Венгерский танцы начинались с дружбы двух музыкантов, принадлежащих к двум противоположным лагерям. Немца, делающего первые робкие шаги в музыке — Иоганнеса Брамса, пианиста. И венгра, Эда Реминьи, продвинутого скрипача. Немцы всегда враждовали с венграми, стремясь подчинить их себе. Венгры боролись за независимость. Но какое дело до этого музыкантам?

Знакомство музыкантов состоялось еще в 1849 году. Брамсу тогда исполнилось 16 лет. Тогда Ременьи впервые приехал с гастролями в Гамбург. Он славился темпераментными импровизациями на темы народных танцев. Тогда Брамс и познакомился с музыкантом. Зимой 1852 года, Ременьи приглашает Иоганнеса отправиться с ним на гастроли по городам Германии. В 1853 году Иоганнес Брамс принимает предложение. Eму тогда 20 лет. Реминьи — 25.

Два юных друга

Маршрут включал в себя посещение известных музыкантов: Листа и Шумана.  Вместе с Эде, Брамс  много гуляет пешком, знакомится с местными жителями, спонтанно могли устроить импровизированный ночной концерт. Слушатели городов Ганновера, маленьких немецких городков – Винсене, Люнебурге, Целле — были в восторге от музыки.

Внешне музыканты сильно отличались: смуглый и энергичный Ременьи и голубоглазый блондин Брамс. Брамс играл без нот, он даже не взял их с собой, что еще раз обозначало и добавляло в концерт ощущение импровизационности.

Брамс замышляет венгерский танец

Спустя 16 лет композитор запишет первые десять танцев для фортепиано в четыре руки, через год будут готовы еще 11 композиций. В 1869 году две тетради опубликуют, что принесет огромную славу композитору. Практически все, у кого в доме стоял инструмент, начнут исполнять эти композиции.

Венгерские танцы — сборник Брамса, состоящий из 21 танцевальной мелодии, созданный на основе венгерской народной музыки. Длительность мелодий варьируется от минуты до 4 минут. Это гимн венгерской национальной культуре. Всего три темы для этого гимна написал сам Брамс, остальные 24 написал сам народ. Так считается. На самом деле значительная часть композиций принадлежит венгерскому композитору Белле Келеру. Но Брамс сего не знал.

Эде Реминьи — соло
Иоганнес Брамс в молодости — немец, но прославляет венгерскую музыку в отличие от своего правительства

Cамый известный из этих танцев – танец N 5.

Matej Meštrović — Piano / Kristina Bjelopavlović Cesar — Piano / Borna Šercar – Drums. Брамс – танец N 5

Танец N 5 в четыре руки

Здесь Венгерский танец N 5 исполняется каким-то ресторанным ансамблем, но танцуют его мастерски, с хлопками:

На первом плане — сам танец

И наконец классический вариант – скрипка Кэролайн Кемпбелл:

Кэролайн Кемпбелл — скрипичный вариант

Caroline Campbell Vittorio Monti — Csàrdàs Orchestra Sinfonica Nazionale della RAI — Steven Mercurio Assisi, Basilica Superiore – 2015

В 1874 году автор решил оркестровать три номера: №1, 3 и 10. На протяжении всего жизненного пути Иоганнес Брамс сохранял любовь к венгерской музыке.

Наиболее известными композициями считаются также №1. Известно, что мелодии этих сочинений принадлежат венгерскому композитору Бела Келеру. Брамс этого не знал и считал музыку национальным фольклором.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Самарской государственной филармонии Дирижер и солист — художественный руководитель и главный дирижер Венского камерного оркестра Штефан ВЛАДАР (Австрия) Самарская филармония, 16 апреля 2014 г.

Только три темы №11, 14, 16 из 27 полностью написаны автором, включая мелодию. Во всех остальных номерах автор цитирует подлинную венгерскую традиционную музыку. Мы с трудом нашли исполнение танца N 16 одной юной леди.

И. Брамс Венгерский танец №16 Исполняет учащаяся 4 класса Стефания ПОСПЕХИНА (скрипка) Класс преподавателя Е.А. Рахимовой:

Стефания Поспехина

Венгерские танцы оказали значительное влияние на развитие рэгтайма и американской музыки в целом. Сильное впечатление от прослушивания сочинений было оказано на Скотта Джоплина, который высоко оценивал творчество Брамса.

Регтайм Кленового листа — Лист здесь ни ни чем
В исполнении ансамбля

Алексей Орешкин