Вальс ми минор и Вальс ля бемоль мажор

Александр Сергеевич родился 15 января 1795 года в Москве. С детства он учился игре на фортепьяно.

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната — самое серьёзное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку. Грибоедов был одним из самых образованных людей своего времени и, по свидетельству А. С. Пушкина, «одним из самых умных людей в России». Превосходно владея основными европейскими языками (французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским), а позднее освоив и восточные (арабский, персидский и турецкий), он также обладал музыкальными способностями — был прекрасным пианистом, имел композиторский талант (известны два его вальса для фортепиано — Вальс ми минор и Вальс ля бемоль мажор.

Сергей Лебедев играет на пианино Эберг(Москва)

Он – автор нескольких фортепианных пьес. В том числе фортепианная соната, которая до нас не дошла.

Женитьба на несовершеннолетней

С Ниной Грибоедов познакомился у Ахвердовых еще в 1822 году, когда ей было всего 9 лет.

 — вскоре после того, как перевелся в Тифлис из Персии. Писатель недолгое время давал девятилетней девочке уроки музыки, а после уехал в Москву. 195 лет назад, 3 сентября 1828 года (22 августа по старому стилю), в Тифлисе обвенчались 33-летний писатель Александр Грибоедов и 15-летняя княжна Нина Чавчавадзе.  В современной Росси брак был бы недействительным, Нине до брака оставалось бы еще 3 года. Тогда законы были другими. Брак был заключен стремительно — поэт влюбился и поспешил сделать предложение, едва увидев повзрослевшую дочь своего друга. Счастье влюбленных оказалось недолгим — через несколько месяцев после бракосочетания Нина Грибоедова стала вдовой. Она ни разу не женилась и оставалась вдовой до 44 лет, когда умерла.

Грибоедов с женой Ниной Чавчавадзе

Кроме Александра, в семье родилось еще двое детей: умерший в младенчестве сын Павел(1795) и дочь Мария (1792-1856), в будущем жена предводителя Тульского дворянства Алексей Михайловича Дурново.

Мама бережет сына ради смерти под ножом персов

В 1817 г. Грибоедов поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, но вследствие «пылких страстей и могучих обстоятельств», по определению Пушкина, в 1818 г. вынужден был покинуть столицу и отправиться секретарём русской дипломатической миссии в Персию. На самом деле в Персию устроила его мама. В 1817 году он начал работать в Коллегии иностранных дел, однако ненадолго там задержался: Грибоедов стал секундантом в дуэли своих друзей и чуть было не попал в тюрьму.

В 1817 году Грибоедов оказался участником четверной дуэли, то есть такого поединка, в котором после дуэлянтов обязаны стреляться их секунданты. Дуэль состоялась из-за известной балерины Авдотьи Истоминой. Дуэлянтами были Шереметев и Завадовский, секундантами соответственно — Якубович и Грибоедов. Во время дуэли Шереметев был смертельно ранен, и секунданты решили отложить свой поединок. Дуэль Грибоедова и будущего декабриста Александра Якубовича состоялась осенью 1818 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). В результате дуэли Грибоедов был ранен в кисть левой руки.

Его спасла мать, Анастасия Фёдоровна: она смогла устроить сына секретарем в русское посольство в Персии. Знала бы мама куда дитё устраивала. В 1818 году Александр Сергеевич выехал на службу. Из Тифлиса писатель уехал в Персию в качестве секретаря дипломатической миссии, что его и сгубило.

Соавтор. Работа литературным негром

 

Сергей Лебедев играет на пианино Эберг(Москва)

Между тем о музыкальных способностях и о музицировании  Грибоедова его современникам было хорошо известно. В 20-е годы XIX столетия в его доме в Москве на Новинском бульваре постоянно устраивались музыкальные собрания. Помимо хозяина здесь музицировал  Алябьев. С В. Ф. Одоевским Грибоедов обсуждал музыкально-теоретические вопросы, в частности, только что вышедший в то время на русском языке фундаментальный учебник теории музыки Гесса де Кальве. О том, как появился вальс ми минор, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие».

Горе от ума

Непростая судьба произведения

Работу над своей самой известной комедией Александр Грибоедов начал еще в 1820 году. Некоторые акты с большими цензурными сокращениями были опубликованы в 1825 году, чуть более полная версия была напечатана в 1833 году, но полностью комедия вышла через тридцать с лишним лет после смерти автора – в 1862 году. На протяжении долгого времени пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом – позже по всей стране насчитали более сорока пяти тысяч таких копий. Александр Пушкин во время ссылки в Михайловском прочел рукописный вариант комедии и заявил, что половина текста должна стать пословицами. Так и случилось: «Горе от ума» и сегодня – один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Примеры цитат:

  • Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Cчастливые часов не наблюдают”, “Где ж лучше.Где нас нет”,Свежо предание, а верится с трудом”, “Кричали женщины: ура!
    И в воздух чепчики бросали!, “Ах, злые языки страшнее пистолета, В мои лета не должно сметь свои суждения иметь”, “Всё врут календари, Карету мне, карету” …

В 23 года Грибоедов участвовал в дуэли с Якубовичем, был ранен в руку. По этому ранению его позже смогли опознать. Подружился с Пушкиным и Кюхельбекером. Писал ироничные стихи, путевые заметки, написал драму «1812 год».

В 1829 году Грибоедов поехал с миссией в Персию и в Тегеране погиб во время вооруженного конфликта с персами, атаковавшими посольство.