Этим он очень похож на русских рокеров в эпоху единственной певицы в СССР – Аллы Пугачевой
Почему среди композиторов, работавших на территории царской России, в ней же остались после революции трое – Шостакович, Прокофьев и Дунаеский. Все остальные музыканты смылись кто куда, преимущественно за кордон – Рахманинов, Стравинский, Шаляпин, Вертинский, Глазунов, Черепнин, Гречанинов, Метнер. Проклятым революционером делают Шостаковича предки
Предки – революционеры и крестьяне
Предки Шостаковича все сплошь революционеры
Прадед по отцовской линии — ветеринарный врач Пётр Михайлович Шостакович (1808—1871), родился в местечке Шеметово (ныне Белоруссия). В документах причислял себя к крестьянам. В 1830—1831 годах участвовал в польском восстании и после его подавления вместе с женой, Марией-Юзефой Ясинской, был выслан на Урал.
1845 года у Петра Шостаковича и его жены Марии родился сын — Болеслав-Артур. В гимназические годы Болеслав Петрович сблизился с деятелями «Земли и воли». Болеслав принял активное участие в организации побега из тюрьмы революционера Ярослава Домбровского. В 1866 году был арестован, препровождён в Москву и привлечён к суду по делу Н. А. Ишутина — Д. В. Каракозова (Дмитрий Каракозов – участник покушения на Александра II, революционер-террорист). После четырёх месяцев пребывания в Петропавловской крепости Болеслав был приговорён к ссылке в Сибирь, жил в Томске.
Участие в революционном движении в семье Шостаковичей к началу XX века стало уже “доброй” традицией. Дмитрий Шостакович (сын Болеслава) 9 января 1905 года (день “кровавого воскресения”)участвовал в шествии к Зимнему дворцу, а позже в его квартире печатали прокламации.
Часть семьи Шостаковича
Любовь к музыке – наследственное
До Шестаковича предки музыкой не занимались, за одним исключением – им стала дочь деда
Дед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по материнской линии, Василий Кокоулин (1850—1911), родился, как и Дмитрий Болеславович, в Сибири. Его жена, Александра Петровна Кокоулина, открыла школу в Бодайбо для детей рабочих и организовала самодеятельный оркестр, широко известный в Сибири.
Любовь к музыке унаследовала от матери младшая дочь Кокоулиных, Софья Васильевна (1878—1955) – она училась игре на фортепиано в Иркутском институте благородных девиц, а после его окончания вслед за старшим братом Яковом отправилась в столицу и была принята в Санкт-Петербургскую консерваторию. Яков Кокоулин представил Дмитрия Болеславовича (как мы помним – революционера) своей сестре Софье, и в феврале 1903 года состоялась их свадьба[21]. В октябре того же года у молодых супругов родилась дочь — Мария, в сентябре 1906-го — сын, названный Дмитрием, героем нашего романа.
Молодой Шостакович
Дмитрий Шостакович – музыкант от бога
После посещения оперы Николая Римского-Корсакова “Cказка о царе Салтане” Дима решил стать композитором
Дмитрий Шостакович в 1915 году поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления. Только после посещения оперы Николая Римского-Корсакова “Cказка о царе Салтане” Дима решительно заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий он смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога Игнатия Альбертовича Гляссера.
Летом следующего года юного музыканта слушал Александр Константинови Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью 1919 года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, В конце 1919 года написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll. Ему 14 лет.
Shostakovich Op. 1 — Scherzo in F Sharp Minor
Скерцо немного похоже по настроению на оперу “Ромео и Джульетта”, сон и просыпание Джульетты. Правда опера написана позже – в 1938 году.
Окончание консерватории
В 1923 году окончил консерваторию по классу фортепиано у Л. В. Николаева, а в 1925 году — по классу композиции у М. О. Штейнберга. Его дипломной работой была Первая симфония. Первое её исполнение состоялось 12 мая 1926 года (впоследствии этот день композитор будет праздновать как свой день рождения).
Позже композитор вспоминал: «Симфония вчера прошла очень удачно. Исполненье было превосходное. Успех огромный. Я выходил кланяться пять раз. Все великолепно звучало».
Первая симфония Шостаковича
“Ошиблись те, кто принял его Первую симфонию за юношески беззаботную, жизнерадостную. <…> Она исполнена такого человеческого драматизма, что это даже странно представить, что 19-летний мальчик прожил такую жизнь… Ее играли всюду. Не было такой страны, в которой симфония не прозвучала бы вскоре после того, как она появилась”, —
Лео Арнштам, советский кинорежиссер и сценарист.
Необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер попросил молодого композитора прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер, в США — Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 года в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым.
Дмитрий Шостаковича не раз и не два приглашали поехать в Америку или в Еврору и продолжить там начатую карьеру. Запад ждал русского композитора, но он упорно продолжал работать только на СССР. За что? Что хорошего она ему сделала?
Позже, в конце 1920-х — начале 1930-х годов, были написаны две идеологические симфонии — обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова А. И. Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова С. И. Кирсанова)
Характер Шостаковича
Шостакович был ершистым, задиристым и резким. И такой же была его музыка
Особенно этим он отличался в молодости. В пользу этого говорят 1-я соната, Афоризмы, опера “Нос”, 2-я и 3-я Симфонии (авангардные). Шостакович любил Хармса, футуристов, Введенского, Олейникова. Среди художников он обожал Малевича, все резкое, широе, леркое, бротистое, ранние вещи Гончаровой, Ларионова, Филонова, экспрессионистов, Заболоцкого. Потом его взгляды стали меняться, подобно тому как это происходило с Заболоцким. Натурфилософские стихи 30-х годов Заболоцкого близки родственным Прелюдиям опус 34, и его 4-я 5-я симфонии Шостаковича.
Все кого он любил были репрессированы в начале 30-40 х годов – Хармс, Олейников, Введенский. Заболоцкий и Шестакович пережили эти страшные времена. Искусство трансформировалось в личность . Даже по письмам это видно. В 2006 году была опубликована переписка Шостаковича с Солертинским, с его другом, и вот эти письма 20-х годов они удивительно похожи на литературные сочинения Хармса. Шостакович взрослел и все, что было в 30-е-40-е годы со страной, меняло его помимо его воли. И совершенно другим он был в 50-е. Он, огонь который в нем горит, обязан донести до публики. Например 8-я симфония поднимает 12-ю, 10-я гениальная симфония поднимает 11-ю. Сильные симфонии поднимают слабые. У Шостаковича как ни у кого все творческое связано с личностным. Шостакович говорил, что если бы Вагнер был бы хорошим человеком, то он был бы и хорошим музыкантом.
Говорят, что у Шостаковича много цитат. Их действительно много. Один пример. У Сталина была любимая песня – Сулико. Когда Шостакович написал виолончельный концерт, то он его играл Ростроповичу. И в финале, Ростропович не услышал это в исполнении Шостаковичем на рояле. И Шостакович спросил у Ростроповича: А тем-ку то узнали, узнали темку то? Ростропович не узнал. Тогда Шостакович сказал: “Да это же Сулико. Любимая песня Сталина” Она в карикатурном виде Шостаковичем используется в финала виолончельного концерта. Это пародия Шостаковича на Сталина. И таким скрытыми пародиями была насыщена музыка Шостаковича.
В инструментах Шостакович не разборчив – практически все его симфонии начинаются с соло флейт. Если не начинается с флейт, то уж к началу второй части опять звучит флейта.
Работа тапером в кинотеатре
Шостакович работал в кинотеатре тапером
Неизвестно в каком, но мне почему-то кажется что в кинотеатре Ленинград (теперь киноцентр). Традиция сопровождать фильмы музыкой жила в этом кинотеатре до 1970-1980 х годов. Когда кино уже было записанное на пленку с музыкой. Но когда я ходил в этот кинотеатр, перед началом сеансов не показывали политическую программу 10 минут, а в качестве вступления выступал живой ВИА. Когда Шостакович выступал там со своим репертуаром, во время сеансов он экспериментировал с темпом композиций, подбирал для персонажей ведущие мелодии, выстраивал музыкальные эпизоды. Ведь немое кино не было с готовой музыкой. Пианисту давалась полная свобода импровизации. Позже он использовал лучшие из этих фрагментов в своих сочинениях.
Впервые репрессированный
Первые наезды на Шостаковича со стороны власти начались в 30-е годы
Опера «Леди Макбет Мценского уезда “ по повести Н. С. Лескова (написана в 1930—1932 годах, поставлена в Ленинграде в 1934-м), первоначально принятая слушателями с восторгом, уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (известная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года). Позицию, изложенную в этой публикации, скорее всего инспирировал Сталин, своему другу в это же время он указывал на то, что музыка композитора “непонятна для народа” Михаилу Чиаурели ”]. Послушайте сами и сделаете выводы.
Песня Катерины — Галина Вишневская — Леди Макбет Шостакович, из оперы “Леди Макбет Мценского уезда”.
Дмитрий Шостакович писал партию Катерины специально для Галины Павловны Вишневской. Сюжет оперы был почти детективный. .
Немного об опере.
Партитуры не горят. Д.Шостакович. Опера «Леди Макбет Мценского уезда»
В том же 1936 году должна была состояться премьера Четвёртой симфонии —авангардного произведения более монументального размаха. Но тут, услышав критику Сталина, композитор сделала выводы, приостановил репетиции Симфонии и принялся за Пятую симфонию, ,вполне классическую ( Четвёртая симфония была впервые исполнена только в 1961 году, когда у власти был Хрущев.)
Деловой ответ” Cталину
Шостакович подстраивается под вкусы властей
В мае 1937 года композитор закончил Пятую симфонию — произведение, драматический характер которого, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Премьеру Пятой симфонии Иосиф Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Но это была не реабилитация, Шостакович еще подвергнется остракизму.
Вальс N 2 – 1938 год
Знамениты вальс Шостакович написал в 1938 году. Он стал особенно популярным в наше время.
Вальс из кинофильма «Первый эшелон» Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России в Гюмри.
Снова репрессия, второй удар по Шостаковичу
“Ленинградская” симфония запрещена
А пока шла Великая отечественная война, в которой Шостакович проявил себя с лучшей стороны. Находясь в первые месяцы войны в Ленинграде, Шостакович начал работать над 7-й симфонией — «Ленинградской», о которой нами подробно в статье . Но с 7-й симфонией случилась особая история.
После 7-й Ленинградской симфонии, Шостакович пишет серию военных симфонии , в частности 8-ю. А 9-я симфония 1945 года неожиданно маленькая – всего 25 минут.. Он должен был в 9-й симфонии тоже воспеть победу в Великой Отечественной войне, Сталина и советского народа, но Шостакович больше не может писать о Великой Отечественной. Он не может идти против своей музы. Ему не интересно. Уже я ясно что Советский народ побеждает. И он пишет легкую, изящную, нео-классическую, в стиле Гайдна и Моцарта, 9-ю симфонию. Просто красивую музыку.
Дмитрий Шостакович. Симфония № 9 ми-бемоль мажор (1945) op. 70. Концертный симфонический оркестр Московской консерватории. Дирижёр со сросшимися бровями — Дмитрий Крюков, великолепный дирижер!
И эта симфония вызвала резкую критику выше стоящих партийных организаций.
В 1948 году было опубликовано постановление Политбюро ЦК ВКП(б) в котором он, наряду с другими советскими композиторами, был обвинён в «буржуазном формализме», «декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен. Ряд произведений были запрещены к исполнению. Попала под удар и “Ленинградская” симфония. В 1942 в Ленинграде она игралась целиком. Теперь к исполнению была разрешена только 1-я часть. Остальные части были запрещены!
Все валится из рук у Шостаковича. Он долгие 15 лет не пишет симфоний, с 1945 и до 1961 года.
Шостакович, убежденный революционер, впервые обиделся на власть. Второй удар по нему нанес все тот же Иосиф Сталин. Как будто у Сталина было до фига знакомых композиторов, кроме Прокофьва и Дунаевского. Шостакович впервые усомнился в торжестве советской власти. В том же 1948 году начал писать не предназначенную для публикации сатирическую пародийную музыкальную пьесу «Антиформалистический раёк» на собственный текст, где высмеивал официальную критику «формализма» и высказывания Сталина и Жданова об искусстве.
D. Shostakovich. Anti-Formalist Rayok / Дмитрий Шостакович. Антиформалистический раёк
Шостакович отфутболил Америку
Отношения с Америкой у Шостаковича напряженные
. В 1948 году Шостакович подал в суд на американскую компанию 20th Century Fox за использование его музыкальных произведений в киноленте об угрозе советского шпионажа – «Железный занавес». Помимо его произведений в картине звучали композиции многих его соотечественников. Все они были использованы без разрешения, хоть имена авторов и были указаны в титрах.
Однако Шостакович проиграл это дело.
По советским законам его произведения уже перешли в общественное достояние, таким образом ему не принадлежали. Все становится собственностью СССР.
Несмотря на обвинения, в 1949 году посетил США в составе делегации Всемирной конференции в защиту мира, которая проходила в Нью-Йорке, и выступил на этой конференции с продолжительным докладом о мире и безопасности. Впервые Шостакович добрался до Америки, спустя 20 с лишним лет, где он прославился, на весь мир, в 1928 году. Шостакович остается верным своей стране.
Шостакович делает доклад в Америке
За что Сталинская премия
Шостакович известен как лауреат Сталинской премии, только обычно не принято говорить за что
В 1950 году Шостакович, в очередной раз прощенный Сталиным получил Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах» (написана в 1949 году) — образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён. “Песнь о лесах” не стала популярной и вообще с тех пор не исполнялась, но именно за неё Шостакович получил Сталинскую, что в официальных биографиях умалчивается.
В 1952 году написал цикл пьес «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра. Великолепное произведение.
Dances of dalls
Дедушка Щев
Хрущев не понимал, но уважал Шостаковича
В творчестве Шостаковича были произведения авангардные, которые не принял Сталин. Когда понял это и сам Шостакович и стал переносить уже начатые произведения в стиле авангарда на будущее, которому для него суждено было наступить. Это будущее началось с нового руководителя страны Никиты Хрущева. Прошлое закончилось с эпохой Сталина. Но жизнь продолжалась и без Сталина. (Это только другой композитор Сергей Прокофьев умер со Сталиным в один день).
В 1953 Сталин умер (5 марта) и началась Оттепель, как её называют и сейчас. Тогда её еще так не называли по сравнению с тем ужасом который был потом – эпохой застоя. Но искусствовед и композитор Иван Соколов этого не почувствовал.
В 1954 году , при Хрущеве, Шостакович написал «Праздничную увертюру» к открытию крупнейшего выставочного зала в Москве ВСХВ ( впоследсие переимнованным в ВДНХ -Всесоюзная селсьскохозяйства) и вдобавок к званию обладателя Сталинской пермии, получил от Хрущева звание Народного артиста СССР. Таким образом он стал всеми любимым композитором.
Так называл его я, когда мне был всего год, в 1963 году. Я знал кто такой Хрущев и что он сделал для своей страны. Интуитивно чувствовал что-то великое. Теперь спустя 60 лет я увидел фильм “Оттепель”, где показаны все великие люди из великой когда-то (я все еще надеюсь что она будет Великой) – Бродский, Окуджава, Довлатов.
Дедушка Щев
При Хрущеве, в 1961, прошла премьера 4-й симфонии Шостаковича авангардной. Хрущев традицинно аванград не любил, но терпел. Симфония создана в 1936 году, но вовремя отложенная при Сталине. За основу Шостакович брал музыку Малера. Он изучает как построены его симфонии. И применят это к свое 4-й симфонии. У него, как у Малера большие группы инструментов – тоже 8 валторн, Колоссальная мощь. Чудовищные сочетания очень низких групп инструментов и очень высоких и неожиданная кода на последней странице. Уже в мае 1936 года Шостакович заканчивает симфонию. 60й минут чистой музыки
Дмитрий Шостакович. Симфония 4 часть 1. Кирилл Кондрашин, 1966.
Та же музыка, записанная фирмой “Мелодия”
Здесь только 1-я часть симфонии. А вот и вся
Д. Шостакович — 4-я симфония (стороны 1 — 3) Lp
Весной этого же года у Шостаковича рождается дочь.
Любовь Хрущева к классической музыке
Он любил классику и именно по его настоянию в 1958 году Лауреатом премии имени Чайковского стал американец Ван Кляйберн
Это произошло в самый разгар холодной войны. Удивительно что при подвигах Хрущева по разгрому посещенной им Художественной выставки авангардистов 1 декабря 1962 года, когда советский лидер Никита Хрущёв, будучи неподготовленным к восприятию абстрактного искусства, подверг резкой критике их творчество, использовав нецензурные выражения, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня»
“Что это за лица? – выговаривал Никита Сергеевич. — Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?”
Многие произведения Шостаковича второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом. Таковы Шестой струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва, Черёмушки».
Квартет имени Д. Ойстраха: Д. Шостакович — Струнный квартет №10, As-Dur, Op.118
Как вам такой оптимизм? Но в этом весь Шостакович. 2-я часть острая. Но 3-я действительно оптимистичная. Обратите как играет на альте альтист. Если бы к этому квартете добавить бас-гитару и партию ударных с двойным бас-барабаном, получился бы вполне рок-номер. Но Шостакович об этом не знал.
Теперь Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957). Исполняет Денис Мацуев, Валерий Гергиев. Здесь ведущую партию исполняет фортепиано.
Д. Шостакович. Концерт №2 для фортепиано. Гергиев, Мацуев
А вот еще одно исполнение концерта N 2. Женское.
Alexandra Stychkina : Shostakovich piano concerto no. 2 in Konzerthaus Berlin
В том же году композитор создал Одиннадцатую симфонию, назвав её «1905 год», продолжил работу в жанре инструментального концерта.
Недолго музыка играла. В июне 1957 года, в ходе продолжавшегося четыре дня заседания Президиума ЦК КПСС, было принято решение об освобождении Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС. В те же годы началось сближение композитора с официальными органами власти. В 1957 году он стал секретарём Союза композиторов СССР. в 1960 году — Союза композиторов РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступил в КПСС.
В том же 1962 году Шостакович посетил (совместно с Г. Н. Рождественским, М. Л. Ростроповичем, Д. Ф. Ойстрахом, Г. П. Вишневской и другими советскими музыкантами) Эдинбургский фестиваль, программа которого была составлена преимущественно из его сочинений. Исполнения музыки композитора в Великобритании вызвали большой общественный резонанс.
Шостакович при Брежневе
При Брежневе Шостакович прожил с 1964 по 1975 год. И он не рад этим годам.
Все произведения этих лет пронизаны любовью к партии. По другому было нельзя. Шостакович в 1957—1974 годах — секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960—1968 годах — председатель Правления Союза композиторов РСФСР. Пленум вывел Хрущева из состава Президиума ЦК «по состоянию здоровья»,
Правление Брежнева началось с жестокости. Леонид Брежнев, заменивший Хрущёва на посту Первого секретаря ЦК КПСС, согласно утверждениям Первого секретаря ЦК Компартии Украины (1963—1972) Петра Ефимовича Шелеста, сначала предлагал председателю КГБ СССР В. Е. Семичастному физически избавиться от Хрущёва, устроив «аварию самолёта, автомобильную катастрофу, отравление или арест»ю Но обошлось без жестокости. Хрущёв был на пенсии. Скончался Хрущев своей смертью от сердечного приступа 11 сентября 1971 года, на 78-м году жизни.
Уже тогда страной со всей жесткостью управляло КГБ. Процветает КГБ и по сей день. Только теперь все проще. Нет посредников. КГБ фактически у власти. Хорошо что президент любитель музыки.
С началом эпохи политического застоя в СССР музыка Шостаковича вновь приобрела сумрачный тон. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой симфонии (1969) — снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных — Шостакович использовал стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой — смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).
Показательно самое последнее произведение Шостаковича Соната для альта и фортепиано N 147, посвященное альтисту Федору Дружинину – мрачнейшее из произведений. Оно написано Шостаковичем в больнице. Последняя правка была внесена в партитуру 5 августа 1975 года, за четыре дня до смерти композитора. В третьей части альтовой сонаты присутствуют цитаты из Бетховена, начиная с Лунной сонаты и заканчивая последними фортепианными концертами. При прослушивании хочется застрелиться или повесится. Натуральный похоронный марш. Бедный Федор Дружинин.
Исполняют солисты Национального симфонического оркестра США Лиза Эменхайзер (фортепиано) и Дэниел Фостер (альт). 3-я часть. 28 апреля 2017 г.
Как заметил композитор Иван Соколов, почему-то альт завладевает внимание композиторов именно в последние годы, дни их жизни. Так было с Моцартом (в реквиеме), Бахом (в 6-м Бранденбургском концерте), Бетховеным, Шубертом, Шостаковичем и многими другими. У Шостаковича не было ни одной альтовой сонаты. И вот он её написал. Это была предсмертная исповедь.