Почему после таких произведений многим уже не хочется ничего писать …
Один из первых траурных маршей существовал уже в Древнем Риме, ноты его не сохранились, да и произведение было не бог весть каким. Начало, однако, было положено. С тех пор траурные марши пытались писать многие, произведения в рамках жанра были у Адольфа Адана — марш, которым в 1840 году сопровождалось перезахоронение в Париже останков Наполеона Бонапарта. Не он, однако, достиг такой силы, чтобы стать классикой жанра. Всем в первую очередь, даже далеким от музыки людям, в первую очередь вспоминается марш Фридерика Шопена, созданный композитором как часть «Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор». Характерно в этом марше использования в мелодии нисходящей терции, как впрочем во всей траурной музыке.
Мистические истории
Между прочим на это выдающееся произведение композитор потратил 2 года! С 1837 по 1839 год. Этим траурным маршем сопровождались похороны Леонида Ильича Брежнева и Джона Кеннеди. Именно во время создания этого произведения у Шопена проявились первые признаки болезни легких, от которой он и скончался в 1849 году, в возрасте 39 лет. Он создал произведение, которое его же и убило. Марш впервые прозвучал на похоронах самого Шопена на кладбище Пер-Лашез в Париже под звуки оркестровки Наполеона Анри Ребера. Безусловно Шопен играл его и раньше, но только не при людно. Во время исполнения марша в одном из английских салонов, Фридерику вдруг привиделось, как из его фортепиано появляются некие демонические существа. Музыкант в ужасе покинул салон, и этот случай впоследствии стали считать предзнаменованием его скорой смерти.
С этим произведением связана трагическая история из детства последней русской императрицы Александры Фёдоровны (Аликс, Алисы Гессенской), случившаяся примерно в 1883 году. Младший брат Аликс — Фридрих — неожиданно выпал из окна с шестиметровой высоты в тот момент, когда Аликс разучивала «Похоронный марш» Шопена во время урока музыки. Вначале мальчик вроде бы не пострадал и был лишь испуган, однако, ночью неожиданно умер от внутреннего кровоизлияния.
Почему именно он стал похоронным маршем
Marche funèbre в СССР стал официальной, чуть ли не казенной музыкой для похорон. Почему же именно он? Почему не марши в траурных жанрах других не менее известных композиторов — «Песня без слов» Мендельсона, марш из оперы «Гибель Богов» Рихарда Вагнера, четвертая часть первой фортепианной сонаты Александра Скрябина, вторая часть третьей симфонии Людвига ван Бетховена, марш In memoriam Яна Сибелиуса ? У вас, конечно, на слуху все эти популярные мелодии? Или скажем другой, тоже траурный марш самого Шопена https://www.youtube.com/embed/f32VdR_4HuY?wmode=opaque .
Марш из «Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор» написан за год до смерти композитора. Слава богу, что это было не первое его произведение, иначе мы бы не дождались десятков, сотен других, не менее выдающихся его творений.
Говоря языком поэзии, лучше всего об этом марше скажет Иосиф Бродский:
«…На чье бы колесо сих вод не лить,
оно все тот же хлеб на свете мелет.
Ведь если можно с кем-то жизнь делить,
то кто же с нами нашу смерть разделит?
Дыра в сей ткани. Всяк, кто хочет, рвет.
Со всех концов. Уйдет. Вернется снова.
Еще рывок! И только небосвод
во мраке иногда берет иглу портного…» (Из «Большой элегии Джону Донну», Иосиф Бродский)
«Поразительная запоминаемость и простота мелодии — вот причины такой популярности Траурного марша Шопена, как я могу предположить», — рассказывает Юрий Виноградов, историк философии , композитор и музыкант. С ним я полностью согласен. Где тонко, там и рвется, все верно, кроме тонкой нити гения музыки и, не менее тонкого указующего перста судьбы.
Горовиц и другие
Среди всех исполнений, есть поразительно запоминающиеся и не очень.
Врезается в память его исполнение Владимиром Горовицем на концерте 1978 года в Белом доме, где среди прочих слушателей был президент США Джимми Картер и называлось это просто — Вальс Ля минор, сочинения 1839 года (слушать с 23 минуты концерта). Он исполняет марш как ярый романтик.
Неожиданно звучит импровизационная часть марша в завершении, очевидно придуманная самим Владимиром Горовицем.
А вот Юлианна Авдеева, для контраста, исполняет марш в чисто мужской манере. В 2010 г. она одержала победу на шестнадцатом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, получив также дополнительный приз за лучшее исполнение сонаты N 2 Шопена.
Вот вкрадчивое исполнение южнокорейского пианиста Сона Чжин Чо и с таким же точно концом как у Владимира Горовица, впрочем предусмотренного и Шопеном. Это политональный набор звуков, в котором не прослеживается мелодия, завершающийся цитатой из основной темы.
А на последок — семейный портрет тех, кто очень любил Шопена.
Алексей Орешкин