Элитарная музыка собирает полный зал

Концерт в Малом зале Филармонии прошел 8 декабря 2019 года. Музыка Сергея Рахманинова вызвала в народе противоречивые чувства. Часть людей одного и того же возраста – от 18 до 23, внимательно слушала,  сосредоточившись  на каждом  изгибе тем. Друга часть – откровенно спала. Между тем, Олег Вайнштейн (фортепьяно) играл музыку еще молодого Рахманинова. В год, когда он написал самые заметные из этих произведений, скажем Прелюдию до-диез минор, или Полишинель, Элегию ему было всего 19 лет.

В порыве музыки Рахманинова

«В один прекрасный день прелюдия (до-диез минор – А.О.) просто пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от нее отделаться, несмотря на все мои усилия», — писал Рахманинов о своем произведении.

Не могут отделаться от этих мелодий и наши совеременники. Однако, обо всем попорядку. Я просто слушал игру Олега Вайнштейна и Дмитрия Хрычева, и записывал свои впечатления.

От фортиссимо до пианиссимо, Вайнштейн как таковой

Как шторм, неожиданно, налетела на меня Прелюдия до-диез минор. Она начинается плавно, со спокойной темы, как вдруг, внезапно срывается с колеи, мчится словно отвалившеся колесо от телеги, сметая все на своем пути, и также неожиданно — заканчивается. Во второй теме бесятся Арлекины, показывая знаки недовольства жизнью.

Заглавная тема в произведении Полишинель навевает размышления о жизни, звучит диалог со смертью, жизнь задает вопросы, а не случано ли ты прожигашь жизнь. Элегия – это снова размышления о смысле бытия. Знаменитая, с первых аккордов узнаваемая, прелюдия Соль минор, соч. 23 N 5  сразу начинается с горделивого  марша энтузиастов, который то перекликается с первой побочной темой, лирической, то развивается в бравурный шаг и продолжается так далее, с задранной головой вплоть до победы.

Игра Олега Вайнштейна отличается широчайшей динамикой звука, от тишайшего пианиссимо до мощнейшего форте, иногда слишком громкого, но оправданного темой. Что ему особенно удается так это совершенная независимость партий правой и левой руки. Иногда кажется, что это два пианиста играют, настолько не похожи партии двух рук.

Первое отделение концерта завершилось оглушительным браво и штурмом пианиста восторженной плеядой поклонниц с цветами, насколько я понимаю, это многочисленные ученицы Олега Вайнштейна.

Олег Вайнштейн — философ

Не вокальные вокализы

Давно я не получал такого удовольствия как от исполнения вокальных тем, например “Не пой, красавица, при мне” или “В молчании ночи тайной”, переложенных на виолончель и фортепьяно. Вообще без вокала. Я представил себе противоположную ситуацию. Выходят на сцену две жеманные девицы, ни капли в грусти в глазах, грудь колесом и начинают жалобно так канючить “Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной …” Фу! И прекрасно, я вижу, поются эти темы инструментально, особенно на виолончели Дмитрия Хрычёва.

Во втором отделении выступали только виолончель и Stainway. Cоната соль минор для виолочели и фортепиано, в четырех частях, соч.19, 1901 года поизводства. Грустная в целом музыка. И состоит из 4-х частей.

Дмитрий Хрычёв — все штрихи хороши

Поражает слияние виолончели с фортепиано. Дмитрий Хрычёв так управляется с виолончелью, что она то поет, то стонет, то жалобно завывает. Сотни оттенков одного звука. Виолончель плавно переходит от игры смычком к пиццикато, иногда в стремительный пассаж, сыгранный смычком, проникает один звук, всего лишь одна нота, сыгранная пицикато. Заслушались, а уже идет переход на 2-ю тему. Железные дровосеки рубят на зиму дрова. Мороз трескуч. Птицы замерзают на лету. Когда-то наступит весна. Надежда на нее не так уж эфемерна. Неподдельно радостная партия у виолончели.

Часть 3. Лирическая. Мороз спал. Оттепель. Апофеоз весны. Нежно льются звуки.

Часть 4. Виолончель стремится вырвать тему у фортепиано. А фортепиано не отдает. Взаимная борьба двух инстументов сменяется взаимной поддержкой. Совместная концовка. Финал. Апплодисменты.

Куда пойти дальше

Впервые за весь концерт Дмитрий Хрычев сам обьявляет исполняемое произведение. Антон Аренский. “Юмореска”. Антон Аренский сам был преподавателем фортепиано у Сергея Рахманинова. Вот где Дмитрий Хрычёв проявляет всю свою виртуозность. Тема на виолончели чем то напоминает “Полет Шмеля” Римского-Корсакова. По скорости развития противовес опере Вагнера. Там вся опера занимает часа 3 с половиной, если не все четыре. Один эпизод набирает минут 10, когда скрипки изображают шум леса. Здесь все развитие и бравурный финал занимает минуты две. Быть может именно этим, скоростью развития отличается Рахманинов от, скажем Вагнера. Двадцатый век диктовал свои темпы. А двадцать первый, что продиктует он?

Олег Вайнштейн и Дмитрий Хрычёв вполне могли бы себе позволить концерт или даже несколько концертов своих собственных тем. Публика есть. Но почему-то они себе этого не позволяют. Это не в традиции классических концертов. А что в традиции? Когда сложится такая традиция? Сколько можно перепевать темы, которым всем в обед по 100 лет?

Алексей Орешкин