Сегодня мы возвращаемся к впечатлениям полученным 6 марта в Малом зале петербургской филармонии от концерта Галины Жуковой. Осталось два композитора, не вошедшие в первый обзор событий – Равель и Дебюсси.
Равель и Дебюсси – музыка чувств и впечатлений, сродни живописи импрессионистов, появившихся в конце XIX века начале XX- го. Если бы Равелю дали холст и краски, то он нарисовал бы смешение красок — то, о чем он думает в данный момент. У Равеля в музыке остается понятие темы. К примеру одной, двух на всё произведение. Но расцвеченной на миллионы оттенков, на сотни впечатлений. Иногда тема совершенно не напевна. Её нельзя изобразить голосом. Это минус, для музыки это всегда минус.
Хотя картины импрессионистов , тех же самых французов, и того же периода – Дега, Сислея, Ван Гога, Ватто всегда красивы и легки для восприятия. Это меня особенно поражало. Такие красивые картины и такие скучные музыкальные темы? Впрочем, среди болота горя появляются и островки комфорта.
У Галины Жуковой интерес к наследию импрессионистов родился, когда надоел классический репертуар и хочется чего то нового. Законное желание. Посмотрим , что из этого получится.
Сонатина и Альборадо
В программе концерта прозвучали Сонатина и Альборадо Дель Грациозо Равеля и Остров Радости Дебюсси.
Сонатину мы как-то сразу оставили за скобками. Вы сможете получить впечатление от нее, когда появится очередной диск Галины Жуковой.
Альборадо Дель Грациозо Равеля слушается как вальс. Мне под эту музыку, с виду серьезную захотелось танцевать. Вальс положенный на сложную подложку. Отдельные фрагменты запоминаются. Но не отдельных фрагментов процентов 90. Спасает тема. Вполне мелодичная тема. Но тема такова, что пронзает. Первая часть произведения узнается как вальс. Первый мотив, как раз вполне мелодичный, и легко напеваемый, разбит на три части. Первая – два вопроса, вторая – один ответ. Периодически в музыке проскальзывают испанские мотивы – например, в той же второй части, как будто звучат кастаньеты. Тема долго, долго развивается. Неторопливо и томно.
Вторая часть как будто начинается с одинокого, пасторального мотива рожка. Все замерло в природе. Тему оживляет вальсовый ритм, который неожиданно заканчивается проходящим сквозь всю клавиатуру хроматическим ходом. И снова начинается, постепенно разиваясь, не посредством меняющихся мелодий или проявлением, столь богатых по мелодическим ходам испанских изысков, но повторением одного и того же мотива на разные лады и постепенно нарастающей громкости, внезапно обрывающейся. И это все?
Эксперимент интересный. Задача стояла сохранить вальс. Сверхзадача – убрать фон, убрать оркестр из примерно 100 музыкантов, 99 из которых мешают общему восприятию произведения. Произведение длится всего минут 10.
Один момент, ради чего Ольга Жукова это сыграла. Она исполнила все, все партии 99 музыкантов в одиночку. Сыграла все просто на рояле. Даже звук казалось бы столь далеких от рояля кастаньет. Это то, ради чего это стоило играть. Я каких-то других исполнений Равеля не слышал, впрочем они наверняка есть. Мало кто за такое берется. Ольга Жукова взялась.
Остров Радости Дебюсси
Осторов Радости Дебюсси – совсем другого поля ягода. В нем нет такого яркого мотива. И не надо ! Он начинается с трели, чего казалось бы, странного в этой трели, пусть даже наложенной на вторую трель. Но именно этим , таким чисто колористическим моментом, сама трель завораживает. Ты видишь, видишь сквозь пространства картину – морской пейзаж, камни искрящиеся и переливающиеся на солнце. Путаницу водорослей. Легкий бриз, качающий на солнце толщу воды. Именно видишь. И нельзя отделаться от этого впечатления. И ты чувствуешь, что Галина Жукова тоже видит. Быть может своим взглядом дайвера проникающим во вся и во все, взглядом наблюдателя и ученого. Между прочим, среди фортепьянных транскрипций было только 4-5 женских среди 30-40 мужских.
На 2-й минуте исполнения пьесы, после бесчисленных переливов и осторожных раскатов, ,то звонких, то приглушенных, то глухо журчащих, появляется четкий танцевальный ритм тарантеллы. Впрочем он тут же исчезает, и продолжаются переливы самых разных тональностей – А dur, Н dur , B бемоль.
Плавно чередуюшиеся ноты, то восходящие-опускающиеся гаммообразные волны мелодии, то уплотненные аккорды, то мерные колыхания квинтолей аккомпанимента — все это создает картину неги и томления.
И это наполняете музыку Дебюсси лучезарностью, светом и восторгом. А Жукова все-таки хорошая пианистка. Её не раз приглашали работать за границей, но она остается здесь, параллельно работая там, в отличие от Аиды Гариффулиной, получившей австрийское гражданство.
Алексей Орешкин