Имре Кальман – единственный композитор, которому подвластны оперетты с минорным настроением. Он писал музыку, в самой радостной из мотивов которой, была нотка грусти. Начнем с наиболее оптимистичных вариатнтов. Венгерский язык здесь – отнюдь не помеха.

“Варварский танец” из оперетты “Баядера” . Исполнят Венгерский театр оперетты из Будапешта. Солисты: Мариэтта – Сильви Сэнди, Шандор – Миклош Матэ Керений:

Опера «Баядера» на венгерском языке

По контрасту с ними но с тем же настроением Новосибирский театр Музкомедии “Шимми” из той же оперетты “Баядера” – венгерской начало здесь ни при чем – Кальман осваивает новый, сугубо американский танец — шимми, а также фокстрот, что пригодится ему в конце карьеры, когда он переедет в Америку:

Американский танец — шимми

Вот наконец минорная ария из оперетты “Cильва” “Помнишь ли ты?” Это самая известная из венгерских оперетт, посвященная венгерскому национальному танцу – чардашу. Кальман поставил лишь 2, сегодня не самые известные оперетты, 1908-1909 года, как самое начало своей карьеры, с 1910 года он переехал в Вену и прожил там до 1935 года. Именно в это время в Вене создается большая часть оперетт, и самые известные его оперетты – «Королева чардаша (Сильва)» (нем.Die Csárdásfürstin, 1915, Вена), «Баядера» (нем.Die Bajadere, 1921, Вена), «Марица» («Графиня Марица») (нем.Gräfin Mariza, 1924, Вена), «Принцесса цирка» (нем.Die Zirkusprinzessin, 1926, Вена), 1928, Вена), «Фиалка Монмартра» (нем.Das Veilchen vom Montmartre, 1930, Вена). Однако, вернемся к самой первой его известной оперетте “Сильва”. В советском союзе она стала известна благодаря одноименному фильму 1981 года:

Фильм «Cильва»

Хотя главные роли исполняют Ивар Калныньщ и Жанна Глебова, не их голосами, а своими поют артисты из театра оперетты Алексей Стебленко и Евгения Целовальник.

Вся жизнь Имре Кальмана, родившегося в Шиофоке (Венгрия) была посвящена созданию оперетт на темы венгерских песен, но  также и других народов, и вовсе не народные, а следующие европейской традиции классической музыки. Но в отличие от других композиторов, эксплуатировавших венгерское народное наследие (как то Брамс, Лист, Берлиоз), Кальман в стиле венгерских народных песен писал свои мелодии. Из них создан ряд его оперетт.

Интроверт и сложная любовь

По характеру Кальман был интроверт — тихий, скромный, трогательный, сентиментальный — мало походил на свою легкую, искрящуюся, праздничную музыку.

Имре Кальман — вполне респектабельный джентельмен.

Кальман ждала непростая судьба. Он поздно женился. Он познакомился со своей будущей супругой в 1928-м году в Вене, в знаменитом кафе “Захер” возле Венской Оперы. Она была эмигрантка из Росси — Вера Макинская в девичестве, родом из Перми. Когда они познакомились Вере было 17 лет, а Имре Кальману  — 46. Он сделал ей предложение. Она согласилась, влюбленная в его музыку. Кальман посвятил жене готовящеюся оперетту “Фиалка Монмартра” и многие свои песни. Она уехала из России девочкой, вместе с родителями в 1917 году. Кальман тоже к тому моменту оказался в России. В 1915 году, в самый разгар I мировой войны ставилась оперетта “Cильва”, в том числе и в России. Обезумевшие от недолгой кровопролитной войны солдаты слушали оперетту как нечто новое, способное отвлечь их от ужасов войны. «Сильва» ставится с одинаковым успехом, и в Австро-Венгрии, и в России, несмотря на то, что эти страны воюют между собой.

Чуть позже, у Имре Кальмана, случился перелом в судьбе.

Как водится, у всех знаменитостей — русские жены и конечно, намного моложе. Это Вера Кальман.

 Супруга Вера, отплатила ему черной неблагодарностью – изменила и ушла из семьи. В 1942 году Кальман развёлся с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединились и он ей все простил.

«Cильва» и блокада

Эти их семейные распри происходят в разгар Великой Отечественной войны. Тем временем музыка Кальмана поддерживает петербуржцев во время блокады. В 1944 году в Петербурге ставится оперетта “Cильва” и в том же году одноименный фильм. Театр Музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны – все 900 дней блокады. С 1941 по 1944 год театр поставил оперетты: «Марица», “Cильва”,  «Баядера». Они показывались 100-ни раз и зрители все шли и шли.

Имре со всем семейством. Сын тоже стал композитором.

В зале были постоянные аншлаги, очереди за билетами занимали с 5 часов утра, а с рук они приобретались за дневную порцию хлеба.. 3 таких билета купила Ирина Федоровна Бажунова, моя бабушка и пошла на спектакль с детьми – Колей и Лидой, пожертвовав свои сбереженные карточки на хлеб, но детям не сказала об этом. Она считала, что война войной, а детям нужен спектакль. Спектакли тогда шли в Александринском театре, поскольку помещение театра во время блокады пустовало.


Валентина Христианова, актриса Ленинградского театра музыкальной комедии в роли Сильвы, в 1941-1944 году.

Самая венгерская из его оперетт “Марица” (1924 год, Вена). Здесь множество чардашей. Санкт-Петербургский театр Музкомедии. Графиня Марица — Катажина Мацкевич.

Санкт-Петербургский театр Музкомедии. Графиня Марица — Катажина Мацкевич.

Советский союз – рекордсмен по части экранизаций произведений Кальмана : 1944 — «Сильва», 1958 — «Мистер Икс», 1975 — «Под крышами Монмартра», 1981 — «Сильва», 1982 — «Принцесса цирка», 1983 — «Карамболина-карамболетта», 1985 — «Марица».

Сильва сейчас — Анна Нетребко в её роли

Забавная история произошла  с Анной Нетребко. Она, вообще-то, не собиралась исполнять арию Сильвы. В 2010 году американская оперная певица Рене Флемминг из-за снежной вьюги не смогла вылететь из США в Дрезден и не премьере гала-концерта ее заменила Анна Нетребко, исполнив арию Сильвы. Успех Ани был столь велик, что устроители концерта предложили Нетребко записать всю оперетту “Королева Чардаша” (в советской постановке “Cильва”). Зимой 2014 года оперетта бы записана и живым выступлением Анны Нетребко открылся новогодний концерт.

Выходная ария Сильвы

В музее Имре Кальмана в Шиофоке

Сегодня, 17 августа 2021 г., я был в музее Имре Кальмана. Музей находится в городе Шиофоке, в Венгрии на берегу озера с абсолютно непрозрачной водой Балатон. Не стану рассказывать как я попал туда, это отдельная история. Музей расположен в квартире, где в семье торговца и предпримнимателя  Карла Коппштейн (1850—1921) и Паулы Кальман-Коппштейн (урождённая Зингер, 1853—1923) 30 октября 1882 г. родился Имре Копштейн, еще в ранней молодости сменивший фамилию на Кальман.

Имре Кальман в молодости

Он начинал учиться как пианист в Будапеште, в музыкальной академии имени Ференца Листа,  где с ним вместе учились Бела Барток, Альберт Сирмаи и Золтан Кодаи, которых я плохо знаю. У Кальмана начал развиваться артрит (проще – ревматизм) суставов пальцев, который делает профессию пианиста невозможной, артрит не лечится. Но Кальман, завязав с пианизмом, переключился на композицию. Закончив отделение, он долго думал, какой музыкой  заниматься. Друг, Виктор Якоби, посоветовал заняться опереттой. У Кальмана хорошо получались хитовые мелодии.   Уже первая его оперетта (венг. Tatárjárás1908Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в ВенеНью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»). Заметьте – поставлена в том же году. И в Вене, и в Лондоне, и даже в Нью-Йорке. Как? Как с такой скоростью. Даже на граммофон она не мога быть записана. Ноты? Но кто их успел издать? Поражает скорость распространения информации в то время. В том же году, 1908, Кальман переехал в Вену, музыкальную столицу всех времен, где уже через 4 года стаится опера «Цыган-премьер» (1912), а в 1915-м, когда мир ввергнут в мировую войну “Королева чардаша”( Вена) или “Cильва”(в России) – его звездный час или самая известная его оперетта.

Имре Кальман на пляже. Две пары обуви и босоножек — его и жены. Приятель Кальмана явно заигрывает с его женой.

Таким образом творчество Кальмана развилось по-настоящему, когда он переехал в Вену, в 1908-м. Когда ему было 26 лет. К этому периоду относится большая часть оперетт. В Вене тоже есть музей Кальмана. Но если вам дорог Кальман ранний – поезжайте в Шиофок. Музей замает всего три комнаты. Здесь Кальман жил в молодости вместе с родителями. Музей открылся только в 1987 году. Неизвестно, что там было до этого. Но в 1987 власти города Шиофок всерьез озаботились памятью о Кальмане. Действительно, что за Шиофок без него? На улице, ближе к мэрии появился сам Кальман. В бронзе.

Имре в бронзе в Шиофоке

Появился музей-квартира. Большую часть коллекции музею подарила дочь Кальмана Ивонна. Она даже специально привезла из Америки фортепьяно Кальмана, на котором он создавал последние оперетты – инструмент французской фирмы, не очень известной – “Deveau. Paris”.

Рояль Кальмана из Америки. Парижская фирма “Daveau. Paris” . На нем играл я.

Для Кальмана было не так уж важно качество инструмента, ведь главный продукт – его мелодии. В музее вообще два инструмента. Этот и тот, на котором он играл в ранней молодости – кабинетный рояль Будапештской фирмы “Suport. J”.

Родной рояль из детства

До этого рояля я не решился дотронуться, поскольку на нем табличка на немецком языке “Только для Кальмана”. Можно было бы изобразить, что я не знаю немецкий, или я не знаю Кальмана, а я действительно не знаю языка, кроме слов, известных всем – Gitler caput. С парижским пианино было как то проще. Улучив свободную минуту, когда музейной смотрительницы не было, я открыл крышку фортепьяно и взял одну ноту “ля”. Теперь я всем буду говорить, что играл на пианино Кальмана. Звук изумительный!

Алексей Орешкин