Первые 25 лет из жизни гения
Как проживешь первую четверть века – так проживешь всю жизнь. На примере Шопена это правило лучшим образом оправдалось.
Шопен никогда не был потомственным музыкантом. А Польша никогда не была страной, известной своими музыкантами. Дедушка Шопена Франсуа был колесным мастером и одновременно виноградарем (по совместительству — старостой деревни), а его бабушка Маргарита была дочкой ткача. Правда к её имени добавляли “урожденная Дефлен”, что намекало на родство с членами дворянского рода. Скорее всего Марго была незаконной дочерью графа погулявшего на стороне.
Отец Шопена Николя был урожденным провинциалом. Он родился в деревне Маренвиль-сюр-Мадон во Франции, в провинции Лотарингия. Надо что-то с этим делать, подумал отец Шопена и в юности переселился в Польшу, где начал работать на табачной фабрике. Его туда легко взяли, потому что владельцем фабрики стал француз и с ним было легко общаться французам. Несмотря на свое красивое название (Маренвиль-сюр-Мадон) деревня была страшным захолустьем. И таким образом Николя переселился из деревни тоже в древнюю, но промышленную. Фактически деревня Железова Воля, в 46 км.от Варшавы была деревней, со своей промышленностью. Проработал Николя там рабочим недолго. Единственное что он знал был французский язык и он быстро переквалифицировался из рабочего в учителя французского, совмешая работу со службой гувернером у Эвы Лончинской в Черневе, где воспитывал ее детей, в том числе дочку Марию, в будущем знаменитую Марию Валевскую [любовницу императора Наполеона I].
Николя Шопен штурмует Варшаву из Франции
Решив заняться педагогикой Николя, кроме родного языка, неплохо знал немецкий, каллиграфию, бухгалтерию, поэзию, а также любительски играл на флейте и скрипке и завоевал репутацию одного из лучших педагогов Варшавы. Этого он добился сам.
И вскоре в 1802 г. был приглашен в качестве воспитателя к детям графа Скарбека, поселившись в имении графини Людвик Скарбек в Желязова-Воля, в 46 километрах от Варшавы. Окрыленный новой работой, Николя тут же решил обзаводиться семьей и там же женился 2 июня 1806 года на Текле Юстине Кшижановской, полячке. Женился он можно сказать по расчету, хотя любовь тоже играла роль. Будущая Мать Шопена происходила из родовитой семьи, получила прекрасное образование, знала французский язык, имела прекрасный голос, умела и любила петь. Но обеднев, она работала экономкой в имении богатых польских помещиков, имевших родственные связи со Скарбеками.
Первой в семье Шопенов родилась дочь Людвика (1807). Фредерик появился на свет в Желязова-Воле в 1810 году. Осенью 1810 года, спустя около семи месяцев после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву благодаря протекции Скарбеков (занял местопосле умершего преподавателя пана Маэ). Семья жила в правом крыле Саксонского дворца, в окружении Саксонского парка.
Николя получил должность в Варшавском лицее — сначала преподавателя, затем профессора. Появились деньги, чтобы содержать семью. Николя вообще был добывчивый.
Сделать что ли музыканта из сына?
В раннем детстве Шопена игре на фортепиано учила старшая сестра, а потом мать Текла. Отец по настоянию матери, купил фортепиано. Шопена отец не заставлял сына учиться фортепьяно, как это делается в русских семьях, он учился сам и с удовольствием. В 1816–1822 годы учителем Шопена стал Войцех Живный, скрипач чешского происхождения.
В 1818 году Шопен, будучи пацаном, преподнес два своих полонеза Марии Федоровне, матери царя, во время ее визита в Варшаву. Мария Федоровна заинтересовалась. В евангелическо-аугсбургском костеле в 1825 году он играл на эолимелодиконе (клавишный инструмент) для царя Александра I, от которого получил в подарок бриллиантовый перстень.
Шопен рано начал сочинять. До наших дней дошли два ранних произведения Шопена. Это полонез B-dur и «Военный марш», которые были написаны им в возрасте 7 лет. Марш часто исполнялся на военных парадах в Варшаве. Сочинения, конечно грамотные но ученические. . Уже в возрасте семи лет Фредерик издал «Полонез g-moll» и начал выступать в домах аристократии . Вот полонез исполненный тоже примерно 7-летней девочкой Шадриной Татьяной из Москве. Одно место в этом полонезе удивительно похоже на полонез Огинского. Или Огиньского?
У Шопена внешне был чрезвычайно привлекателен, что тоже важно для карьеры музыканта — он был светловолос, голубоглаз, отличался субтильным телосложением и всю жизнь имел успех среди дам, но десять лет любил ту, которую при первой встрече даже не счел похожей на женщину (Жорж Санд). На самом деле у Шопена были и другие женщины, о которых мы расскажем в специальной статье.
Тем временем Шопен спокойно занимался музыкой.
В 1826 году вместе с матерью через Калиш и Вроцлав добрался до городка Бад Рейнерц (сегодня Душники-Здруй), куда приехали лечиться Эмилия и Людвика Скарбек. Там Шопен дал два благотворительных концерта. Пока бесплатно.
В 1828 году Шопен провел каникулы в Санниках, в имении семьи Прушаков. Он дружил с сыном Константином, а его сестры — с дочерью Олесей. В Санниках он не только знакомился с мазовецким фольклором, но и, имея в своем распоряжении прекрасный рояль, работал над «Трио», переделывал «Рондо C-dur» для двух фортепиано, уже имел на своем счету «Rondo à la mazur» («Рондо в стиле мазурки»), полонезы, мазурки, а главное — «Вариации для фортепиано с оркестром» op. 2 и «Сонату c-moll».
На концерте в мае 1829 года под управлением Вильгельма Вурфеля, знакомого Шопену еще по Варшаве, он сыграл свои «Вариации op. 2» на тему «Là ci darem la mano» из оперы «Дон Жуан» Моцарта, импровизировал на тему из оперы Буальдьё «Белая дама» и пентатонической свадебной мелодии «Oj chmielu, chmielu» (истории неизвестно, заплатили ли ему за этот коцерт). Вариации приняли столь восторженно, что Шопен, по его собственным словам, не слышал оркестра, а его импровизации потрясли всех.
Шопен с детства пытался зарабатывать музыкой. Для чего наносил визиты к богатым и желательно увлеченным музыкой. У Шопена был талант к общению, что совсем не лишне в карьере музыканта.
Так в 1827 и 1829 годах Фредерик Шопен наносил визит в Антонин, в охотничий дворец Антония Радзивилла, страстного музыканта, виолончелиста, певца и композитора, в частности, автора первой музыки к «Фаусту» Гете. Князь преклонялся перед талантом Шопена. Потом Михаил Радзивилл в 1939–1944 годах подарил дворец Адольфу Гитлеру. Широкая душа была у Михаила! Заодно 1 сентября 1939 году немецкие войска оккупировали Польшу и были оттуда в 1945 выбиты русскими. Судьба князя неизвестна.
Попытки зарабатывать музыкой в Польше
В последний год учебы он написал два произведения для фортепиано с орекстром («Rondo à la krakowiak» и «Фантазия на польские темы») и, став дипломированным композитором, решил отправиться в обществе знакомых в Вену весной 1830 года.
В это же время просьба Николя Шопена на имя министра образования выделить его сыну стипендию для учебы за границей застряла у министра внутренних дел — в итоге в стипендии было отказано. Фредерик Шопен смог лишь ненадолго поехать в Вену.
У Шопена был талант преподавателя, как у его отца.
В 1827 году Шопен побывал на концерте Марии Шимановской, слушал талантливых юных пианистов Юзефа Крогульского и Антония Контского, а весной 1828 года восхищался знаменитым Гуммелем, чьи произведения очень любил исполнять.
В мае 1829 года в Варшаве Шопен слушал легендарного Никколо Паганини, давшего в польской столице десять концертов. Паганнини был тогда увлечен новым романом с Генриеттой Зонтаг. Шопена тоже покорило исполнительское мастерство и обаяние певицы Генриетты Зонтаг, он думал было за ней приударить, но он уже питал нежные чувства к молодой певице Констанции Гладковской.
Его техника восхитила Шопена.
Творческий путь Шопена – через вариации народных песен
Творческий путь композитора лежал через вариации. Он составлял бесконечные импровизации на произвольно выбранные произведения других авторов. В 1824 году 14-летний Шопен написал вариации на тему немецкой народной песни «Der Schweizerbub» (швейцарский мальчик), переработанной Винченцо Беллини к своей опере “Пуритане”. Беллини был близким другом Шопена.
Chopin Variations in E major on a German Song «Der Schweizer Bub» — Nikolay Khozyainov
Эти вариации написаны Шопеном, когда ему было 15 лет.
Прошло несколько лет, Шопену уже 20 лет и он снова обращается к теме вариаций — в 1832 году Шопен написал дуэт для фортепиано и виолончели на тему из „Роберта-Дьявола» Мейербера (сочиненный совместно с Франкоммом) и Вариации на тему из оперы Герольда „Людовик» (ор. 12), блестяще исполненные впоследствии советской пианисткой Марией Гринберг (1908-1978)
А вот опера „Роберта-Дьявола» Мейербера, к которой совместно с Франкоммом Шопен написал вариации
Обе эти пьесы Шопена (опубликованы в 1833 году) наиболее показательны в плане усвоения им внешнего духа парижской жизни и парижской модной виртуозности.
О парижской музыкальной моде этого времени метко пишет Фетис:
„Сонаты и аналогичные произведения в правильных, классических формах исчезли, уступив место пьесам, вышивающим по канве известных тем и оперных арий: всему этому дают имена „фантазий» и „варьированных арий», хотя ничего нет менее фантастического и менее варьированного. Форма этих пьес кажется неизменно выкроенной по одному шаблону».
Вариации и дуэт бледнеют лишь рядом с другими, великолепными и могучими созданиями Шопена. Сами по себе они отмечены не только изобретательностью фантазии, но и поэзией мысли, в которой оригинальный, напоенный фольклором дар Шопена нет-нет дает себя знать. Для сравнения сочинение уже зрелого мастера Полонез №6 ля-бемоль мажор (As-dur), ор.53, сочинен в 1842 году, опубликован в 1843. Исполняет Евгений Кисин.
А тогда в 1832 году рождается французская опера. Джа́комо Мейербе́р (5 сентября 1791, Тасдорф, Германия — 2 мая 1864, Париж, Франция) — немецкий и французский композитор еврейского происхождения. В 1831 году, с рождением его оперы «Роберт-дьявол» и опер его преемников, возник жанр «Большой французской оперы». Стиль мейерберовской Большой оперы был достигнут путём слияния немецкой оркестровой традиции, искусства bel canto и французской декламации, которые были использованы в контексте нашумевшего мелодраматического либретто Эжена Скриба и дополнены существующими на тот момент театральными традициями Парижской оперы. Таким образом установился стандарт, благодаря которому Париж сумел сохранить свой статус оперной столицы XIX века.
Приступив к написанию романа «Подросток» в феврале 1874 года, Достоевский, будучи постоянным посетителем оперного театра, в процессе работы, по-видимому, не случайно попытался освежить в памяти впечатления от этой оперы Мейербера, принадлежавшей к числу его любимых произведений. Так, 12 июня 1874 года он писал А.Г. Достоевской о посещении берлинского оперного театра в саду Кроля: «Театр — огромная темная зала, где до 1000 человек публики, сцена в 10 шагов длины, оркестр в 12 человек (весьма недурной), и дают, можешь себе представить, — „Роберта“. Я прослушал половину 1-го акта и убежал от страшных немецких певцов прямо домой»
Париж – город трех ноктюрнов
Пятого октября 1831 года Шопен случайно оказался в Париже — думал проездом, а остался до конца жизни. Съесть порцию мороженного на плац Пигаль и другие приятные дела. Морожено оказалось вкусное. Захотелось еще. Но для этого в Париже нужно жить. Снимать жилье какое-то. На него надо платить. А чем может молодой музыкант зарабатывать. Конечно, уроками и выступлениями.
По настоящему популярными стали три ноктюрна опус N 9, оп.1, 2 и 3 посвященные одной даме сердца – Мари Плейель с 1830 по 1832 год (кроме Шопена в неё же был влюблен Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман). Все они в разных тональностях, но в исключительно любимых Шопеном бемольных – в Си бемоль миноре, в Ми бемоль мажоре, и Си мажоре. Из печати они вышли в 1833 году, когда Шопен уже три года жил в Париже. Вы конечно знаете эти произведения. Первый ноктюрн в Си бемоль миноре на писан в 1830 –м году, когда Шопену исполнилось 20 лет. Здесь он приведен в исполнении Андрея Андреева.
Второй ноктюрн тоже достаточно популярен в Ми бемоль мажоре. Его здесь иполняет Габриэле Томаселло (можете разобрать его упрошенную версию с Евгенией Торжковой)
А третий ноктюрн op. 9 № 3 Си-мажор не так популярен. Но послушаем его в исполнении обворожительной Анны Федоровой (запись 2010 года).
Первый концерт после второго
Шопен написал всего 2 концерта для фортепиано
С концертами – полное безобразие. Концерт который написан вторым на самом деле первый. Дело в том, что всякие произведения получают свой номер (так называемый опус) не в порядке их написания, а в порядке выхода из печати. Существует еще время премьеры, которая никак не связано с временем написаний и публикования.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор op. 11 был написан польским композитором Фридериком Шопеном в 1830 году после Второго, написанного несколькими месяцами ранее, но получил свой номер из-за более раннего издания в 1833 году, в то время как Второй концерт был напечатан в 1836 году. Первое издание концерта было посвящено Фридриху Вильгельму Михаилу Калькбреннеру (известному пианисту). Первый концерт Шопен исполнил в Вене. Это был бенефис — после увертюры к опере Вебера «Эврианта» Шопен сыграл сначала первую часть «Концерта e-moll», а после выступления мужского квартета «Романс» и «Рондо». Он не мог рассчитывать на издание произведений, только Пьетро Мекетти приобрел «Интродукцию» и «Полонез до мажор» для виолончели и фортепиано. (Гораздо позже Шопен связался с другими издателями. В 1840 году Шопен издал у Трупена произведения, написанные на Майорке и в Ноане (op. 35–41), но «Прелюдии»op. 28, присланные с Майорки, вышли в июне у Адольфа Кателена.)
Данный концерт, также как Концерт № 2, является одним из двух произведений, которые обязан на выбор исполнить финалист Международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена. Представьте себе членом конкурсной комиссии – 100 раз слушать одно и тоже произведение. А ведь слушают и сравнивают различные исполнения.
Фридерик Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Солист – Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано). 2010 г.
Концерт N 1 ми минор разворачивается медленно в медленном темпе. И начинается вступлением оркестра. Вначале, что необычно для концерта с фортепиано, минут 5-6 фортепиано вообще молчит. Главную тему исполняет струнная группа. Тема лирическая. Тема главной партии интонационно схожа с темой вступления. Потом шарах — тремоло литавр и низких струнных, крещендо, создают состояние тревоги и волнения. Начинается побочная партия. Но побочная партия, написанная Шопеном в духе главной, не контрастирует ей; сначала проводится у скрипок, затем у флейт. Идет тягомотина. Теме явно не хватает развития.
На девятой минуте наконец вступает фортепьяно. Она повторяет главную партию с другим синкопированным ритмом, связующая партия, побочная партия, заключительная партия, разработка. Разработка не приводит к новой стадии развития партий. В краткой оркестровой коде ещё раз напоминает о себе тема вступления. Так завершается первая часть. Николай Луганский мастерски проводит все типы партий, не отклоняясь от лирической линии, как это характерно для романтической музыки. На 25-й минуте закончилась.
Потом идет средняя часть концерта — «Романс» и наконец третья часть. Финал концерта написан в форме рондо. Все темы имеют основу народной танцевальной музыки. В образной сфере можно говорить о картине народного гулянья. Тема рефрена энергичная, яркая, бодрая. Написана в ритме краковяка с четкими акцентами, размашистым мелодическим рисунком. Тут, на народных темах, Шопен оттянулся в полный рост. Весь концерт занимает минут 45.
Для сравнения дадим послушать концерт N 2
«Концерт f-moll» Шопен впервые исполнил в Польше, в домашней обстановке с Курпинским и друзьями, а затем, 17 марта, сыграл его в Национальном театре вместе с «Фантазией на польские темы».
Ф. ШОПЕН — КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром № 2 / Даниил ТРИФОНОВ и Оркестр Московской Филармонии
Оставшиеся произведения
За первые 5 лет, проведенных в Париже, Шопен написал:
- 8 полонезов
- 8 ноктюрнов
- 5 вальсов
- 1 прелюдию
- 1 фантазию-экспромт
- 24 этюда
- 2 концерта (за всю жизнь)
- 2 скерцо
- 1 балладу
- 1 сонату
- 3 рондо
- Около 37 произведений разной формы
Обо все мы со временем напишем.
Как Шопен жил в Париже
Урок у Шопена стоил 20 франков
О своей жизни в бытовом плане Шопен известно многое, но не все. Пятого октября 1831 года Шопен оказался в Париже — думал проездом, а остался до конца жизни.
С собой он не привез ничего, кроме двух рекомендательных писем, но быстро влился в парижскую музыкальную среду. В переписке с друзьями Шопен писал: «Потихоньку вхожу в свет, но в кармане у меня всего лишь дукат!»
Благодаря рекомендательным письмам венского придворного врача Иоганна Мальфатти Шопена опекал Фердинандо Паэр, помогший ему получить разрешение на проживание и познакомивший его с многими ведущими композиторами того времени — Россини, Черубини, Байо, Калькбреннером, Хиллером, Мендельсоном и Листом.
Вот еще описание домашней обстановки:
“Ты не поверишь, как хорошо я устроился, у меня комнатка, прекрасно обставленная мебелью красного дерева, с балконом, выходящим на бульвары, с которого открывается вид от Монмартра до Пантеона, на весь прекрасный мир; многие завидуют моему виду, но никто — лестнице. “
В Париже он жадно смотрел оперы Россини, Обера, Герольда, Мейербера, восторгался певицами — Марией Малибран, Джудиттой Паста, Лаурой Чинти-Даморо — и певцами — Джованни Рубини, Адольфом Нурри, Луиджи Лаблашем. Живой интерес вызывали у него концерты в консерватории.
Для него важнее всего были крыша над головой и уют. Однако, когда его положение в парижском обществе упрочилось, он стал придавать значение и респектабельности. Шопен довольно часто менял квартиры. Сначала до марта 1832 года он жил по адресу Boulevard Poissonnière, 27, затем до середины июня 1833 года — Cité Bergère, 4, до сентября 1836 года — rue de la Chaussee d’Antin 5 (с Яном Матушинским), а до весны 1839 года — в доме №38 на той же улице. Его последний адрес: Шайо, 74 — квартира в пригороде, из окна которой открывался живописный вид на Сену. До поездки на Майорку Шопен неколько раз менял квартиру в Париже. Сначала до марта 1832 года он жил по адресу Boulevard Poissonnière, 27, затем до середины июня 1833 года — Cité Bergère, 4, до сентября 1836 года — rue de la Chaussee d’Antin 5 (с Яном Матушинским), а до весны 1839 года — в доме №38 на той же улице. Осенью после возвращения с Майорки и Ноана он поселился на rue Tronchet, 5, а Жорж Санд с детьми на rue Pigalle, 16, куда в начале ноября 1841 года переехал Шопен и оставался там до сентября 1842 года. Дольше всего — с августа 1842 года до конца мая 1849 — он снимал квартиру номер 9 на Square d’Orleans, в очаровательном уголке в самом сердце Парижа, прозванном Новыми Афинами. Рядом с этой утопающей в зелени площадью жили многие литераторы, музыканты и артисты. На втором этаже апартаменты под номером 5 занимала Жорж Санд.
Его финансовое положение не всегда было благополучным, однако он направлял все усилия на то, чтобы жить в хороших условиях: это было важно для его положения в обществе и артистических кругах. На все он зарабатывал сам – уроками, исполнением. Как сообщают экскурсоводы в Варшаве, урок у Шопена стоил 20 франков. Подробное расписание уроков есть в записной книжке Шопена.
Он окружал себя изысканной мебелью, фарфором, дорогими изданиями книг, картинами и безделушками вроде ручки из слоновой кости, предназначенной для того, чтобы чесать голову. Лист писал, что, обставляя комнаты, Шопен умел проявлять сдержанность и вкус, как и в выборе костюмов.
Дома у него часто бывали гости — одним из ближайших друзей автора двух фортепианных концертов был Ференц Лист. В 1842–1843 годах Шопен посещал выступления Полины Виардо, Юлиана Фонтаны, польских танцовщиков Романа и Констанции Турчинович, протежировал своего самого младшего и очень талантливого ученика Кароля Фильча.
Питался Шопен нерегулярно и в силу разных болезней по возможности диетически. Где он питался – чаще всего дома и в кафе. Шопен очень любил хлеб.