Композитор Бедржих Сметана повторил судьбу своего кумира  Роберта Шумана – от первых опытов до сумасшедшего дома

Бедржих Сметана родился в семье чешского пивовара Фратишека Сметаны и его супруги пивоварыни Барбары Линковой в 1824 году, так же как композитор Дворжак родился с семье потомственных убийц коров. За Сметану заранее подумали, что он станет продолжателем пенного семейного дела. И тут вдруг Бедржих в 19 лет заявил – буду композитором.

Ты, что, с ума сошел? – такова была реакция родителей, как будто они ни при чем. Но Бедржих был тверд в своем решении. Между прочим первые уроки музыки Бедржих получил от отца, скрипача-любителя, но в качестве дальнейшей судьбы тот для сына выбрал не музыкальное поприще. Он должен был стать пивоваром. Дело в том что в семье Франтишека Сметаны до этого все были девочки. Бедржих был первым мальчиком, которому можно было доверить продолжение семейного дала. А он вдруг заявляет, что хочет стать композитором и поступить в Пражскую консерваторию. Композитор – ну что это за дело? Отец сам дал ему в руки скрипку, потом рояль, который был тогда в каждой приличной семье.

 

Бедржих Сметана в молодости

В четыре года мальчик начал играть на скрипке и фортепиано, в 1830 году в шестилетнем возрасте впервые выступил на публике как пианист (исполнив переложение увертюры к опере «Немая из Портичи»)[7], а в 1832 году сочинил свою первую пьесу для фортепиано — галоп ре мажор.

Bedrich Smetana: Louisa’s Polka. Полька, посвященная Луизе.

По окончании школы отец отправил Бедржиха в Пльзень для получения юридического образования[11]. Там юноша прожил три года в семье дяди, профессора Йозефа Сметаны. Но всеми фибрами души болел за композиторство. Тем более, что Франтишек имея самленького сына, уже отправлял сына в Прагу для получения начального образования.

В Праге Бедржих уделял много внимания изучению творчества таких композиторов как БетховенБерлиоз Шопен и Шуман, а также мастеров виртуозного пианизма — МошелесаГуммеляТальберга[7], посещал концерты Ференца Листа. Наконец, в 1843 году он решил полностью посвятить себя музыке, оставил занятия юриспруденцией и переехал в Прагу. Сочиняя, например, салонные польки.

Bedřich Smetana: Tři Salonní Polky op. 7/Trois Polka de Salon 1. polka Fis dur 00:00 2. polka f moll 05:11 3. polka E dur 08:55

С этого момента отношения с отцом были порваны раз и навсегда.

Bedřich Smetana: Tři Salonní Polky op. 7/Trois Polka de Salon 1. polka Fis dur 00:00 2. polka f moll 05:11 3. polka E dur 08:55

С этого момента отношения с отцом были порваны раз и навсегда.

Жизнь за собственный счет

Бедржих решил что обойдется без помощи отца. Первому композитору Сметане подвернулась работа – уроки богатым людям. C 1844 по 1847 год служил домашним преподавателем музыки у графа Леопольда Туна. В эти годы он и сам брал уроки фортепианной игры и композиции у Йозефа Прокша[9].  За уроки надо было платить.

Klára Gibišová (12) Pedagog: Taťána Vejvodová, ZUŠ Ilji Hurníka

Женщины, женщины

Давным – давно , осенью 1839 года, когда он был маленьким, отец отправил его учиться в Прагу. После того, как отец обнаружил, что маленький сын не уделяет много внимания школе, отец временно поместил его к дяде в Нове-Место, где он наслаждался коротким романом со своей кузиной Луизой. Он отметил их страсть в «Польке Луизы», самом раннем сохранившемся полном сочинении Сметаны. В этом музыкальном отрывке объединив его мелодичную танцевальную музыку с великолепными танцевальными отрывками из голливудских фильмов. Музыка: Полька Луизы — Бедржих Сметана Исполняет Брненский государственный филармонический оркестр Дирижер: Франтишек Йилек.

Smetana — Bettina polka

В гимназические годы Бедржих играл в камерных ансамблях и оркестрах[10] и продолжал писать фортепианные пьесы — обычно весёлые польки.

В это время творчество Сметаны испытывало сильное влияние салонной развлекательной музыки немецких и итальянских авторов.

Полька из оперы «Проданная невеста»

Кстати эта первая полька затем была им использована в качестве музыки к “Проданной невесте” Музыка: Полька Луизы — Бедржих Сметана Исполняет Брненский государственный филармонический оркестр Дирижер: Франтишек Йилек.

Занятия у Прокша посещает и Катаржина Коларова — будущая жена Сметаны.

Тем временем знакомство с Робертом и Кларой Шуман переросло в оживлённую переписку. В собственных произведениях Сметаны этого периода отчётливо прослеживается влияние шумановского стиля[11] — это относится в первую очередь к серии фортепианных пьес «Экспромты и багатели», изданной в 1844 году[7]. Позже Сметана познакомился с Берлиозом и Листом[11], с которым у него с 1846 года установились тесные дружеские отношения.

Кроме того, он вынашивал планы открытия в Праге собственной музыкальной школы, которыми поделился с Листом. Тот в ответ пожертвовал на открытие школы 400 флоринов. Растроганный Сметана посвятил другу свой опус «Шесть характерных пьес», который был издан также при поддержке Листа[11].

Музыкальная школа Сметаны открылась в Праге в конце лета 1848 года[9].

В 1849 году Сметана женился на Катаржине Коларовой.

Катаржина Коларова — первая жена Бедржиха

В этом браке родились четыре дочери, старшая из которых умерла в возрасте пяти лет. Она была музыкальным ребенком. Её памяти отец в 1855 году посвятил горестное трио соль минор.

Б. Сметана Трио соль минор.ор.15, Финал. «Декабрины на Богданова, 19»

Личное горе и чувство ненужности на родине заставили Сметану в следующем году принять предложение отправиться в Гётеборг в Швеции[11], где он занял посты пианиста, хормейстера и дирижёра Филармонического общества. Одновременно он также продолжал давать уроки музыки. В годы пребывания в Швеции он часто посещал проживавшего в Веймаре Листа, под чьим влиянием создал ряд произведений в новом для себя жанре симфонической поэмы[9] — «Ричард III» (по одноимённой исторической хронике Шекспира), «Хакон-ярл» (по произведению датского поэта Эленшлегера) и «Лагерь Валленштейна» (по предложению Яна Коллара эта музыка сочинялась как вступление к драме Шиллера «Валленштейн»).

Сметана прожил в Гётеборге до 1861 года. Осенью 1860 года почти одновременно произошли два важных для него события: Австрия, ослабленная поражениями при Мадженте и Сольферино, обнародовала «Октябрьский диплом» — новую конституцию, предоставившую чешскому языку равноправный статус, а вскоре после этого скончалась жена Сметаны Катаржина. Вернувшись в Прагу, он на следующий год женился на Беттине Фердинанди[11]. Потому что надо кому-то готовить. Третьей жены не было.

Единственная симфония

В 1854 году композитор создал свою единственную симфонию — «Триумфальную» (в которой звучит мелодия австрийского гимна авторства Гайдна) и изъявлял желание посвятить её бракосочетанию императора Франца Иосифа, но эта инициатива была отклонена имперским двором, по-видимому, уже на ранней стадии. Что не помешало симфонии выйти в свет.

Бедржих Сметана. Симфония E-dur «Триумфальная»

Революция на один день

1848 год стал для восточной части Австрийской империи временем революционных событий, демонстрировавших пробуждение национального сознания венгров, чехов, словаков и других народов империи[11]. В этих событиях принимал участие и Сметана. В это время им был написан ряд произведений патриотического и революционного содержания — среди них «Ликующая увертюра», «Песня свободы» на слова Яна Коллара, «Марш Национальной гвардии»[7] и «Марш Пражского студенческого легиона». После подавления восстания композитор вернулся к повседневной жизни.

Оперы Сметаны

Особое внимание в 1860-е годы Сметана уделял созданию чешского национального музыкального театра. По решению чешского земского сейма уже в 1862 году начал работу Временный театр, функционировавший до завершения строительства пражского Национального театра[11]. 5 января 1866 года в театре прошла премьера первой оперы Сметаны — «Бранденбуржцы в Чехии»[9]. Эта была первая опера на чешском языке.

B.Smetana: Brandenburgers in Bohemia/Braniboři v Čechách-choir «Our time has come»

Также в том же году была создана самая популярная из опер Сметаны — лирико-комическая опера «Проданная невеста».

Увертюра к опере «Проданная невеста» (Бедржих Сметана). Центральный военный оркестр Министерства Обороны Российской Федерации Дирижёр: начальник оркестра, заслуженный артист России, полковник Сергей Дурыгин.

Состав оркестра составляет человек 70-80 первоклассных музыкатов.

Успех двух опер Сметаны помог ему занять пост дирижёра Временного театра, на котором он оставался на протяжении восьми лет.

Он ввёл в репертуар театра, помимо западноевропейской классики, также оперы чешских и русских композиторов. После этого успеха оперы от Сметаны пошли как из рога изобилия:

“Далибор”(1868), “Либуше” (1872), «Две вдовы» ( 1873—1874). Исполнение «Двух вдов» стало последним, которым дирижировал сам автор. Но вдруг композитора достигла полная потеря слуха, как Бетховена, а впоследствии и Шумана.

Уютный уголок – музыка в тишине

Поселившись в Ябкенице с семьёй дочери, композитор в 1874—1879 годах работал над циклом симфонических поэм «Моя родина»[11].

Практически глухой композитор пишет прекрасную музыку

В цикл входят 6 поэм «Вышеград» (чеш. Vyšehrad), «Влтава» (Vltava, также известная под немецким названием Moldau), «Шарка» (Šárka), «В чешских лугах и лесах» (Z českých luhů a hájů), «Табор» (Tábor) и «Бланик» (Blaník).

В «Моей родине» Сметана объединяет форму симфонической поэмы, разработанную Ференцем Листом, с чешскими национальными мотивами. Каждая из поэм посвящена какой-либо легенде, историческому эпизоду или природе Чехии.

Симфоническая поэма «Вышеград» создавалась в сентябре―ноябре 1874 года и была впервые исполнена 14 марта 1875. Она посвящена одноимённому замку в Праге ― одной из древнейших достопримечательностей Чехии.

Поэма открывается звуками арф, символизирующими легендарного народного певца Лумира.

«Влтава» была написана в ноябре―декабре 1874 года и впервые исполнена 4 апреля 1875. Композитор описывает одну из крупнейших чешских рек. Наигрыши флейт в начале поэмы изображают спокойное течение Влтавы, звуки труб и валторн ― охоту в лесу на её берегах.

0:13 / 11:17

Бедржих Сметана — Влтава (Moldau)

В Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном.

В творческое наследие входят многочисленные фортепианные пьесы, вокальные и хоровые сочинения.

Путь в сумасшедший дом

Только тяжелая нервная болезнь и потеря слуха (1874) заставили композитора отказаться от работы в оперном театре и ограничили размах его общественной деятельности.

К 1882 году работоспособность Сметаны была подорвана ещё сильнее начавшейся потерей памяти и речи. У него участились приступы депрессии. В ноябре 1883 года он в последний раз приехал в Прагу, чтобы присутствовать на повторном открытии Национального театра, отстроенного после пожара — по этому случаю в театре 18 ноября была вновь представлена «Либуше» (опера Сметаны). Последние несколько месяцев жизни композитор провёл в пражской лечебнице для душевнобольных, где и умер 12 мая 1884 года. Кстати Роберт Шуман, кумир Сметаны, тоже окончил свою жизнь в сумасшедшем доме.

Жизнь после жизни

Вскоре после смерти Сметаны, возродился интерес к опере«Далибор»  . Ее очень высоко ценил Густав Малер, и когда его пригласили главным дирижером Венской оперы, потребовал, чтобы «Далибор» был поставлен; премьера оперы состоялась в 1897 году. Через два года она прозвучала под управлением Э. Направника в петербургском Мариинском театре.