьей. К нам заглянул ураган, пронесшийся по югу Германии. Он смыл всех посетителей фестиваля. До следующего дня.

Девятая соната Прокофьева. Исполняет Святослав Рихтер. 50-е годы.

Рихтер играет Прокофьева , 50-е годы

Русский разгул от “Эй, ухнем” от Fidelis Brass Benda

Следующий, четвертый день фестиваля, открылся выступлением Fidelis Brass Benda, подводящего к мысли, что русская музыка начала XX века, прочно входит в репертуар всякого уважающего себя оркестра. Именно ей, попурри из тем от “Эй, ухнем”(музыка народная, но изначальная аранжировка, благодаря которой эта музыка стала популярной — композитор Миль Балакирев, 1866 год) до “Полюшко- поле”(авторская песня Льва Книппера 1933 года) начал и завершили   Fidelis Brass Bend свою программу.

Поппури N2 — Полюшко-поле

Cостав ансамбля – 2 тромбона, валторна, туба, ударные. Квинтет из медных инструментов и ударных. Играли виртуозно. С продуманной аранжировкой. Зачастую программа состоит из поппури на русские народные песни. Вот, например Попурри номер 1 где переходят из одной в другую песню – “ Цыганочка”, “Очи чёрные, очи страстные”, “Эй, ухнем”, “Полюшко, поле”.  Поппури N 2 – “Из за острова на стрежень”, “Калинка-малинка”.

Публика – венгры, словаки, немцы – распевали эти песни как свои родные, притопывая и прихлопывая. Этим они продолжили русскую тему из совсем другой оперы – девятой сонаты для фортепьяно Прокофьева, доступной, может быть, немногим, в иполнении мрачно-серьезного немца Ряйхля. И к ним же, отголоском скрипки, откликалась музыка Вальса N 2 Дмитрия Шостаковича (1938 год), доносившаяся из ближайшего ресторана. Таким образом венгры и немцы воспевали славу русской музыке. Русских музыкантов на фестивале не было.

Танго с неподражаемой тромбонисткой

Алексей Орешкин