Полтора века музыкальной деятельности ушло коту под хвост.

До 1859 года публичные концерты вокальной и инструментальной музыки в России могли даваться только в великий пост, когда все театры закрывались. Концертный сезон длился всего 6 недель в году.  В остальное время публичные концерты не разрешались.

  Направление классическая музыка появилось в России значительно позже чем в других странах. Россия опоздала на 150 лет благодаря абсолютно не музыкальному царю – Петру I и ряду других факторов. Все последующие цари, с разным успехом, развивали европейскую традицию сделать музыку чем-то главным для государства и сотрудничали с иностранными музыкантами. У разных царей это получалось по разному, пока в России в середине XIX века не появилась первая консерватория. Вся предыдущая деятельность царей, на первый взгляд близких к музыке, и музыку практиковавших, ушла зазря. Сдвинуть музыку с мертвой точки помогла только частная инициатива.

Царь Петр I – музыка не в чести

История русской музыки начинается с момента зарождения нашего народа. Еще в Древней Руси люди спокойно могли спеть многоголосие на десять и более голосов. Этому способствовало пение народное. С другой стороны развивалось духовное, обрядовое пение – музыка служила богу. Однако светское пение, свободное сочинение музыки долгое время было чуждо русскому народу.

Иногда Петр I устраивал балы, но больше это походило на заседание госсовета

Царь Петр I иногда пел. У царя был неплохой голос и не дурной слух. Как он использвал эти дарованные природой возможности? А никак. Встречая человека с действительно не плохим слухом, Петр I тут же брал руководство музыки на себя, пытался дирижировать и из этого получалась скорее пародия, чем музыка.

Тем не менее Петр I зародил традицию; музыка стала неотъемлемой частью дворянского воспитания, что и привело к появлению значительного числа музыкально образованных людей, игравших на том или ином инструменте.   Предыдущие русские цари вообще не путешествовали, а этот царь смолоду побывал в Европе и во многом её взял за образец обустройства государства.

На свежем воздухе легко танцуется

 Как отмечают очевидцы-французы Петр I «посетил оперу и комедию нашу, более из любопытства, чем по склонности к развлечению…» (Дюнайе) Или по версии другого свидетеля: «…регент заехал за ним и повез его в Оперу… В середине представления Царь спросил пива… В четвёртом действии он уехал из Оперы ужинать» (Ришелье). Этот факт отмечен также и в «Журнале путешествия» Петра, составленном одним из служащих царя: «…Его Величество отправился в театр, в Королевскую ложу. Давали Оперу Гипермнестру… Когда поднялся занавес, Царь удивился много великолепию театра, перемене декораций и танцам девицы” .

Владимир Горовиц, 4 сонаты Скарлатти, тот же автор

Соната B major Доменико Скарлатти в исполнении Вдадимира Горовица, Карнеги Холл

Опера в то время представляла довольно загадочное действо. Гипермнестра — в древнегреческой мифологии старшая из данаид . Дочь Даная и Элефантиды, жена Линкея , мать Абанта . Единственная из пятидесяти сестер-данаид, ослушавшаяся своего отца и оставившая в живых мужа. Данай заковал дочь в цепи и хотел убить её… Представляете что царь Петр, еще под воздействием алкоголя, должен был во всем этом разбираться?

Пожалуй, единственный случай, когда Петру определенно понравилось театральное представление имел место в 1712 году в Дрездене, где он был проездом. В ряду увеселений, предоставленных государю гостеприимными хозяевами, было и представление немецкого театра, которое царя весьма позабавило. Точнее же, положительная реакция последовала лишь в отношении одного лишь и довольно сомнительного эпизода: «…после обеда видел представление в немецком театре, в котором, между прочим, явился на сцене пьяный мужик, что очень понравилось царю» (Брикнер).

Кастрат Петра I — мужчины, поющие женскими голосами обычное дело при дворе Петра I

Петр I особенно не терпел итальянцев и французов

Столь определенные личные пристрастия человека, имевшего наиболее существенное финансовое и административное влияние в государстве, не могло не воздействовать на особенности музыкального быта. Здесь можно согласиться с рассуждениями Штелина: «…итальянская и французская музыка совсем не нравились Петру, особливо ж не мог он терпеть последней, и для того никогда не бывало при его дворе итальянских и французских музыкантов».

В общем Россия в то время была закрыта для иностранной музыки. А местная была недостаточно развита, точнее – вообще не развита. Россия была бедна в музыкальном плане. Между тем музыка в мире развивалась. Был жив и находился в самой творческой активности Иоганн Себастьян Бах (21 марта 1685 – 28 июля 1750, Лейпциг). Петр I его проворонил.

Бах расцветал во время Петра I, но царь его проворонил

Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени, кроме оперы, которая как раз была популярна в начале-середине 18 века в России. Бах —  известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла расцвета. В это время в России о полифонии и слыхать не слыхивали, Петр I имел полное право и все возможности наслаждаются ею, но не наслаждался. Не повезло России с великим царем Петром Первым. А что же дальше? Может когда-то повезет?

Елизавета Петровна – время песен и неизвестных в Европе композиторов

Царица Елизавета Петровна (правила в 1741 по 1761 год) оказалась на редкость музыкальным человеком. Сохранились песни, которые она сочинила, или, как тогда говорили, напела. При дворе Елизаветы в почете были русские песни и танцы, однако  все-таки не русская, а итальянская музыка составляла основу репертуара придворных музыкантов. При Елизавете придворный оркестр возглавлял известный итальянский композитор и дирижер Франческо Арайя. Под его управлением находились прекрасные немецкие, итальянские, французские музыканты. Они исполняли преимущественно итальянские и французские произведения . Так тогда было принято при всех европейских дворах. 

“Прощальная симфония” N 45 Йозефа Гайдна, с фестиваля Юрия Темирканова:

Прощальная симфония

В конце 1740-х годов в Петербурге стали проводить публичные концерты для горожан. Сохранилась петербургская афиша 1748 года, в которой говорилось, что по средам в 6 часов вечера в доме князя Гагарина на Большой Морской улице будут устраиваться концерты. На них разрешалось присутствовать горожанам, купцам. Запрещалось приходить только пьяным, лакеям и проституткам.

Увлечение музыкой при дворе Елизаветы способствовало появлению в России арфы, мандолины, а главное – гитары, ставшей впоследствии популярнейшим инструментом.

Опера считалась еще одним из любимых зрелищ людей середины XVIII века. В царствование Елизаветы поставили более 30 опер. Оперы преимущественно ставились на античные сюжеты. Оперы были перегружены аллегориями, отвлеченными символами, скучным назиданием и заканчивались непременной победой добра над злом. Но зрители валом валили на оперные спектакли.

В 1758 году в опере «Альцеста» впервые выступил семилетний Дмитрий Бортнянский – в будущем выдающийся русский композитор второй половины XVIII века. Но представим другую оперу Дмитрия Бортнянского “Cын – соперник” на русском языке, что теперь редкость:

Опера Бортнянского «Cын — соперник» на русском языке

Не правда ли, похоже на Моцарта, но не так запоминаются мелодии.

Но в целом Елизавета встречалась не с теми, с кем можно было встречаться. Она не была знакома и не слушала произведения Иоганна Себастиана Баха (умер в 1750 году, как раз в разгар правления Елизаветы), ни его моногочисленных сыновей, не слушала Йозефа Гайдна (родился в 1732) – его оперу “Хромой бес” (поставлена в Вене в 1752), ни его с десяток струнных квартетов (1755), ни его первой симфонии (1759).

Йозеф Гайдн, симфония N 49.

https://www.youtube.com/watch?v=-gxGidXYw2c
Страсть — одна из частей симфонии

Не слушала Моцарта, ему правда было всего 5 лет.   

Век Екатерины II – век просвещения(период царствования с 1762 по 1796).

Eкатерана II воцарилась надолго. На целые 34 года. Екатерина II любила и приглашала работать при своем дворе следующих композиторов – Паизиелло, Галуппи, Манфредини, Сарти и первых профессиональных русских композиторов – Березовского, Бортнянского, Хандошкина и Пашкевича. Многие иностранцы приезжали в Россию по приглашению императорского дома. Хотя сама Екатенина II музыкальным слухом не обладала и откровенно признавалась, что «музыка для моих ушей редко что‐нибудь другое, чем простой шум». Но она понимала пользу дела и для этого связалась с Петрилло из Италии.
Некий Петрилло в 1734 году, когда он еще состоял камерным музыкантом, принял поручение двора договориться для придворной капеллы с итальянской оперой и комедией и отыскать в Италии нужных людей, способных привести к совершенству придворную камерную музыку. Он отыскал:

“Летом следующего года он прибыл из Италии обратно и с ним: Франческо Арайя, неаполитанец, в качестве капельмейстера придворной камерной музыки, Мориджи, из Болоньи, кастрат, владеющий поразительно высоким сопрано, Джиов. Пиантонида, из Флоренции, превосходный виртуоз на скрипке, с ним его жена синьора Посторля в качестве примадонны и Катарина Джиорджи, из Рима, в качестве второй певицы; …Джузеппе Далольо, из Падуи, один из величайших виртуозов на виолончели, и его брат Доменико — превосходный скрипач и композитор; …затем итальянский балетмейстер Фузано со своей женой Джинглией, из Венеции, весьма талантливой танцовщицей” – пишет Якоб Штелин — один из первых российских академиков и близкий друг Карла Филиппа Эмануила Баха — одного из сыновей И. С. Баха, в своих «Записках». Представление о музыке Карла Филиппа Эмануила Баха дает его концерт для флейты, струнных и клавесина:

Карл Филипп Эммануил Бах

Немного музыки дожило с тех времен. Концерты для клавесина – один из шедевров Карла Филиппа Эмануила Баха. С ним, по крайней мере Екатерина II вела переписку. К некоторым операм она написала русские слова, в частности к операм Бортнянского.

Дмитрий Бортнянский опера “Празднество сеньора”

Написано в подарок великому князю Павлу Петровичу

Можно было подготовить этих музыкантов в России, но в России в то время не было ни одной консерватории.

 У Екатерины II был небогатый выбор музыкантов, она тратилась па музыку как могла и даже сама писала либретто к операм. Меж тем в Европе были популярны совсем другие композиторы, куда нам более знакомые –  Франц Йозеф Гайдн ( 1732 — 1809), Антонио Сальери (1750–1825), Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) , Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827). Но на них в России не хватало денег. Так что Екатерина делала что могла.

Павел I ( годы жизни 1754 – 1801) и Моцарт

Павел I стал первым русским царем, который встречался с действительно великими музыкантами. Павел I был преданным поклонником Моцарта. Это, пожалуй первое упоминание действительно великих музыкантов в связи с русской историей. Во время второго визита монаршей четы Павла Петровича и Марии Фёдоровны в Вену в 1781 году для них давали оперу  «Волшебная флейта» великого композитора, причём автор сам сидел за клавесином и управлял спектаклем! В Вене супруги пробыли почти два месяца. И они были очарованы Моцартом.

“Волшебная флейта” оркестр “Русская филармония”, дирижер Виктор Бабарыкин с включением рок-ансамбля:

Дирижер Виктор Бабарыкин, увертюра к опере В.А.Моцарта «Волшебная флейта»

И Мария Фёдоровна, и её супруг были весьма хорошими пианистами: преподавателями императорской семьи были Джованни Паизиелло и сам Дмитрий Бортнянский. Павел I с детских лет занимался музыкой. Великий князь и его жена Мария Фёдоровна играли на клавишных инструментах, пели французские песни, приобретали ноты и либретто французских опер для своей библиотеки, регулярно посещали придворные спектакли и концерты. Мария Фёдоровна, кроме фортепиано, очень любила играть на арфе и брала уроки у лучших арфистов того времени. Музыкальные увлечения матери повлияли на её детей, охотно учившихся музыке и достигших значительных успехов: Александр – в игре на скрипке, Александра и Елена – в пении, игре на клавире и гитаре, Николай – на флейте.

Рояль Павла I

Александр I (1801-1825) – любимые композиторы Бетховен и Фильд

Император Александр I был связан с музыкой всю жизнь: он хорошо играл на скрипке и коллекционировал флейты. Любимая музыка императора Александра I – произведения Людвига ван Бетховена и Джона Фильда.

Field, Nocturne #5 in Bb Major. Dr. Jason Sifford, piano

Джейсон Сиффорд играет ноктюрн Филда B бемоль мажор

LISA YUI plays John Field (1782-1837): Nocturne No. 1 in E-flat Major

Lisa Yui — piano, Liszt Ferenc Music Hall, Liszt Ferenc Memorial Museum, Budapest, Hungary

Лиза Юй — молодая китайская пианистка

Николай I (1825 – 1855) – любитель Глинки обидел Глинку

Если верить организаторам президентской библиотеки то “император Николай I был хорошим музыкантом и любил выступать на придворных балах дирижером танцев.” Для интимных царских праздников Львов (был придворным музыкантом при Николае I) сочиняет музыкальные пьески и они разыгрываются Николаем I (на трубе), императрицей (на фортепиано) .  С 1836 году умер старый Львов, а через некоторое время молодой генерал Львов был назначен вместо него директором придворной Певческой капеллы. Ему и принадлежит музыка первого государственного гимна России.

В России во всех торжественных случаях с 1816 по 1833 год звучал один из старейших европейских государственных гимнов, гимн Великобритании «God Save the King» («Боже, храни короля»). В России его стали исполнять на слова стихотворения Василия Жуковского «Молитва русских». Гимн Молитва русских (рус. дореф. Молитва Русскаго народа) — первый Высочайше утверждённый государственный гимн России. За мелодию просто-напросто взяли гимн Великобритании. Утвердил проект царь Александр I.

Русский гимн — копия гимна Великобритании

До этого все торжественные события в России сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом — военными маршами.
При царе Александре I музыка оставалась английской. Два гимна, английский и русский, звучали совершенно одинаково.  Конечно так дальше продолжаться не могло.

Был обьявлен конкурс на музыку и на слова государственного гимна. Заказчиком был сам царь Николай I. В конкурсе было всего две пары участников. Михаил Иванович Глинка, предложивший в качестве гимна уже созданные им ранее песни.
Автором музыки нового официального гимна стал Алексей Фёдорович Львов, в 1833 году сопровождавший Николая I в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками «God Save the King». Эта тема запомнилась Николаю I. Львов был посредственным композитором, но выдающимся скрипачом. Когда Шуман услышал его игру в Лейпциге, то посвятил ему восторженные строки: «Львов настолько замечательный и редкий исполнитель, что его можно поставить в один ряд с первоклассными артистами. Если в русской столице найдутся еще такие любители, то иной артист скорее мог бы там поучиться, чем самому учить». В 1840 году Львов давал концерты вместе с Листом.

Итак Львов написал мелодию гимна, во многом взяв за основу гимн Великобритании. Он обратился к Василию Жуковскому с просьбой переделать несколько строчек заимствованного у англичан произведения, чтобы слова ложились на музыку.

В итоге, послушав все три варианта, Николай I выбрал вариант Львова. Это был первый настоящий русский гимн, написанный для музыкального прославления императоров русским композитором и русским поэтом. 18 декабря 1833 года в московском Большом театре состоялось первое публичное исполнение гимна, ставшего известным под названием «Боже, царя храни!» 25 декабря 1833 года Николай I утвердил гимн Львова. И он проработал до революции.

Гимн Львова

Новый гимн Росссийской империи, действующий с 1833 по 1917 год.

Боже царя храни

Переходный период – музыка для высшего общества

Поскольку, до 1859 года публичные концерты вокальной и инструментальной музыки могли даваться только в великий пост. Во все остальное время этот пробел отчасти восполнялся домашними формами музицирования.

С течением времени некоторые из салонов по организованности, серьезности и целеустремленности музыкальной деятельности превратились в концертные учреждения филармонического типа — своеобразные академии изящных искусств на дому. Таковы были дома Всеволожских в Москве, братьев Виельгорских, В. Ф. Одоевского, Львова — в Петербурге.

Домашняя вечеринка

О салоне Виельгорских поэт М. А. Веневитинов писал: «В 1830 и 1840-х годах понимание музыки еще составляло в Петербурге роскошь в кругу образованных людей и, задолго до основания филармонического и русского музыкальных обществ, наслаждение произведениями Бетховена, Мендельсона, Шумана и других классиков было доступно лишь избранным посетителям знаменитых когда-то музыкальных вечеров в доме Виельгорских».

Хотя салоны предназначались главным образом для особ «высшего света», их двери открывались и для тех, кто принадлежал к миру искусств. Дом Львова  на Караванной улице посещался и музыкантами и высшим светом. Знаменитых артистов, музыкантов, художников даже стремились привлечь в салон. «Мы с Львовым видались часто, — вспоминает Глинка, — в течение зимы в начале 1837 года иногда приглашал он к себе Нестора Кукольника и Брюллова и угощал нас дружески. Не говорю о музыке (он тогда играл превосходно Моцарта и Гайдна; у него же слышал я трио для трех скрипок Баха). Но он, желая привязать художников к себе, не жалел и заветной бутылки какого-нибудь редкого вина». Таким образом домашние вечеринки заменяли концерты.

В Российской империи самое первое учреждение, именуемое «консерватория», было открыто в 1787 г. в Кременчуге, учредителем стал в прошлом известный итальянский композитор Джузеппе Сарти. Но оно постепенно сошло на нет. Настоящая консерватория, то есть высшее учебное заведение открылось только благодаря энтузиазму и коммерческой жилке семьи Рубинштейнов. Ни царь, ни высшее общество не принимали в открытии консерватории никакого участия. Откуда же взялись братья Антон и Николай Рубинштейны?

Русская консерватория – царь ни при чем

Классическая школа музыки появилась в России в 19 веке. Первым русским классиком по праву можно считать Михаила Ивановича Глинку. Но, не стоит полагать, что до него не сочинялась достойная музыка. Ему предшествовали композиторы: Бортнянский, Березовский, Титов и Козловский и другие, но сочиняли они отнюдь не классику. Самый заметный в этом ряду – Бортнянский. Он сочинял два типа музыки – т.н. духовую, т.е. церковные песнопения, которые судя по партитурам составляли 90 % его сочинений,  и светскую. В светской, дальше вторичного подражания Моцарту (и то худшим его образцам) дело не шло. В общем было печально с классикой.

Братья Рубинштейны ворвались в мир только с той целью, чтоб сделать классику повседневным искусством. Это то, чем они запомнились потомкам.

Артур Рубинштейн на гастролях

До этого музыкальное образование, в том числе высшее, было во многих странах. Например, в Италии. Первая консерватория в мире, как высшее музыкальное заведения, открыл в Неаполе Джованни ди Талия в 1537 году. Затем консерватории возникли в возникли в Париже (1795), Праге (1811), Вене (1819) и во многих городах Германии: Лейпциге (1843), Мюнхене (1846), Берлине (1850), Кельне (1850), Дрездене (1856), Штутгарте (1857), Франкфурте (1878). В в Рио-де-Жанейро (1847), Бостоне (1853), Гаване (1885) и др. городах Америки тоже появились свои консерватории. А как обстояли дела с русской консерваторией?

Антон и Николай Рубинштейны последовательно шли к своей цели – открыть первую в России консерваторию. Оба они происходили из зажиточной еврейской семьи. Но папа рано умер. При этом дело его в Москве не увенчалось успехом – карандашно-булавочная фирма разорилась. Из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, где парни  занимались теорией композиции с Зигфридом Деном, и вернулись в Москву.

Кончать гастроли, начинать консерваторию

К тому моменту у Антона Рубинштейна него уже был опыт концертирующего пианиста. Первые уроки он получил от матери, а едве ему исполнилось 7, он стал учеником французского пианиста А.И. Виллуана. В 1839 , когда ему исполнилось 10, он дал первый концерт на публике, а вскоре отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Ференцем Листом и Фредериком Шопеном. В Берлине, когда ему 15, сформировались творческие контакты с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером. В 17 лет, когда умер отец, Антон переезжает в Вену и зарабатывает там частными уроками и пением в церкви. Потом возвращается в Петербург. С этого времени Рубинштейн начал строить карьеру в России, периодически выезжая на гастроли в Европу и Северную Америку. Много сочинял, его оперы ставили на столичных сценах. В 1865 году, став знаменитым и довольно состоятельным, женился на княжне Вере Александровне Чекуановой, которая родила ему троих детей.

Два свершения своего замысла братья Рубинштейны двинули вперед дело музыкального образования в России: это Русское музыкальное общество (РМО), учрежденное при покровительстве великой княгини Елены Павловны в 1859 году, и первая русская консерватория, учрежденная в 1862 году в Петербурге, также под ее покровительством.

Истинное лицо Рубинштейна

Петербургскую Консерваторию возглавил Антон Рубинштейн, а двумя годами позже, Московскую консерваторию – его младший брат Николай Рубинштейн. Сам Антон Рубинштейн первым сдал экзамены по нескольким предметам и получил официальный диплом «свободного художника», прежде чем возглавить консерваторию, директором которой он становился дважды: с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 год.  В Петербурге Антон Рубинштейн, помимо своего директорства, взялся вести классы фортепиано, ансамбля, инструментовки, оркестровый и хоровой.  Это понятно – за каждый класс полагается лишняя ставка, и глава консерватории – в первых рядах.

Все так он был пианистом, победное туше

Великая княгиня Елена Павловна и последствия ее политики

За все эти классы, Антон Рубинштейн, как и вся консерватория, получал деньги от великой княгини Елены Павловны. Но почему именно она, а предположим  — не царь, Александр II (правивший с 1855 по 1881 год), ни все предыдущие цари не взяли на себя этой почетной роли?

Александр II сыграл большую роль в развитии музыкальной культуры. Именно при нем был создан Большой театр в Москве и Мариинский театр в Петербурге. Сам Александр II прекрасно музицировал на фортепиано, его супруга Мария Александровна также увлекалась клавишными инструментами, а великий князь и брат императора Константин Николаевич играл на виолончели в оркестре под управлением главного дирижера Мариинского театра Э. Ф. Направника.

А не взяли они на себя финансирование первой консерватории просто потому, что им было пофиг. А почему великая княгиня Елена Павловна взяла? Во первых потому, что у нее умер муж, она овдовела. Ей всего 52 года. Она очень любила музыку. А деньги у нее были, правда, очень скромные.

Великая княгиня Елена Павловна

Зато происхождение у княгини было самое подходящее.  Великая княгиня Елена Павловна родилась 28 декабря 1806 (9 января 1807) года в Штутгарте, в германском королевстве Вюртемберг. Самое музыкальное государство. Она была первенцем в семье принца Павла Карла Фридриха Августа, младшего сына короля Вюртемберга Фридриха I и принцессы Шарлотты Саксен-Альтенбургской. При рождении она получила имя Фредерика-Шарлотта-Мария и титул принцессы Вюртембергского дома. Когда Антон Рубинштейн предложил ей взять часть расходов за создание Первой русской консерватории, она с радостью согласилась. Ведь она была первой, кто действительно помог. Тем более, что русские композиторы были скромны в своих расходах. Консерватория войдет в свет благодаря минимальным зарплатам.

Пышное название должности полностью противоречило бессистемным выплатам преподавателям. Зарплата составляла 50 рублей в месяц. Чайковский, 34-летний музыкант подрабатывал случайными публикациями критических обзоров в прессе. Заняв должность в Московской консерватории, он вернулся к первой своей зарплате, недавнего выпускника училища правоведения – 49 рублей в месяц. На десять лет назад. При этом нагрузка была приличная – часов 10-12 в день.

Елена Павловна — ей мы обязаны Консерваторией

У других преподавателей зарплаты тоже были не больше. Инвестиции в консерваторию окупались за счет платного преподавания. Впрочем наиболее талантливым студентам оно давалось бесплатно, а преподавателям за них платил инвестор. Кроме того, Елена Павловна предоставила для консерватории собственный особняк.

Тем временем финансирование из государственной казны составляло 0 целых 0 десятых процентов. И как только консерватория на столь скудном финансировании дотянула до революции 1917 года? Большевики взяли полностью финансирование консерватории на себя.

Ленин и Бетховен – история взаимоотношений

Об этом полностью позаботился Владимир Ильич Ленин. Тут же появились цитаты   вождя об Апассионате Бетховена, пересказанные Максимом Горьким в 1924 году:

 “Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди,

И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело:

— Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми.

Большевики сразу поняли что без музыки им обходиться нельзя. Они поставили музыку служить собственным интересам – воспитанию рабочего класса. Но ничего хорошего из этого не получилось. Музыканты, и , надо сказать, ведущие, стали валом валить за границу. Из классиков остались считанные единицы – Шестакович, Прокофьев, Дунаевский. Их ждала невеселая судьба. Особенно не счастливым оказался Шестакович, но он заслуживает отдельного рассказа. Сбежали – Рахманинов, Стравинский, Глазунов, Черепнин, Гречанинов, Метнер,  Шаляпин, Вертинский. Они ни разу не пожалели.

Алексей Орешкин