Повержено Польское восстание и освоена любовь к трубе

Трубчатые грибы – не случайно Ленин по классификации Курёхина был грибом. А каким грибом? Мало кто задается этим вопросом. Конечно трубчатым – родственником белых, маслят, подосиновиков, не поганок.  Об отношении Ленина к музыке в статье.

Провальная история классической музыки в России

Но сейчас об отношении Николая I к трубам и немного о тяге к роялю Александра II. О сочетании в одном человеке самой нежной любви в музыке и ненависти к народу.

Не потому ли Николай I в 1830 году жестоко подавил Польской восстание, едва расправившись с декабристами? Одно насилие порождает другое. И эта жестокость сочеталась в нем с любовью к трубе – одним из самых нежных инструментов симфонического оркестра!

Давить и еще раз давить

Тактика поведения с грибами (грибы – народ) и с женщинами

Вообще подавление всяких восстаний и революционности в крови русских царей. Не даром Пушкин был монархистом и потому обожал Николая   I , несмотря на то, что тот был чуть ли не любовником его жены Натали. До этого, конечно, не дошло. Наталья держала себя строго. Но Николай ей нравился.

Представьте себе человека ростом 1 м 89 см, атлетического телосложения, широкая грудь, узкая талия и занимает высокое положение в обществе (то есть денег у него до фига).

Николай I в молодости

К томе же Николай I ухаживал за Натальей Гончаровой.  Не мудрено потерять голову. Неизвестно состояла ли Наталья с ним в отношениях.

Николай I был известный бабник. Горячо любя свою супругу Александру Федоровну, и относясь к ней с огромным уважением, Николай I все равно постоянно заводил себе любовниц. Пассий у этого российского императора, если верить ходившим при дворе слухам, было огромное количество. Добролюбов писал об этом

Не было и нет при дворе ни одной фрейлины, которая бы была взята ко двору без покушений на ее любовь со стороны самого императора или кого-нибудь из его августейшего семейства. Едва ли осталась хоть одна из них, которая бы сохранила свою чистоту до замужества. Обыкновенно порядок был такой: брали девушку знатной фамилии во фрейлины, употребляли ее для услуг… государя нашего, и затем императрица Александра начинала сватать обесчещенную девушку за кого-нибудь из придворных женихов.

Потому что с определенного времени ей врачи запрещали рожать. Александра Федоровна относилась к соперницам не ревниво. Но фаворитки были у Николая I и до женитьбы, и после.

Одной из кратковременных фавориток императора еще в 1830 г. стала юная дворянка Ольга Булгакова.

Мадемуазель Булгакова, которая приехала из Москвы — итальянский тип красоты; ярко выраженные черты, большие чёрные глаза, правда, чересчур выпуклые, ещё пока ничего особенного в осанке, бесстрастный вид, но изумительный цвет лица.

В середине февраля 1830 г. Ольга Булгакова отправилась на очередной бал, который давал князь Петр Волконский. На этом балу-маскараде 15-летняя красавица и познакомилась с императором Николаем I. Он протанцевал с Ольгой весь вечер, хотя  терпеть не мог танцы.

Известно, что через некоторое время после того, как Ольга стала фавориткой Николая, ее отец — Александр Булгаков, получил престижную должность московского почт-директора. Именно отца Ольги Александровны Пушкин в последующем презрительно называл в своих записках «Сашкой Булгаковым». Поэт не любил московского почт-директора, так как считал, что тот просматривает его переписку с целью выявления крамолы.

Фавориткой Николая Ольга Булгакова оставалась в последующем около четырех лет, до 19 лет от роду.

Пушкин писал в одном из своих писем:

…в Москве состоит почт-директором негодяй Булгаков, который не считает грехом ни распечатывать чужих писем, ни торговать собственными дочерьми.

Впоследствии у Николая было много фавориток. Расставаясь с ними, Николай их обеспечивал до пенсии.

Например, Варвара Аркадьевна Нелидова (1814-1987) была камер-фрейлиной фавориткой до самой смерти, и вероятной матерью его внебрачных детей. Впрочем, хватит про царских фавориток. Не о них наш рассказа, а о музыке.

Парадный портрет Нелидовой.

Труба и палки

Николай I ввел в число любимых инструментов  при своем дворе – трубу. Труба ассоциируется у нас с тонким, теплым,  изощренным звучанием (судя по записям Луи Армстронга). Очевидно этим инструментом он подавлял в себе врожденную агрессивность. Агрессивность было к кому применять – к беззащитным, к простому народу.

Недаром Николай I получил в народе прозвище Николай Палкин от Толстого – за то, что увеличил наказание за всякую вольность повышенным количеством палок.  Правда прозвище он заслужил намного позже смерти. Шпицрутены (палки) стали нарицательным названием для военных судов времён Николая.

С лёгкой руки Льва Толстого за русским царём даже укрепилось прозвище Николай Палкин:

«А уж палками — недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило, Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище».

В 1887 году Толстой пишет памфлет «Николай Палкин», который передразнивает имя императора: Палыч — Палкин.  Как будто Толстой не знает старой доброй пословицы – о мертвых только хорошее. Произведение написано под впечатлением якобы от беседы с солдатом-ветераном, который поведал Толстому о страшных телесных наказаниях в русской армии времен Николая I. Как будто он только сейчас об этом узнал. Но дело не в этом. 30 лет прошло со дня смерти Николая I. И теперь Лев Толстой осмелился над императором издеваться.

Некрасов был честнее. Он не боялся писать стихов во время правления Николая I. Николай поднял руку на женщину, распространив и для них телесные наказания. Тут Некрасов не стерпел:

Помните стихотворений Некрасова образца 1848 года, тоже времени правления Николая:

“Вчерашний день часу в 6-м,

Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую …”

За 25 лет, с 1825-го по 1855 год, как раз во время правления Николая I, под суд попали 229711 солдат и офицеров. Сколько женщин попали под палки – неизвестно.

Военным уставом полагалось следующее наказание, по числу ударов шпицрутенами:

1) «Нерадивость на строевых учениях» или неаккуратность форменной одежды (100 ударов);

2) Пьянство (300-500 ударов);

3) Воровство (500 ударов);

4) Побег (первый побег — 1500 ударов, второй — 3000, а третий — 5000 ударов).

За счет этой повышенной “палочности” народ часто не выдерживал испытание и умирал. Правление Николая I “украсилось” жестоким подавлением восстания поляков за независимость. Это Николаю припомнит Ференц Лист, за что будет изгнан из России, прямо во время гастролей! Восстание было подавлено в 1830-1831 году и Польша стала зависимым от России государством. Поляков массово ссылали в Сибирь.  По дорогам российской империи часто можно было встретить поляков закованных в кандалы – их гнали в дальние края, в Иркутск.

Восстание декабристов на Сенатской площади, попытка государственного переворота, состоялась чуть раньше в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Создателем Союза против самодержавия были Александр Муравьёв, Сергей ТрубецкойНикита МуравьёвИван ЯкушкинПавел Пестель[2]. Они то и были казнены при подавлении восстания.

Николай решился объявить себя императором. На 14 (26) декабря 1825 года была назначена вторая присяга — «переприсяга».  Сам император Николай выступал в качестве следователя на деле декабристов. Пятерым вынесен и приведён в исполнение смертный приговор —  Рылееву, Пестелю , Каховскому,  Бестужеву-Рюмину, Муравьёву-Апостолу). Сразу же были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость 371 солдат Московского полка, 277 — Гренадерского и 62 матроса Морского экипажа[22]. Арестованных декабристов привозили в Зимний дворец, в потом в Сибирь. С ними вместе на каторгу шли поляки, виновники восстания в Польше 1830 года.

Рисунок Пушкина в память о восстании декабристов.

Ненависть Николая I к Шопену

Там они составили хорошую кампанию русским, сосланным в Сибирь после восстания декабристов.   Кстати под репрессии Николая I попал Шопен! Хотя он к тому времени был в Париже, но ненависть к нему и его музыке глубоко ранили в сердце Николая I. Шопен, уже будучи за границей в Париже написал свой знаменитый революцинный этюд – где-то в 1830-1831 году, который особенно удался. В этот момент – в 1830 году, Шопен покинул родину и поселился в Париже.

Но на этом не успокоился в стремлении к революционности. В добавок к революционному этюду он написал терцовый этюд соль диез минорный, в котором повторение терций создавало также разоблачал самодержавие.  Это будет позже. Так получается что трагические явления толкали Шопена на самые гениальные его произведения . До сих пор эти произведения составляют хорошую школу для скрипки, клавиш.

Фридерик Шопен. Этюд до минор («Революционный») соч. 10, № 12. Играет Борис Березовский

Фридерик ШОПЕН — Этюд соч. 10 №4 до-диез минор Исполняет: НИ ЧЕНЬЧЖЕ (фортепиано)

Александр I и музыка

Но вернемся к правлению Александра. Император Александр I  (годы правления 1801 — 1825) играл на скрипке и кларнете. Обучил его виртуоз Фердинанд Диц (1742–1798), ученик композитора Кристофа Виллибальда фон Глюка ( 1714—  1787Вена) — австрийский композитор, преимущественно оперный, один из крупнейших представителей музыкального классицизма.

Кристоф Виллибальд фон Глюк

Глюк начал карьеру в Венской опере, где приобрел репутацию виртуозного скрипача. В 1771 г. Диц приехал в Россию и начал карьеру в качестве камер-музыканта придворного оркестра. Как придворный музыкант играл в Малом Эрмитаже, благодаря чему его талант оценила Екатерина II. Именно она избрала его на роль учителя музыки Александра I. Уроки принесли свои плоды, и, по свидетельству современников, Александр I хорошо играл на скрипке и кларнете.

Обучил его виртуоз Фердинанд Диц (1742–1798), ученик композитора Глюка (тоже скрипач), который начинал карьеру в Венской опере, где приобрел репутацию виртуозного скрипача. Уроки принесли свои плоды – обучение принесло свои плоды. (Записи музыки Александра I нет).

Музыка при Николае I

Николай I (правление 1825-1855) также не чуждался музыки. Император Николай Павлович стал первым российским монархом, игравшим на различных духовых инструментах: флейте, валторне, корнете и корнет-а-пистоне. Можно сказать, он стал первым мульти-инструменталистом (собрат по смычку — Давид Голощекин). Сам Николай I называл свои инструменты без различия нюансов, попросту «трубой». Современники отмечали его хорошую музыкальную память и слух. Кое-где он даже сочинял, отдавая предпочтение военным маршам.

По словам его сына Александра Николаевича (императора Александра II), Николай I обладал «необыкновенной музыкальной памятью и верным ухом»  . Эти способности он любил демонстрировать на регулярных домашних концертах, во время которых исполняли сочинения немецких, итальянских и русских композиторов.

Николай I в своем окружении. Роль фаворитки исполняет собака.

Николай I (правление 1825-1855) также не чуждался музыки. Император Николай Павлович стал первым российским монархом, игравшим на различных духовых инструментах: флейте, валторне, корнете и корнет-а-пистоне. Можно сказать, он стал первым мульти-инструменталистом (собрат по смычку — Давид Голощекин). Сам Николай I называл свои инструменты без различия нюансов, попросту «трубой». Современники отмечали его хорошую музыкальную память и слух. Кое-где он даже сочинял, отдавая предпочтение военным маршам.

По словам его сына Александра Николаевича (императора Александра II), Николай I обладал «необыкновенной музыкальной памятью и верным ухом»  . Эти способности он любил демонстрировать на регулярных домашних концертах, во время которых исполняли сочинения немецких, итальянских и русских композиторов.

Глинка. Ария Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» Исполнители: Николай Диденко (бас) и оркестр народных инструментов Академического хора русской песни радио «Орфей». Дирижер: Николай Азаров

Траты Николая I на музыку

Некоторую объективную информацию о музыкальных пристрастиях Николая Павловича дают его приходно-расходные книги по так называемой «Гардеробной сумме». Так, в 1824 г., находясь в Пруссии, великий князь Николай Павлович счел необходимым «за свой счет» приобрести у «инструментальных мастеров» Грислинга и Шлотта «духовые инструменты для Саперного и Пионерного батальонов», шефом которых он был. Эти духовые инструменты обошлись великому князю в 2914 прусских талеров (  до 1838 года – 1 талер = 24 грошей = 288 пфеннигов = 384 геллера).

Кроме этого, в период правления Николая I формируется такая форма музыкального досуга, как концерты на открытом воздухе в императорских резиденциях. Именно в 1840-х гг. Павловский вокзал превращается в музыкальную Мекку для истинных ценителей музыки. Великий князь Михаил Павлович согласился на продолжение Царскосельской железной дороги до Павловска только при условии регулярных музыкальных вечеров, которые предполагалось организовывать в здании Павловского вокзала.

У нас в гостях Ференц Лист и Иоганн Штраус

К Императорскому двору регулярно приглашались первоклассные европейские музыканты, они принимали участие и в музыкальных вечерах в Павловске. Так, 5 апреля 1843 г. на торжестве по случаю 25-летия обручения Николая I и Александры Федоровны играл Ференц Лист.

 Лекция 6 Ференц Лист: виртуозные пьесы

Ведущая — Ляля Кандаурова

Знаменитый Иоганн Штраус более десятка сезонов отыграл на Павловском вокзале для рафинированной публики. Впрочем, он невысоко ценил эту музыку, называя её музыкой для ног.

Около 9,5 минут длится композиция.

«На прекрасном голубом Дунае» (нем. An der schönen blauen Donau) — одно из самых известных классических музыкальных произведений, вальс Иоганна Штрауса (сына), написанный в 1866 году.

О музыкальных увлечениях Александра II мы знаем очень мало. Известно только, что он играл на фортепиано. Императрица Мария Александровна, как и всякая аристократка ее эпохи, также владела этим инструментом.

В салоне императрицы Марии Александровны регулярно проводились музыкальные вечера. Конечно, императрица «по должности» покровительствовала музыкантам, ее именем назван Мариинский театр. Однако современники свидетельствуют, что «императрица музыки не любила и ее не понимала».

Об образовании Николая Павловича

Учителями Николая Павловича были лучшие специалисты в своих областях. Так, политическую экономию преподавал академик Андрей Шторх, который был убежденным противником крепостного права и видел в нем одну из при­чин экономической отсталости России. Российскую историю и русский язык преподавал профессор Дерптского университета Григорий Глинка, автор книги «Древняя религия славян». Но больше всего Николай Павло­вич интересовался математикой, физикой и инженерным делом. С раннего детства он обожал строить из подручных материалов домики и крепости, а во взрослом возрасте любил говорить о себе «мы инженеры» или «наша инженерная часть»  .

О том, как Николай I ценил и уважал знание и науку, красноречивее всего говорит подготовка его старшего сына Александра Николаевича (императора Александра II), который стал одним из самых образованных людей своего времени.

На протяжении всей жизни Николай I старался много читать. В его библиотеке были исторические исследования Адольфа Тьера и Николая Карамзина, романы Жермены де Сталь и Эжена Сю. Наиболее известный роман Эжена Сю “Парижские тайны”(много томов).

Эжен Сю

Эже́н Сю (Мари́ Жозе́ф Эже́н Сюфр. Marie Joseph Eugène Sue26 января 1804Париж — 3 августа 1857Анси) — французский писатель, основоположник уголовно-сенсационного жанра массовой литературы.

Что хорошего дал Николай I для музыки

Да практически ничего, не считая гастролей в России Ференца Листа и Иоганна Штрауса. Поддерживал композитора Глинку. Опера “Жизнь за царя” была вдохновлена им.  При следующем царе Александре II была открыта Московская, а затем Петербургская консерватория, куда могли поступать и бедные люди, в зависимости от таланта. Первая русская консерватория открылась в 1862 году в Петербурге (в 1866 году – в Москве, где преподавателем стал Петр Чайковский за символическую зарплату в 50-60 рублей). Консерватория открылась братьями Рубинштейнами при спонсорском участии великой княгини Елены Павловны. Царь и тогда денег не вложил (речь идет об Александре II), но по крайней мере не препятствовал (см.статью https://bezpesen.ru/shedevry-klassicheskoj-muzyki/provalnaya-istoriya-klassicheskoj-muzyki-v-rossii )

Николай же I занимался музыкой для себя и для высшего света, и ничего более. Время еще не пришло. Люди лаптем щи хлебали, не до консерваторий было.